Не дождавшись юбилея чуть ли не единственного поста про службу 112 от 2009 года (здесь), хочу обновить информацию по этой симпатичной мне службе. Под катом описал текущее состояние службы у нас в Воронеже, но можно считать, что в течение года под это описание будет подходить система-112 в 80% субъектов РФ. А для тех, кому читать не интересно, скажу коротко: «В любой непонятной ситуации звоните в 112!»
112 – федеральный проект
Телефон 112 работает везде, это федеральный проект, но за обработку звонков отвечают структуры субъекта (областные) и муниципалитета (местные). Так что, в зависимости от расторопности местных властей, отвечать в разных областях будут по-разному. У кого-то навороченная информационная система, а у кого-то, извините, ночной сторож. К концу 2018 года информационные системы и централизованное управление звонками должно быть реализовано во всех субъектах РФ. МЧС, как ответственное федеральное ведомство, регулярно клизмит по этому поводу субъекты.
Организационная структура
Фактически, т.е. своими действиями по устранению проблем, на звонки реагируют муниципальные службы. В каждом муниципалитете организована единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС), у нее есть контакты с противопожарной службой, полицией, скорой помощью, ЖКХ, газовиками и другими экстренными оперативными службами (ЭОС) данного города или района. Именно в ЕДДС и приходит звонок 112, бережно переправленный оператором связи в зависимости от того, на какой территории стоит принявшая сигнал вышка.
Областные власти организуют ЦОВ, который всё это объединяет в систему, добавляя сверху вишенки в виде переводчиков, психолога, лесников и каких-то других экстравагантных служб. ЦОВ также обслуживает общую аппаратуру, осуществляет методологическое руководство, подхватывает пропущенные муниципалами звонки.
Каждый оператор-112 может соединить с каждым, оставаясь на линии или отключившись. В регламенте взаимодействия у них описано, какие службы подключать в том или ином случае. Например, при ДТП, кроме ГИБДД нужна полиция и скорая при наличии пострадавших, а еще спасатели — при зажатых и пожарные — при разливе топлива. На прошлой неделе бобёр покусал женщину, вызвали кого надо. Главное, что результаты опроса пострадавшего видны всем задействованным службам. У нас часто полиция и скорая вообще с заявителем не общаются, а отписываются в карточке, что вызов принят, бригада направлена. Ну и у служб своя специфика: например, если скорая данного района не отвечает 20 секунд, то вызов перенаправляется в соседний район, определенный для этого приказом, и машина поедет оттуда.
В регламенте же описывается, на какие случаи реагировать, а на какие – нет. Например, какие-то субъекты принимают обращения по ЖКХ, а какие-то нет (мы — принимаем). Но практически в любом случае оператору-112 легче сориентироваться в нужных действиях, чем абоненту.
Структура связи
Оператор связи маршрутизирует ваш звонок на зарезервированный для этой территории (района, города) 10-значный номер телефона в единый региональный узел связи УОВЭОС. У нас УОВЭОС в Ростелекоме, но некоторые ЦОВы, по слухам, берут это счастье на себя. Далее звонок по SIP транслируется в серверную стойку ЦОВ, где по тому самому 10-значному номеру определяется, в какой ЕДДС следует направить звонок. В нашем случае направление происходит уже средствами информационной системы, по специально созданной для этого VPN-сети, на АРМ оператора ЕДДС. У оператора ЕДДС на экране загорается панелька, он принимает вызов на гарнитуру и, опрашивая заявителя, может подключать другие службы по внутренней связи, либо звонком в общую телефонную сеть. Все подключения – кликом мышки.
Оператор-112 может нажатием кнопки запросить из информационной системы оператора связи местоположение позвонившего и дополнительные сведения о нем. По 607-му приказу МКС это должно быть с 1 мая 2017, но фактически внедряется только сейчас. У нас – до конца 2017. Сведения отображаются в карточке вызова и на карте в геоинформационной системе (под нее у каждого оператора-112 отдельный монитор).
Номер абонента определяется, действия логируются, звук пишется. Срок хранения – 3 года.
Резервирование связи:
- если нет канала до ЕДДС или она не берёт звонок дольше 8 секунд, то за неё звонок принимает ЦОВ;
- если нет канала до ЦОВ, то звонки из УОВЭОС по E1 уходят на IP-телефоны ЕДДС;
- если ни того, ни другого, то в ЕДДС звенит обычный телефон.
Есть интеграция с соседними субъектами: если вышка ошибочно маршрутизировала абонента из приграничья Курской области в Воронеж, то оператор-112 свяжется с Курским ЦОВом и передаст звонок туда без разрыва связи.
Звонки с ЭРА-ГЛОНАСС поступают ежедневно. Раньше вместе с координатами, но сейчас временно приостановили, допиливаем протокол. Тестировали в ближайшем автосалоне, и с тех пор демонстрация действия приборчика ЭРА-ГЛОНАСС в продаваемом автомобиле стала для них обязательной фишкой.
Есть связь с камерами видеонаблюдения «Безопасный регион» — оператор-112 со своего рабочего места может посмотреть трансляцию ближайшей к месту происшествия камеры, а оператор видеонаблюдения может сформировать автоматизированное создание происшествия для 112 на основе данных с камеры.
Бессимочные приходят постоянно – либо в виде IMEI, либо с подменой на выделенный оператором связи для таких случаев 10-значный номер. Часто проверяют телефоны при покупке, часто балуются дети и скучающие идиоты. Но вот как-то мужик попал в колодец, где его оператор связи не ловил, так его подобрала вышка другого оператора и, как бессимочный, передала нам. Т.е. мужик не мог позвонить никуда, кроме как на 112. Нашли в итоге, включив сирену на машине – он корректировал экипаж по звуку «холодно-горячо».
Наведенные «пустые» звонки – боль. Набор номера 112, в отличие от 911, на раз генерируется неисправным оборудованием.
Статистика
На миллионный город около 2 тысяч звонков в сутки плюс столько же на область. Из них:
Скорая- 45%
Полиция – 30%
ГИБДД – 12%
Противопожарная служба – 6%
Зачем вообще это всё придумали?
- человек не морочится «куда звонить?», звонит в 112, а там специально обученные операторы;
- вызов можно осуществить без симки, с заблокированного телефона, вне зоны покрытия своего оператора;
- выстроенная система резервирования;
- эффективное реагирование на «комплексные» присшествия: все задействованные экстренные службы видят результат опроса и реагирования, могут участвовать в опросе;
- есть единая точка входа для смежных служб: из ЭРА-ГЛОНАСС, из соседних субъектов, из систем видеонаблюдения, из системы «Безопасный регион».
Вывод
В любой непонятной ситуации звоните в 112!
Всем спасибо!
Автор: Роман Морозов