БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ

в 6:46, , рубрики: волновая функция, время, запутанность, нелокальность, объективность, пространство, субъект, субъективность, эмерджентность, энтропия
БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 1

Нет  вообще  ничего  пребывающего ни вне меня, ни во мне; существует лишь непрестанная смена. Образы - это единственное,  что существует... они проносятся мимо, хотя нет ничего, перед чем они  проносились бы ... образы, связанные образами образов, не имеющие ни цели, ни значения. Я сам - один из этих образов. Я ни в чем не  знаю  бытия, не знаю и своего собственного бытия. Всякая реальность превращается в странную грезу связанную грезой о самой себе.

Иоганн Фихте

Пытаясь понять окружающий Мир, люди во все времена хотели большей определённости и стремились обладать абсолютным, конечным знанием. С этой целью в схему объяснения Мира либо вводится «высшее божественное существо», либо предполагается «матричное моделирование реальности», либо «супердетерминизм», либо различные виды «математических Вселенных». На мой же взгляд, объяснение процессов Мира с помощью «Бога», «Матрицы», предопределённости и математики является упрощением. Не надо примитизировать Мир, он на самом деле гораздо сложнее.

В чём же его сложность? Сложность Мира как раз в том, что ничего абсолютного и предопределённого в нём нет. Всё существующее случайно, условно и относительно. Одни случайные условности могут временно существовать только относительно других случайных условностей, но при этом быть действительными друг для друга и изменять друг друга.

Известно, что математический аппарат теории относительности Эйнштейна и квантовой теории хорошо разработан и успешно применяется. Но проблемы возникают при его интерпретации или объединении двух теорий. В этой публикации я предлагаю свою версию, по-новому объясняющую такие явления как гравитация и квантовые эффекты.

Что мы можем сказать о Мире в целом? Ничего конкретного

Говоря о Мире в целом, мы не можем сказать о нём ничего кроме самых общих утверждений типа - «Мир бесконечен, вечен, существует сам по себе, независимо от любых субъектов, находится в постоянном самообновлении и непознаваем до конца в принципе».

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 2

Мы говорим, что Мир бесконечен, так как не можем себе представить границ Мира. И мы говорим, что Мир вечен, потому что не можем представить его начало и конец. Тем не менее, мы теперь вполне можем представить, что та или иная конкретная Вселенная, как условная часть глобального Мира, ограничена, замкнута, имеет начало и конец.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 3

Предположения о том, что в Мире существует некий Абсолют – «Бог» или что Мир это «Матрица» не особо помогают нам в объяснении Мира. Так как в этом случае пришлось бы объяснять, как, в свою очередь, возникли они, что «Бог» или «Матрица» собой представляют и как они управляют Миром. При этом также можно было бы предположить, что за «нашим Богом» или «нашей Матрицей» стоят ещё более могущественные «Боги» или Матрицы следующих «уровней», что приводит к бесконечному регрессу первопричин. 

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 4

Поэтому я не верю, что глобальный Мир был кем-то искусственно создан (в философии это направление называется онтологическим реализмом или самообоснованностью бытия). Но в то же время я не отрицаю, что некое подобие «Бога» или «Матрицы» может существовать в ограниченном варианте. То есть какая-то условная часть глобального Мира может управляться внешними силами похожим на то, что мы понимаем под «Богом» или «Матрицей».

Только при возникновении субъектов в Мире появляется что-то определённое

Определённость в «абстрактном» глобальном Мире появляется только тогда, когда в нём, в общем-то, совершенно случайно, возникают субъекты. Без субъектов, которые его воспринимают и взаимодействуют с ним, Мир остаётся неструктурированным, необъективированным и не имеющим конкретных свойств (онтологический плюрализм).

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 5

Понятие «субъект» до сих пор является дискуссионным и многими философами определяется по-разному. Я буду называть «Субъектом» условную часть Мира, которая начинает условно делить Мир на «самого себя», как нечто особенное и цельное (несмотря на внутреннее сложное устройство) и «внешний», по отношению к «себе» мир. Начинает «ощущать себя» неким «центром обзора» и «точкой отсчёта» для всего остального, воспринимаемого им в Мире. И активно действует в нём, с целью самосохранения и самораспространения «себя» и своих условных «частей». Причём условно «внутренние части» субъекта в общем случае должны способствовать сохранению его как «условного целого».

Неизвестно почему и зачем в Мире вообще появляются субъекты. Современные космологические теории предполагают, что возникновение субъектов в некоторых из локальных Вселенных очень редкое явление, происходящее при уникальном стечении обстоятельств (так называемых «тонких настроек» Вселенных). Но в бесконечном Мире, который существует вечно, можно ожидать, что все возможные события, включая даже самые редкие, обязательно произойдут. И вполне может сложиться так, что условные части некоторых Вселенных могут как-то по особенному обособляться и приобретать необычные качества, становясь «субъектами».

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 6

В этом смысле «субъекты» можно рассматривать как уникальные самоорганизующиеся структуры, появляющиеся из бесконечного множества возможностей и становящиеся своего рода «центрами» в абстрактном Мире, создавая в нём определенность.

В некоторых Вселенных субъекты могут приобрести и так называемое «сознание». То есть, несмотря на невероятную сложность и малую вероятность такого процесса, требующего наличия  уникальных условий - в бесконечном и вечном Мире эти условия будут воспроизводиться бесконечное число раз. Таким образом, даже если «самосознающие субъекты» появляются лишь в небольшом проценте Вселенных, они всё равно будут присутствовать в бесконечном количестве Вселенных.

Любой субъект ограничен в своём восприятии Мира. Относительность реальности

Исключительно важно то, что любой субъект ограничен и не способен воспринимать Мир бесконечно глубоко и всесторонне полно. Он воспринимает Мир в виде условных, конечных, ограниченных форм, взаимодействующих между собой условным, конечным, ограниченным способом.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 7

И, следовательно, любая реальность становится относительной (концепция субъективного конструктивизма). Субъект, имея ограниченное восприятие и свои собственные критерии восприятия, воспринимает и оценивает Мир через призму собственных «настроек и лекал».

При этом он становится «центром» и «критерием» для своей реальности, и Мир воспринимается им через условные и ограниченные формы, «не позволяя» постичь бесконечное. Поэтому реальность, которую мы знаем, всегда ограничена и субъективна, и каждый субъект не только воспринимает, но и создает свой собственный мир.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 8

К примеру, в философии Фридриха Ницше подчеркивается, что истина и реальность субъективны, и каждый человек имеет свое уникальное «Я», в пределах которого весь мир становится значимым и осмысленным.

Мы будем обозначать «Мир» с большой буквы говоря о глобальном Мире, Мире в целом, и обозначать «мир» с маленькой буквы, когда рассматриваем субъективные миры, то есть тот же глобальный Мир, но уже отображённый каждым субъектом как-то по-своему.

Субъект это условная конструкция, противопоставляющая себя внешнему миру

Но являясь своего рода «точкой отсчёта» и «критерием» существования всех «форм» своего «субъективного мира», сам «субъект» не есть некий абсолют. Он также условность и существует, прежде всего, как таковой, в своей собственной «системе отсчета». А для других «систем отсчёта» данный субъект может быть не таковым или не существовать вообще.

То есть «субъект» не является незыблемым и объективным феноменом, он, скорее, условная конструкция, существующая в контексте его собственной субъективной реальности и определяемая отношениями с другими субъектами.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 9

Целостность «субъекта» также условна. «Субъект» постоянно меняется, может увеличиваться, уменьшаться, даже делиться, но, тем не менее, в нём присутствует «ощущение» некоей своей особенной цельности, противостоящей внешнему миру. Это ощущение цельности позволяет субъекту воспринимать себя независимым от внешнего мира, но, по сути, остаётся хрупким, динамичным и подверженным изменению состоянием (процессуальная онтология).

«Субъект» воспринимает Мир и себя самого по неким «лекалам» своей субъектности, но в процессе его существования эти «лекала» способны меняться и он может начать воспринимать Мир и себя самого уже несколько иначе. Процессы, происходящие условно «внутри субъекта», способны увеличивать или уменьшать его шансы продержаться в Мире как можно дольше. Хотя само существование субъекта определяется в первую очередь глобальными Мировыми процессами, на которые он может влиять лишь в очень небольшой степени.

Вне-субъективного взгляда на Мир не существует. Все закономерности условны

Мы, конечно, можем рассуждать о Мире «самом по себе» и о каких-то происходящих в нём процессах, при этом как бы абстрагируясь от любого субъективного их восприятия, но большого смысла в таких рассуждениях по-моему нет. При описании Мира нам неизбежно придётся выбрать ту или иную систему отсчёта, привязанную к тому или иному субъекту.

То есть, восприятие и познание не могут быть полностью отделены от субъекта, который их формирует. Любые закономерности, которые мы обнаруживаем, действуют лишь в контексте субъективного восприятия и интерпретации.

Это ведет к важным следствиям:

- любое знание о мире будет условным и относительным, так как оно привязано к системе восприятия субъекта. Даже попытки абстрагироваться от субъективности или представить Мир «сам по себе» остаются в рамках субъективных построений, так как субъект не способен выйти за пределы собственного восприятия Мира

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 10

- то, что мы называем «закономерностями» мира, представляет собой не абсолютные законы, а схемы, созданные субъектом для упорядочения его бытия. Эти закономерности служат скорее инструментами для взаимодействия и ориентации субъекта, чем являются объективными законами природы

- а поскольку не существует «абсолютных субъектов», нет и единственно правильной системы отсчета, из которой можно было бы наблюдать Мир «сам по себе». Каждый субъект неизбежно действует в своей системе координат, которая отражает его уникальное восприятие и интерпретацию

- именно поэтому любое описание Мира и закономерностей, которые в нём наблюдаются, будут всегда относительными и субъективными, даже если кто-то стремится придать им видимость объективного знания (об этом мы подробнее поговорим ниже).

В мире субъекта одни условности существуют относительно других условностей

Следовательно, мир субъекта, в общем, «устроен» таким образом, что в нём одни условности существуют относительно других условностей. Но друг для друга они действительны, так как могут воздействовать друг на друга и как то изменяться при этом. В философии эти идеи имеют место в контексте релятивизма и конструктивизма, где реальность понимается как построенная через взаимные соглашения и восприятия.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 11

И поэтому любой субъективный мир можно рассматривать как систему взаимосвязанных и действительных друг для друга условностей. Эти условности, хотя и имеют относительный характер, способны существовать друг относительно друга как определённые и значимые реальности. И каждое явление в восприятии субъектом мира получает свою значимость и реальность в рамках взаимосвязей с другими явлениями этого же  восприятия мира.

Можно сказать, что мир субъектов, состоящий из этих «условностей», не является абсолютно объективным в метафизическом смысле, но для данных субъектов он вполне реален в рамках взаимодействий и изменений, которые эти условности порождают.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 12

Но нужно понимать, что в основе воспринимаемых субъектом условностей лежат бесконечно глубокие процессы, которые можно назвать "квази-процессами". Эти процессы, возможно, непостижимы в своей сложности и выходят за рамки субъективного восприятия и понимания. Однако именно они становятся источником того, что мы воспринимаем как «реальность» — условных форм, взаимодействующих и создающих ощущения устойчивости и определённости.

Квази-процессы можно представлять как динамическое поле не полностью постижимых структур, которые становятся источниками форм и отношений, воспринимаемых субъектом, структурируя тем самым его субъективную реальность.

Попробуем определить «основной закон мира субъекта»

«Формами» я буду называть всё конкретное, ограниченное в мире субъекта. То есть для субъекта, непознаваемые в принципе процессы Мира ( мы называем их «квази-процессами») как то оформляются в виде условных, субъективных, но действительных для него форм – предметов, явлений, процессов, взаимодействий которым он приписывает те или иные субъективные, важные для него,  характеристики.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 13

То есть «формы» являются конструкциями, возникающими благодаря попыткам субъекта воспринять «квази-процессы» — потенциально неограниченные и недоступные для полного восприятия. И субъект воспринимает Мир как набор таких условных «форм» (типа «верхушек айсбергов») которые для него имеют определённое значение и характеристики.

Именно по этим условным, субъективным характеристикам субъект отличает одну форму от другой и судит о продолжении её существования, изменении или исчезновении. Для этого субъект различает основные и второстепенные признаки формы. Если меняются только второстепенные признаки формы, то с точки зрения субъекта форма продолжает существовать, хотя и в несколько изменённом виде. Если меняются основные признаки формы, то субъект может говорить об исчезновении формы или переходе её в иную форму.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 14

Впрочем, мир субъекта на удивление стабилен, иначе он и сам в нём не смог бы существовать. Описывая формы своего субъективного мира теми или иными параметрами, субъект приходит к очень важному выводу - «определённые параметры условно замкнутой системы не могут изменяться произвольно», а только при каком-то воздействии на эту систему извне. Назовём этот вывод «основным законом мира субъекта». И поэтому главные закономерности любого субъективного мира - это сохранение определённых параметров форм или систем этих форм.

Кантовская концепция Пространства и Времени

Иммануил Кант предполагал, что субъекты обладают удивительной априорной («врождённой») способностью воспринимать Мир в виде отдельных, существующих только для них форм (феноменов). По мнению Канта, субъекты никогда не смогут познать ноуменальный Мир (Мир «сам по себе»), хотя знание о его существовании помогает субъектам понять границы их собственного познания Мира.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 15

Также, согласно Канту, пространство и время не существуют как абсолютно объективные реалии, это лишь фундаментальные условия человеческого восприятия Мира, предшествующие любому опыту, которые накладываются на внешний Мир и определяют способ, которым мы познаем и структурируем информацию о нём.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 16

Это означает, что каждый опытный объект или событие воспринимается нами в координатах пространства и времени, поскольку наше восприятие структурировано таким образом. Что дает нам возможность воспринимать объекты как имеющие форму, размер и положение относительно друг друга, а также осознавать последовательность событий, изменения и продолжительность.  И все наши представления о причинности, смене событий, движении и взаимодействии зависят от этих наших априорных способностей восприятия.

Мы никогда не сможем познать ноуменальный Мир, но можем полагать, что в нем пространство и время не играют никакой роли. Это радикально отличается от классического представления о пространстве и времени как объективных контейнерах, в которых существуют все объекты. В кантовской философии Мир воспринимается через фильтр человеческого сознания, а пространство и время являются не внешними условиями, а частью этого фильтра.

Прошлое, настоящее, будущее  - это субъективные условности

Следовательно, мы можем говорить о прошлом, настоящем или будущем только с точки зрения того или иного субъекта. Скорее всего, в том виде как мы это понимаем прошлое, настоящее и будущее в Мире «самом по себе» не существует, хотя нам это очень сложно представить. Как только мы пытаемся осмыслить Мир «сам по себе», мы неизбежно привносим в это размышление свой субъективный аппарат.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 17

То есть с позиции субъекта, прошлое, настоящее и будущее представляют собой категории восприятия, а не объективные свойства реальности. Мы переживаем время линейно из-за ограничений нашего восприятия, но это не обязательно отражает Мир «сам по себе». Некоторые физические теории, такие как теория относительности Эйнштейна, показывают, что время может быть относительным и что разграничение между прошлым, настоящим и будущим может исчезнуть на фундаментальном уровне.

Причинно-следственные связи также являются условностями, которые возникают из-за нашего  способа восприятия Мира. Мы стремимся упорядочивать события в последовательности «причина — следствие», но в квантовой механике, например, причинность не всегда имеет однозначный характер (эффекты могут быть нелокальными или синхронными).

Возможно ли взаимодействие через пустоту?

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 18

Ещё в древности людей удивляло, как намагниченные кусочки вещества могли воздействовать друг на друга через пустое пространство. Позже Исаак Ньютон открыл ещё одно взаимодействие, которое так же, как казалось, передавалось через пустоту – гравитацию. Этот факт его очень беспокоил и он всегда думал, что какой-то посредник быть должен.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 19

Майкл Фарадей предположил, что таким посредником может быть некое «поле», которое не совсем материально, в привычном нам смысле, но может оказывать воздействие на материальные объекты. Эта идея прижилась и теперь различного вида поля, а потом и виртуальные частицы успешно исполняют роль посредников при взаимодействии материальных объектов. Таким образом, научное сообщество ушло от раздражающей Ньютона «концепции дальнодействия» и вернулось к некоей «концепции близкодействия». 

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 20

Известный популяризатор науки Джордж Массер пишет - «Античные атомисты различали два аспекта локальности. Принцип локального действия - воздействия не перепрыгивают из одного места в другое, но проходят через все промежуточные точки. И принцип отделимости - каждый отдельный объект обладает своей независимой реальностью. У мира есть структура, вещи не сливаются вместе, образуя бесформенную массу.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 21

Электромагнитное, гравитационное и другие поля воплощают обе эти идеи, но таким образом, о котором античные атомисты не могли даже помыслить. Объекты могут взаимодействовать не только при соприкосновении, но также и путем непрерывного воздействия: за счет колебаний полей. Каждая точка поля является отдельным объектом сама по себе, существование которого — объективный факт, признаваемый всеми наблюдателями».

Но в 80-тые годы ХХ века наука столкнулась с ещё одним, не поддающимся обычному пониманию явлением – квантовой запутанностью. И проблема посредника возникла снова.

Локальность и Нелокальность

Локальность — это принцип, согласно которому физическое воздействие на объект возможно только через непосредственное взаимодействие с его ближайшим окружением. Иными словами, изменения состояния объекта могут возникать только в результате воздействия на него со стороны других объектов, находящихся в непосредственной близости от него.

Примером локального взаимодействия является электромагнитное поле, которое воздействует на заряды и токи только в пределах определенного радиуса, ограниченного скоростью света. Это отражает основной принцип специальной теории относительности: информация и взаимодействие не могут передаваться быстрее скорости света. Если два объекта разделены пространством, то для воздействия одного объекта на другой требуется время, зависящее от расстояния между ними.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 22

Нелокальность означает, что физическое взаимодействие или корреляция между объектами могут происходить на расстоянии без необходимости непосредственного контакта или передачи через промежуточные точки и наблюдается при квантовых процессах.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 23

Многие современные физики, также как и Ньютон в прошлом, очень обеспокоены фактами проявления нелокальности. Они считают, что локальность настолько жизненно важна, что наука должна рассматривать даже самые безумные идеи, чтобы сохранить локальность. Потому что без локальности основные законы физики будет очень трудно сформулировать. Голландский физик-теоретик Герард Хофт замечает: «То, что сегодня кажется мистикой, может происходить из-за закона сохранения, о котором мы пока не знаем».

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 24

Альберт Эйнштейн полагал, что локальность спрятана где-то в глубине природы. Его поражал тот факт, что Вселенная постижима во многих отношениях, и он считал, что было бы странно видеть исключение в частицах. Вселенная должна быть либо постижимой, либо непостижимой, а не наполовину постижимой и наполовину непостижимой одновременно. Эйнштейн считал, что локальность обязательно должна присутствовать, поскольку при нелокальности какое-то количество энергии или импульса будет теряться или, наоборот, приобретаться, что противоречит законам сохранения.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 25

И гениальная идея Эйнштейна, что гравитация это не сила, а свойство пространства –  важный шаг в сторону локальности. Само искривлённое пространство является посредником. Гравитационное поле, по мнению Эйнштейна, не расположено в пространстве, а является свойством пространства.

 

Как можно было бы решить проблему нелокальности

Я тоже за локальность, и полагаю, что проявление нелокальности это своего рода «иллюзия» нашего субъективного восприятия. Нам кажется, что объекты разделены и независимы, и взаимодействие между ними происходит мгновенно, но «на самом деле» это один и тот же объект, который в силу наших особенностей восприятия Мира кажется нам разделенным.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 26

То есть один из способов решения проблемы нелокальности – признать, что восприятие нами Мира условно. Мы субъективно «делим» Мир на конечные, ограниченные объекты, взаимодействующие между собой с помощью условных сил, и разделяющее их пространство. Таким образом, пространство, как и время, это условности нашего субъективного восприятия, согласно ещё предположению Иммануила Канта и я считаю, что он был прав.

«На самом деле» две связанные частицы это «один и тот же объект» (квази-процесс), только «кажущийся» нам разделённым на два. И мы можем понять это как раз по реакции этого «объекта» при воздействии на одну из его частей. Если реакция ограниченна скоростью света, то это разные объекты. Если реакция почти мгновенная, то это «один объект» (квази-процесс), воспринимаемый в виде двух разных объектов, только из за особенностей нашего восприятия.

Как ранее людям пришлось смириться с взаимодействием на расстоянии и ввести понятие «поля», так и сейчас нам придётся смириться с практически мгновенными связями в пределах «одного объекта». Явление запутанности не зависит от расстояний, и частицы мгновенно коррелируют свои состояния и это подрывает классическое представление о пространства и времени, где причинно-следственная связь локальная и пошаговая. Пространство оказалось гораздо сложнее, чем мы предполагали.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 27

Таким образом, мы можем рассматривать связанные частицы  условно как «один объект» или, по крайней мере, как замкнутую систему, некоторые параметры которой не должны меняться произвольно. И если первоначально система, имела, к примеру, общий спин равный нулю, то и после значительного, «кажущегося нам», удаления частиц друг от друга, данный параметр этой системы не должен измениться, если система так и оставалась условно замкнутой, то есть не подвергалась воздействию извне.

Очевидно этот принцип – сохранение условных параметров условно замкнутых систем является основополагающим для всего нашего субъективного мира и более обязателен, чем некоторые другие, казавшиеся нам незыблемыми, принципы.

Очень важное свойство форм - внутренняя связность и её отличие от внешних связей

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 28

Как уже говорилось выше, субъект воспринимает Мир в виде условных форм, которые взаимодействуют и так или иначе внешне связаны друг с другом. Но, по-видимому, между внутренними частями форм существует более сильная связь, которая и обуславливает их существование в виде конкретных целых форм с определёнными границами и свойствами.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 29

Воздействие на одну из частей единой формы может вызвать изменения, распространяющиеся по всей этой форме несколько иначе, чем при воздействии на объекты, которые мы воспринимаем как различные. То есть, когда части системы внутренне связаны, их поведение может изменяться радикально, как это, например, происходит в случае биологических организмов, социальных структур или квантовых систем. И поэтому необходимо различать степень связанности частей субъективного мира.

В классической физике части системы рассматриваются как независимые объекты, взаимодействие между которыми передается через силы, например, через электромагнетизм. Но впервые наука предоставляет строгие доказательства, что частицы во Вселенной могут быть взаимосвязаны не через физические силы, а через иные структуры. Это открывает путь к взгляду на реальность как на сеть взаимосвязей, а не просто набор изолированных элементов и действующих между ними сил.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 30

В новой парадигме связанные части системы перестают быть полностью независимыми объектами. Их состояния зависят друг от друга и описываются, к примеру, общей волновой функцией. И это состояние не разделяется, пока не произойдёт измерение или разрушение связи. Связанность открывает новый взгляд на природу реальности, выходящий за рамки классического детерминизма, и становится важным инструментом для описания сложных явлений, где целое не сводимо к сумме своих частей.

Скорость света как некий предел скорости не работает для связанных систем

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 31

Возможно, что и ограничение скоростью света максимальной скорости передачи информации  между двумя точками пространства, постулируемое в специальной теории относительности, применимо только объектам, которые не находятся в некоторой внутренней связи. 

Это ограничение применяется к традиционным физическим взаимодействиям: электромагнитным, гравитационным или ядерным, передаваемым через поля или частицы-носители. Такие взаимодействия происходят через классическую причинно-следственную цепь, где изменения передаются локально. Например, если звезда взрывается, её свет достигает нас через годы или даже тысячи лет. Превышение предела скорости привело бы к нарушению причинно-следственных связей и у разных людей были бы разногласия не только по поводу того, что такое «сейчас», но и по поводу того, что такое «раньше» и «позже».

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 32

Взаимодействие связанных частей, скорее всего, происходит по-другому. Эксперименты по проверке неравенства Белла показали, что связанные части реагируют на изменения без видимого «передатчика» взаимодействия. И, к примеру, пара запутанных фотонов описывается общим состоянием, а не набором отдельных свойств.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 33

То есть в квантовой механике запутанные частицы нельзя рассматривать изолированно — они составляют единое целое как далеко друг от друга они, казалось бы, не находились. И хотя, по мнению некоторых физиков, эти эффекты не означают передачу энергии, материи или информации быстрее скорости света, но, наверное, указывают на более глубокую нелокальную форму связанности, при которой части системы теряют свою индивидуальность.

Связанность систем наблюдается не только в квантовом мире

В сложных системах различение связанных и несвязанных частей позволяет лучше понимать механизмы их функционирования. Квантовая запутанность не только изменяет наше понимание физики, но и подчеркивает важность связанности как универсального принципа - любая система, будь то квантовая, биологическая или социальная, должна рассматриваться как интегрированное целое, а не как совокупность независимых частей.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 34

К примеру, связанность между нейронами в мозге также носит системный характер, что вызывает аналогии с запутанными состояниями. Группы людей или общества можно рассматривать как связанные единицы и люди в тесно связанных социальных группах реагируют на действия в отношении одного члена группы через коллективное поведение.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 35

Различие между связанными и несвязанными частями системы подчеркивает существование двух совершенно разных типов взаимодействия и согласуется с давним философским принципом, говорящим, что целое нечто большее, чем составляющие его части.

Применение связанности на практике

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 36

Квантовая запутанность является ключевым элементом квантовых вычислений и особо защищённых способов шифрования. Она позволяет квантовым битам (кубитам) находиться в суперпозиции состояний и мгновенно взаимодействовать друг с другом, что делает возможными быстрые и параллельные вычисления.

Возникновение новых форм и качеств. «Демон Лапласа»

В глобальном Мире нет ничего вечного и неизменного. Каждое мгновение Мир самообновляется и даже в более-менее стабильных мирах субъектов постоянно возникают новые формы или новые качества уже существующих форм. Это происходит по большому счёту случайно (любые закономерности временны и условны) и никем не регулируется.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 37

Именно поэтому у «Демона Лапласа» никогда бы не получилось, имея некие первоначальные данные о Мире, предсказать каким он станет некоторое время спустя. Потому что предсказать возникновение новых форм, свойств, качеств даже теоретически не всегда возможно и любые предсказания всегда условны и ограничены. 

Возникнув, новые формы или новые качества форм способны существовать некоторое время (хотя всё в глобальном Мире неизбежно меняется, но с разной скоростью) и субъекты могут на это ориентироваться в своём субъективном мире.

Эмерджентность и редуцирование

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 38

«Эмерджентностью» - мы называем явление, при котором на более высоком уровне организации системы возникают свойства, не присущие элементам этой системы. И при объяснении этих новых свойств редуцирование можно применять лишь приблизительно.

То есть в какой-то момент усложняющаяся система приобретает некое новое качество, несводимое к простой сумме качеств составляющих её частей. Она начинает реагировать на внешние воздействия как особенное целое с более-менее слаженно взаимодействующими внутренними частями. Что отражено и в одном из законов Диалектикиперехода количества в качество, который может происходить как плавно, так и скачкообразно.

Исключительно важно то, что эмерджентно возникающие формы, свойства, качества могут действовать как «эффективные или конечные причины» при объяснении тех или иных явлений, что позволяет не скатываться к бесконечному регрессу первопричин.

Это означает, что мы, к примеру, можем объяснять те или иные бытовые, культурные, политические, да и многие научные явления, не уходя каждый раз бесконечно вглубь до уровня молекул, атомов, элементарных частиц. Также мы не аппелируем по каждому поводу к божественным или мистическим силам. Обычно мы используем рациональные, поддающиеся быстрой проверке объяснения методом ограничения и исключения разных причин. Принимая как должное, что причины конечных, ограниченных явлений нашего мира также ограниченны и конечны, хотя чисто теоретически могут уходить в ту или иную бесконечность.

Жизнь. Сознание. Свобода воли

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 39

Эмерджентность также может быть проиллюстрирована на примере сложных биологических систем или систем искусственного интеллекта, где возникает поведение, которое невозможно предсказать исходя только из свойств отдельных элементов системы. Подобно тому, как «жизнь» эмерджентна по отношению к биологическим молекулам, «сознание» часто рассматривается как эмерджентное явление, возникающее из взаимодействий нейронов мозга, которые сами по себе не обладают «сознанием».

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 40

«Свобода воли» также может быть эмерджентной по отношению к когнитивным и нейронным процессам, являясь свойством более высокого уровня функционирования мозга, хотя отдельные нейроны и даже группы нейронов сами по себе не обладают «волей». То есть эмерджентность может позволить «свободу воли», даже если все базовые элементы системы подчиняются строгим физическим законам.

«Человек», наверное, самое сложное образование в нашей Вселенной. Можно утверждать, что многие идущие в нём процессы по сути эмерджентны, так как являются результатом взаимодействия триллионов составляющих «человека» частей и поэтому практически непредсказуемы, что и позволяет говорить о его «свободе воли». Эти постоянно возникающие эмерджентные состояния могут действовать как «эффективные причины» на уровне человеческого сознания, благодаря чему «человек» способен воспринимать себя как обладающего «свободой воли», несмотря на физическую детерминированность базовых когнитивных процессов в нём.

Энтропия. Увеличение и уменьшение энтропии

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 41

Под «энтропией» обычно понимают меру беспорядка или хаотичности и второй закон термодинамики гласит - в замкнутой системе энтропия всегда увеличивается или остается постоянной, что означает стремление систем к состоянию равновесия и хаоса. Наиболее вероятное состояние системы — это то, в котором энтропия максимальна, поскольку это состояние соответствует наибольшему числу микроскопических конфигураций элементов, составляющих данную систему.

В локальных системах (например, при охлаждении холодильника или упорядочивании структуры кристалла) энтропия может уменьшаться, но это сопровождается увеличением энтропии окружающей среды. В открытых системах, где поступает энергия извне, энтропия может временно снижаться, например, в живых системах. Организм живёт, пока поддерживает метаболизм, то есть активно взаимодействует с внешним миром (потребляет пищу, выделяет тепло и т.д.). Когда эти взаимодействия прекращаются, организм распадается, его компоненты переходят в состояние большей энтропии.

Флуктуации и Энтропия

Флуктуация - это временное отклонение от равновесного состояния системы, которое возникает случайно. Например, локализованная структура или порядок. Если флуктуация возникает из состояния с низкой энтропией (например, локального упорядоченного состояния), то со временем она, скорее всего, будет стремиться к состоянию с более высокой энтропией, в соответствии со вторым законом термодинамики.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 42

Увеличение энтропии — это не просто физический закон, а универсальный процесс, выражающий тенденцию локальных структур возвращаться в более общий контекст системы, из которой они возникли. Можно рассматривать любую сущность (форму) субъективного мира как временную флуктуацию, возникающую за счёт взаимодействия «частей» всего Мира. Эти взаимодействия и создают временную упорядоченность. Тогда увеличение энтропии может быть осмыслено как процесс перехода этой флуктуации к состоянию более глобального равновесия, когда система изолируется от источников, поддерживающих её порядок (например, от энергии или информации). Флуктуация начинает возвращаться в состояние хаоса — распадается на свои элементы, стремясь к более естественному, неструктурированному состоянию, где исчезают границы между её составляющими.

Вселенная как флуктуация

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 43

Известно, что в момент своего возникновения наша Вселенная обладала низкой энтропией, которая потом только возрастала. Для объяснения этого возможно следует предположить, что в основе нашей Вселенной лежит некая флуктуация, созданная глобальным Миром. Причём эта флуктуация должна была обладать определённой упорядоченностью, выражающейся в конкретном наборе «параметров» и даже неким «потенциалом к развитию» в соответствии с этими «параметрами». То есть из этой флуктуации должна была возникнуть вполне опредёлённая Вселенная с «заданными изначально» свойствами.

В качестве аналогии приведу пример зародыша человека, энтропия которого ниже, чем у  родившегося младенца. Так как зародыш представляет собой систему с более упорядоченной структурой и более ограниченным набором функций и взаимодействий чем младенец, который обладает большей степенью свободы и взаимодействия с внешней средой.

Таким образом, нельзя сказать, что наша Вселенная возникла из «ничего», как часто приходится слышать в научных диспутах. Лично я полагаю, что она случайно возникла в вечно существующем, бесконечном в своих возможностях и проявлениях глобальном Мире как некое уплотнение-флуктуация, обладая, в каком-то смысле, упорядоченной структурой и параметрами. И в дальнейшем стала «развиваться», постоянно повышая свою энтропию.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 44

То есть наша Вселенная - это флуктуация, несущаяся как волна, самораспространяясь, по глобальному Миру-«океану»,  со своим набором «констант» и «законами природы». Причём сам факт всё возрастающей энтропии нашей Вселенной может говорить о её определённой замкнутости, насколько это вообще возможно в бесконечном Мире без границ.

Идея о том, что ранняя Вселенная была высокоорганизованной флуктуацией, действительно хорошо согласуется с тезисом о низкой энтропии, так как высокая организованность означает крайне специфическое, низкоэнтропийное состояние. Современные космологические теории тоже предполагают, что возникшая 13,8 миллиардов лет назад наша Вселенная была чрезвычайно точно «настроена» (fine-tuned) для появления сложных структур в будущем.

«Потенциал» нашей Вселенной постепенно реализуется. Флуктуация разрастается, занимая всё большую часть глобального Мира (но всё равно мизерную по сравнению с его бесконечностью) также постепенно «размываясь» при этом, увеличивая свою энтропию. Изменение энтропии в этом контексте — мера того, насколько далеко флуктуация ушла от своего исходного состояния и даёт направление «стреле времени».

Стрела времени

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 45

Время в физике чаще всего трактуется как одномерная шкала в одном направлении - из прошлого в будущее. Это направление называется «стрелой времени» и оно проявляется, во-первых, через энтропию, так как согласно второму началу термодинамики, энтропия в изолированной системе всегда увеличивается и это связывают с направлением времени. И, во-вторых, через причинно-следственные связи – полагая, что причина всегда предшествует следствию и прошлое формирует настоящее, и далее будущее.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 46

В специальной и общей теории относительности время рассматривается как часть четырёхмерного пространственно-временного континуума, и направление времени определяется мировыми линиями объектов. И хотя  восприятие времени может зависеть от движения наблюдателя и гравитационных эффектов, но причинность при этом сохраняется.

Большинство фундаментальных уравнений физики, таких как уравнения Ньютона, Максвелла или Шрёдингера, обладают временной симметрией (T-симметрией). Это означает, что если изменить направление времени, то физические процессы, описанные этими уравнениями, будут работать так же. Однако в реальном мире многие процессы явно необратимы — это проявляется, например, в увеличении энтропии, рассеянии энергии и других явлениях, что как раз и связано с понятием «стрелы времени».

 Именно поэтому некоторые философы и учёные полагают, что направление времени — это результат субъективного восприятия. Субъект фиксирует события в определённой последовательности, что создаёт иллюзию «движения времени». А на фундаментальном уровне время, якобы, симметрично (временная обратимость физических уравнений), и «стрела времени» появляется только из-за статистической необратимости макропроцессов. 

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 47

Лично я считаю, что любые причинно-следственные связи, закономерности, а также понятия «энтропии», «симметрии», «времени» и «стрелы времени» принадлежат только миру субъекта и утверждать, что они могут быть абсолютно объективными и принадлежащими глобальному Миру бессмысленно. В Мире нет ни «стрелы времени» ни «времени» вообще. В бесконечном, вечном  Мире могут случайно возникать некие условные флуктуации, которые при восприятии также случайными, условными субъектами могут получать некие «временные» измерения, характеризующие изменения условных, субъективных форм.

Флуктуации и эмерджентность в сознании человека и обществе

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 48

Можно предположить, что флуктуации и эмерджентно возникающие качества и свойства играют значительную роль, как в отдельном человеке, так и во всём человеческом сообществе. Например, непредсказуемость поведения человека, свобода воли может быть основана на флуктуациях при взаимодействии нейронов его мозга, а также на постоянно возникающих новых эмерджентных состояниях всего его сложнейшего организма.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 49

Чем более изолирована система, тем менее вероятно возникновение там флуктуаций и эмерджентных качеств. Это касается и человеческих сообществ – чем более закрыто общество, тем меньшая вероятность появления в нём уникальные идей, как неких флуктуаций или максимумов «интерферирующих мыслей» в мозгах множества отдельных индивидов.

 

Схема существования объектов (форм) через их движение, самораспространение

Одна из целей этой публикации - предложить схему существования объектов (форм, феноменов) в мире субъекта через их движение, самораспространение. Эта схема кажется мне чрезвычайно важной, так как с её помощью можно объяснить многие сложные физические явления - гравитацию, квантовые эффекты и даже прийти к некой «единой теории поля».

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 50

Как уже предполагалось ранее, любой объект или процесс в мире субъекта является только субъективной формой (феноменом) некоторого квази-процесса (ноумена), который проявляется в мире субъекта именно таким образом, зависящим от «настроек» субъекта. Приблизительная аналогия - айсберг в океане, большая часть которого также скрыта от наблюдателя.

Итак, предположим, что в основании конкретной формы «А» (объекта) находится некий квази-процесс «А*», который органично вплетён во всё происходящее в Мире, а значит неизбежно контактирует со всеми окружающими его другими квази-процессами «В*», «С*», «D*» и так далее, так как в Мире абсолютных границ нет.

Рассмотрим первый акт:

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 51

Квази-процесс «А*» воздействует на квази-процессы «В*», «С*», «D*» и остальные, изменяя их, а они, в свою очередь, воздействуют на квази-процесс «А*» и изменяют его тоже. Это можно представить как «отпечатывание образа» квази-процесса «А*» на всём, что его окружает.  В то же время всё, что окружает квази-процесс «А*», как-то «опечатывается» на нём, и происходит как бы «размывание» квази-процесса «А*» в данной «области Мира».

Акт второй:

В следующее мгновение окружение этого квази-процесса «А*» начинает распространять во все стороны уже изменившихся самих себя «В*’», «С*’», «D*’», содержа в себе также и «образ» квази-процесса «А*». И в некоторой области Мира путём интерференции «образов» может сформироваться квази-процесс «А*’», который «почти не отличим» от квази-процесса «А*» и поэтому субъектом воспринимается как та же самая форма «А» (объект). Исчезновение квази-процесса «А*» в одном месте и появление его «А*’» в другом может восприниматься наблюдателем субъектом как движение формы «А».

Но сам субъект-наблюдатель такая же условная форма «N», в основании которой также лежит некий квази-процесс «N*». И если субъект «движется» в том же направлении и с той же скоростью, то наблюдаемая им форма относительно него может казаться неподвижной.

Отметим, что в этом процесс принимает участие весь Мир в целом. И поэтому только от всего Мира будет зависеть, продолжит эта субъективная форма «А» своё существование или нет.

Интерпретация волновой функции Луи де Бройля

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 52

Полагаю, что вышеописанная схема является неплохой интерпретацией «пилотной волны»,  предложенной Луи де Бройлем в 1924 году. В его теории «волн сопровождающих частицу» частица движется под влиянием распространяющейся в пространстве волны. Волновая функция ψ(x,t) представляет амплитуду вероятности, квадрат модуля которой (∣ψ∣²) показывает вероятность обнаружения частицы в точке пространства в момент времени.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 53

Предложенная мною интерпретация также предполагает, что существование любой формы в мире субъекта должно описываться некоей волновой функцией, которая показывает вероятность появления формы в некоторой области субъективного пространства. А по сути, описывает некий интерференционный процесс распространения «образов» этой формы, или точнее, «образов» квази-процесса, лежащего в основании этой формы.

Это похоже на квантовые поля, которые взаимодействуют на различных уровнях, формируя феномены на макроскопическом уровне. Состояния глобального Мира проецируются на субъективную реальность через процесс интерференции, а редукция фиксирует определённое состояние, воспринимаемое субъектом как конкретная форма. Что согласуется и с идеей «голографического принципа», где локальное может быть проекцией глобального состояния.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 54

Таким образом, волновая функция отражает не только вероятность, но и «природу» взаимодействия квази-процессов. Их интерференционные минимумы и максимумы можно рассматривать как динамическую структуру, которая формирует субъективную реальность.

Коллапс (редукция фон Неймана ) волновой функции. Квантовая декогеренция

Итак, существование любой формы (феномена) в мире субъекта можно представить как результат взаимодействия непознаваемых в принципе квази-процессов (ноуменов) глобального Мира. А это взаимодействие, в свою очередь, можно представить в виде волнового, распространяющегося по всем возможным направлениям непрекращающегося взаимообмена «образами» квази-процессов. Что порождает интерференционные минимумы и максимумы тех или иных «образов» в различных «областях» глобального Мира.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 55

И тогда коллапс волновой функции можно интерпретировать как потерю когерентности в распространении «образа» данного квази-процесса, вызванную взаимодействием с субъектом-наблюдателем. Энергия их взаимодействия задаёт новую конфигурацию этого «образа», и предыдущая интерференционная структура нарушается.

 В концепции фон Неймана редукция (коллапс) волновой функции происходит при измерении, когда квантовая система взаимодействует с классической системой. Если представить глобальный Мир как поля интерферирующих волн, то математически процесс «схлопывания» может быть описан через переход между интерференционными состояниями с изменением когерентности из-за взаимодействия с субъектом, который активным образом влияет на квази-процесс через воздействие на воспринимаемый им феномен (объект).

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 56

Такое «разрушение когерентности распространения образов» можно обозначить как один из вариантов квантовой декогеренции. При этом субъект сам является формой, связанной с собственным квази-процессом, что усиливает идею о невозможности разделения субъекта и объекта в процессе наблюдения и делает восприятие динамическим элементом реальности, а не приписывает её отдельному внешнему наблюдателю.

Объяснение «Эксперимента с двумя щелями»

Исходя из вышесказанного, один из основополагающих в квантовой физике опытов, известный как «эксперимент с двумя щелями» предложенный английским физиком Томасом Юнгом в начале XIX века, может быть объяснён следующим способом:

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 57

Распространяющийся волнообразно посредством своих «образов» квази-процесс (формирующий частицу), разделяется щелями на два когерентные волны и создаёт на экране интерференционную картину. Но при воздействии на волну, идущую из одной щели, мы изменяем её и делаем некогерентной волне идущей из другой щели. В таком случае интерференционной картины не наблюдается.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 58

То есть волна представляет собой не просто математическую вероятность, а динамический процесс (распространение «образов» квази-процесса), формирующий субъективную реальность, который при прохождении через две щели разделяется на две когерентные части. Нарушение когерентности вследствие произошедшего измерения аналогично коллапсу волновой функции.

Или, иначе говоря, вмешиваясь в замкнутую систему эксперимента, наблюдатель нарушает естественный ход квази-процесса, его определённую когерентность, и получает некий результат, отличный от того, который был бы при отсутствии его вмешательства.

Замедление времени при движении

Форма в субъективном мире может меняться только в двух случаях, либо меняется лежащий в её основании квази-процесс, либо меняется восприятие субъектом этого квази-процесса.

В случае если меняется сам квази-процесс, его новый «образ» распространяется на все окружающие его квази-процессы. То есть по «полю его образов» с какой-то определённой скоростью проходит волна изменения его «образа». И квази-процесс может проявиться в мире субъекта уже несколько изменённой формой.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 59

Но если квази-процесс (и соответствующая ему форма) движется, то он как бы догоняет свой прежний «образ». А значит, изменения на движущейся форме происходят в меньшей степени, чем на неподвижной. И, следовательно, время на движущееся форме течёт медленнее. Этот эффект можно интерпретировать как аналог релятивистского замедления времени.

Таким образом, я объясняю эйнштейновское замедление времени на движущемся объекте тем, что объект, двигаясь, как бы догоняет свой ранее существовавший и распространяющийся по всем возможным направлениям «образ». То есть при движении объект меняется меньше. А так как время характеризуется скоростью изменений, то и время на движущееся объекте будет течь медленнее. При движении объекта со скоростью света, то есть с максимальной скоростью распространения изменений в нашем субъективном общечеловеческом мире, изменения на объекте полностью прекратятся и время на нём остановится.

Принцип неопределённости Гейзенберга

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 60

Принцип неопределённости Гейзенберга утверждает, что невозможно одновременно точно определить положение частицы и её импульс. В предлагаемой выше трактовке принцип неопределённости Гейзенберга  объясняется тем, что вмешиваясь в квази-процесс, формирующий частицу, через своё наблюдение за этой частицей, мы меняем его настолько сильно, что он становится уже другим квази-процессом не очень связанным с исходным.

То есть неопределённость возникает не из-за фундаментального ограничения измерения, а из-за изменения волновой природы квази-процесса при взаимодействии с субъектом.

Стабильность субъективного мира может быть реализована только в движении

Из нашего опыта следует, что субъективные миры на удивление стабильны. Как такое может быть в невероятно изменчивом и постоянно самообновляющемся глобальном Мире?

Я полагаю, что стабильность всего существующего в субъективном мире и стабильность самого субъективного мира может быть реализована только в движении, в самораспространении.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 61

Аналогия - волна или вихрь в океане. Волна условность, она не состоит всё время из одних и тех же частиц. Это некая форма, которая распространяется по океану, вовлекая в себя всё новые молекулы воды. В возникновении и существовании данной волны принимает участие весь океан в целом и вся воздушная среда над ним. Точно также в возникновении, существовании и исчезновении любой формы мира субъекта принимает участие весь Мир,  но оценивается, воспринимается это всё конкретным субъектом (который сам такая же форма).

То есть факт существования формы в следующий момент будет зависеть как от взаимодействия этой условной формы (а точнее, лежащего в её основе квази-процесса) с окружающим Миром, так и от настроек воспринимающего её субъекта. И само движение формы следует рассматривать как исчезновение её в одном месте «пространства» и появление, сборка примерно такой же формы в другом месте «пространства».

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 62

Можно предположить, что «наша Вселенная» когда-то случайно возникла в Мире и как огромная «волна» несётся по бесконечно глубокому и принципиально непознаваемому «Миру-океану», оставаясь при этом примерно «той же самой волной-Вселенной». Мы, также случайно возникшие условные части этой «волны», движущиеся вместе с ней, воспринимаем «нашу Вселенную» в виде условных «галактик», состоящих из условных «звёзд» и «планет», состоящих в свою очередь из условных «атомов» и условных «элементарных частиц».

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 63

Задача людей, как условных «субъектов», продержаться в «нашей Вселенной» как можно дольше, пока она «позволяет» это делать. Мы используем какие-то процессы внутри условных «себя» и отыскиваем условные «закономерности» в окружающей части Вселенной, способствующие нашему самосохранению. В общении друг с другом мы способны определить некую условную, относительную «общечеловеческую реальность».

Восприятие нами Мира очень ограниченно и наше влияние на Мир мизерно. Существование людей случайно и зависит от Мира в целом, хотя мы пытаемся как-то в этом разобраться, чтобы не исчезнуть и даже стремимся расширить своё влияние, кооперируясь друг с другом. Но все наши объяснения происходящих в Мире процессов условны и применимы только внутри узкого круга – «человечества» и состоят из символов понятных только нам, «людям».

Как возникает объективность? Субъективное первично, объективное вторично

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 64

Мы ничего не можем сказать о Мире, пока в нём не появится хотя бы один субъект, точка отсчёта. Каждому субъекту выпадает уникальная возможность появиться в Мире и оценить его по отношению к себе (а также оценить, что он сам представляет собой в Мире). Но один субъект ничего не знает о том, как будут воспринимать Мир другие субъекты. И когда появляется второй субъект, первый, контактируя с ним (если это возможно), начнёт догадываться, что часть элементов (форм) его субъективного мира как-то воспринимает и другой субъект. Так рождается реальность, относительная объективность. То есть, восприятие различными субъектами Мира может быть примерно одинаковым (на это указывал ещё Кант).

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 65

В частности субъект-человек приходит к пониманию, что всё, что существует для всех пяти его органов восприятия, примерно в таком же виде существует и для других людей. То, что существует только относительно некоторых из его органов восприятия, может существовать для других обитающих на Земле существ, а может для них и не существовать (например, радуга для коров не существует). И есть нечто в его нервной системе, что  вообще ни для кого, кроме него самого, именно в таком виде не существует (сны или боль, например).

Таким образом, люди нашли способ, общаясь подтверждать реальность, относительную объективность, которая им кажется абсолютной объективностью, но это вовсе  не так. И если на просторах Мира нам встретятся иные субъекты, и мы установим с ними контакт, то тогда поймём, что наша человеческая объективность условна. И вместе с теми, иными субъектами, начнём формировать новую, общую для нас с ними относительную объективность.  

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 66

Как бы мы ни старались, мы никогда не сможем вырваться за пределы нашей субъектности, которая непонятно откуда такая взялась. Она всегда с нами и мы должны научиться как-то с ней уживаться и работать. Это обстоятельство уже давно поняли такие философы как Беркли, Юм, Кант, Фихте, Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше, Шпенглер и некоторые другие.

Символическое описание Мира и происходящих в нём процессов

Элементам (формам) этой общей для нас людей «относительной объективности» мы начинаем присваивать условные обозначения, символы в общении между собой, которые нам нужны, прежде всего, для координации наших взаимодействий.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 67

Символами мы обозначаем те или иные общие для нас, людей, сущности (формы) и происходящие с ними процессы, а также определённые качества, количества, отношения, развитие, движение этих сущностей (форм) и процессов. Люди могут довольно произвольно создавать такие символы и использовать их как успешно, так и безуспешно. Те из символов и операций с ними, которые более способствуют самосохранению, развитию и самораспространению людей, мы считаем «истинными» символами и операциями.

До сих пор нам не встретились во Вселенной другие субъекты примерно нашего, уровня развития. И поэтому у нас нет возможности сравнивать качество символического описания Мира, которое используем мы с чьим либо ещё символическим описанием. Но человечество постоянно совершенствует использование различных символов в общении, и это нам неплохо помогает в освоении окружающего мира.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 68

Хотя в то же время люди довольно часто придают придуманным ими же условным символам несоразмерное влияние и начинают считать,  что с помощью этих символов можно понять и объяснить всё происходящее в Мире и в них самих. Иногда людям даже кажется, что символы важнее, чем сам окружающий мир, что мир подчиняется этим символам, следует им. Они воодушевляются, когда их операции с символами начинают предсказывать действительность и видят особую силу, и даже некий «божественный смысл» в этих символах и операциях с ними.

На мой взгляд, все эти «объяснения» и «предсказания» субъективны, условны и работают только в ограниченной сфере. Ещё раз повторю, что никакой субъект не может стать над Миром и воспринять его во всей его глубине и многообразии. Любое символическое представление Мира и процессов в нём всегда ограниченно, условно и не раскрывает всей глубины и многообразия Мира в целом, хотя и помогает субъектам в общении.

В мире любого субъекта нет ничего, кроме условных, взаимоизменяющихся форм

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 69

Я полагаю, что в мире любого субъекта нет ничего, кроме условных, взаимоизменяющихся форм, которым субъект приписывает те или иные условные, субъективные параметры. Задача субъекта уловить, как эти параметры взаимоизменяются и какие из них более стабильные. Относительную стабильность некоторых параметров мы обозначаем как «законы природы».

При этом субъект должен понимать, что в основе воспринимаемых им форм лежат глубинные, непознаваемые в принципе квази-процессы, которые он условно воспринимает именно таким образом, в виде действительных для него форм. Потому что сам субъект тоже условная и ограниченная в своём восприятии форма, неким образом воспринимающая и самого себя.

Глобальный Мир находится в постоянном самообновлении. В нём нет ничего абсолютного и неизменного, всё меняется, но с разной скоростью. Наш общечеловеческий «объективный» мир с условными субъектами-людьми когда-то случайно появился и рано или поздно исчезнет.

Материя – поля – тёмная материя и тёмная энергия - пространство

В мире субъектов-людей можно условно выделить три слоя (типа) форм, которые люди воспринимают с различной степенью «отчётливости».

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 70

- первый слой - это «материальные объекты», которые непосредственно воспринимаются всеми живыми существами и которые они могут как-то ощущать органами чувств (примерно 0,6 % от общей массы-энергии)

- второй слой - это «поля», их уже нельзя так легко ощущать как материальные объекты, но так или иначе это сделать можно (около 4%)

- третий слой - это тёмная материя и тёмная энергия, их ощутить ещё сложнее (ориентировочно 75%)

Совокупность всех этих трёх слоёв люди обозначают словом «пространство».

Наверняка существуют и более глубокие слои, но они пока никак нами не обозначены.

Взаимодействие форм – Время – Энергия – Инертность

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 71

Формы могут влиять друг на друга, взаимно изменяясь при этом. В связи с чем, субъект-человечество вводит такое понятие как «время», характеризующее эти изменения. Изменения, следовательно и «время», могут замедляться, ускоряться и даже останавливаться.

Наблюдая за формами своего «объективного» мира, субъект-человечество замечает, что при взаимодействии одни формы изменяются больше чем другие. Для характеристики способности формы изменять другие формы и самих себя люди вводят понятие «энергия». А для характеристики «сопротивления форм изменениям» вводится понятие «инертность».

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 72

Между двумя этими характеристикам прослеживается обратная зависимость. Чем сильнее форма изменяет другие формы при взаимодействии (то есть чем больше её «энергия»), тем меньше она меняется сама при этом же взаимодействии (тем больше её «инертность»). И тем медленнее на ней, соответственно, течёт «время».

Отметим, что инертность проявляется двояко – форма «сопротивляется» изменению своего положения относительно других форм и форма «сопротивляется» изменениям её самой. То есть замедление времени это одна из форм инертности (замедления изменений).

 Гравитация. Единая теория поля

До сих пор мы рассматривали лежащие в основе форм квази-процессы в применении к одной форме и обсуждали интерференцию и когерентность при её самораспространении. Но что будет, если субъектом наблюдаются две одинаковые по некоторому параметру формы? Возможно поля их «образов» также могут в какой-то степени интерферировать друг с другом.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 73

Полагаю, что именно это и происходит. «Примерно одинаковые квази-процессы», распространяя свои «образы» по всем возможным направлениям, создают ситуацию, когда в некоторой «области квази-пространства» интерферирующие волны вероятностей их существования складываются, и тем самым создают большую вероятность продолжения там данных квази-процессов. А так как квази-процессы проявляются в мире субъекта в виде действительных для него форм, то это может восприниматься субъектом как их притяжение. Но при сближении форм (квази-процессов) вероятность их продолжения будет увеличиваться и вне области между ними. И это воспринимается наблюдателем как отталкивание форм.

Предложенная схема вводит универсальный принцип взаимодействия, что сближает её с идеей единой теории поля, где физические силы описываются как разные проявления по сути одного и того же.

Субъект условно приписывает каждой форме (объекту) своего субъективного мира те или иные параметры, чтобы отличать её и потом выявлять закономерности при её существовании и взаимодействии с другими формами. Как уже говорилось выше, основа большинства закономерностей это сохранение условных параметров форм в условно замкнутых системах. По-видимому, также большая часть закономерностей любого субъективного мира будет заключаться в притяжении условно одинаковых форм на относительно больших расстояниях между ними и отталкивание при их определённом сближении.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 74

К примеру, наиболее общий параметр для всех объектов нашего «человеческого» субъективного мира это «масса». И если одинаковые по некоторому параметру формы «должны» притягиваться, следовательно, все обладающие массой объекты нашего мира будут притягиваться друг к другу и это явление мы называем «гравитацией».

Но мы также наблюдаем, что объекты, притягиваясь, не сжимаются в одну точку. Следовательно, при определённом сближении между ними начинает происходить отталкивание. Проявление которого мы привыкли обозначать уже другими условными терминами, так как приписываем объектам и некоторые другие условные параметры, полагая, что на этом уровне определяющую роль играют именно они.

В сложном взаимодействии объектов, обладающих различными условными параметрами, мы выделили один из аспектов – притяжение тел обладающих «массой» на значительных расстояниях. Но мне кажется, что мы должны рассматривать гравитацию как частный случай взаимодействия тел обладающих несколькими параметрами и «масса» только один из них.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 75

Интерференционная интерпретация притяжения двух объектов обладающих массой тоже хорошо объясняет гравитационные эффекты (в частности искривление луча света вблизи массивных объектов) как и эйнштейновское искривление пространства. В этой интерпретации  пространство и объекты также взаимосвязаны и являются двумя типами проявления квази-процессов субъектам-людям воспринимающих их такими в силу особенностей нашего восприятия Мира. И пространство вокруг массивных тел это не просто «углубление», а имеет более сложную интерференционную конфигурацию, о чём говорят и гравитационные волны.

Восприятие Мира в виде «материальных объектов» и пространства - условность

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 76

Скорее всего, восприятие Мира в виде совокупности «материальных объектов» и разделяющего их «пространства» - это основной способ восприятия глобального Мира такими субъектами как «живые существа». То есть это хорошо работающая для нас, своего рода «иллюзия», в которой «материальные объекты» и «пространство» взаимосвязаны. С одной стороны «пространство» разделяет «объекты» и мы воспринимаем их как отдельно существующие. С другой стороны «пространство» является связующим звеном между всеми «материальными объектами» и передатчиком взаимодействий между ними.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 77

Специфичность нашего способа восприятия накладывает определённые ограничения в виде, например, предела скорости взаимодействия, что создаёт основу для причинно-следственных связей. Выделение закономерностей (например, сохранение определённых параметров форм и их систем) создаёт упрощённую модель Мира, удобную для анализа, предсказаний и взаимодействия. Это может быть иллюзией, но она крайне функциональна и обеспечивает наше существование.

 

Элементарные частицы

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 78

Самые минимальные формы, которые мы, субъекты-люди способны различать, вглядываясь в многообразие форм Мира, это так называемые «элементарные частицы». В их основании, как я предполагаю, лежат непознаваемые в принципе квази-процессы, которые оформляются для нас именно в виде элементарных частиц. И воздействовать на эти квази-процессы мы можем только через проявленные нам элементарные частицы и никак иначе.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 79

Мы воспринимаем частицы как одинаковые в рамках текущих возможностей измерения их параметров, так как отличий, выходящих за пределы этих измерений, люди, как ограниченные субъекты, не способны уловить. Электрон может быть «различимым» только через его взаимодействия с другими объектами. Это подводит нас к идее, что частицы существуют не изолированно, а только в контексте системы взаимодействий и сами частицы как отдельные сущности — «иллюзия», созданная нашим способом восприятия.

В существующей квантовой теории частицы одного типа также не различаются. Они описываются одной функцией состояния, а попытки «метить» их приводят к разрушению этой функции. Люди выстраивают модель Мира, основываясь на параметрах, которые возможно измерить, и называют её «реальностью». Они воспринимают Мир в виде дискретных объектов, хотя он может быть непрерывным и волновым. Частицы — это «язык», на котором глобальный Мир «говорит» с нами, а наши методы описания (например, через вероятность и волновую функцию) ограничены рамками человеческого восприятия и мышления.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 80

Взаимодействие «базовых» элементарных частиц (которые относительно стабильны и существуют самораспространяясь описанным выше способом) порождает интерференционные «всплески» вариантов своих образов, которые мы воспринимаем как короткоживущие частицы, и считаем их переносчиками данных взаимодействий. Можно воспользоваться такой аналогией - при сближении двух кораблей между ними возникает хаотическое возмущение волн и некоторые из них могут быть довольно большими.

 

Математика это спекуляция, которая иногда срабатывает

Фридрих Ницше, немецкий философ (XIX век): Человек вообще не мог бы жить, не допускай он логических фикций, не измеряй он действительность вымышленным миром безусловного, самоотождествленного, не фальсифицируй он (беспрерывно!) мир посредством числа…

Герман Вейль, немецкий математик и физик-теоретик (XX век): Вопрос об основаниях математики и о том, что представляет собой, в конечном счёте, математика, остаётся открытым. … «Математизирование» может остаться одним из проявлений творческой деятельности человека, подобно музицированию или литературному творчеству, ярким и самобытным, но прогнозирование его исторических судеб не поддаётся рационализации и не может быть объективным.

Джон Сёрл, американский философ (ХХ век): «Вычислительную модель физического процесса никоим образом не следует отождествлять с самим процессом, происходящим в действительности».

Имре Локатос, англо-венгерский философ (XX век): «Логическая теория математики такая же увлекательная, изощрённая спекуляция, как и любая научная теория». 

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 81

Математика часто считается объективной, поскольку она основана на более строгих правилах, чем обычная речь. Когда математическое утверждение доказано, оно становится как бы «истинным» для всех людей, независимо от их мнения или культурных предубеждений. Мы также предполагаем, что её законы и результаты действуют одинаково в любой точке Мира и остаются неизменными. Но скорее всего это не так и вовсе не означает, что другие достаточно развитые субъекты в различных Вселенных для познания Мира использовали бы ту же самую математику, как и мы и использовали бы математику вообще.

Потому что математика является человеческой абстракцией, которая основывается на выборе аксиом и соглашений, хотя исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов. Вообще математические «сущности»  создаются путём идеализации свойств воспринимаемых людьми объектов или других математических «сущностей» и записи этих свойств на формальном языке. В любом случае качество математического результата зависит от выбранных начальных предпосылок.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 82

Существует также вопрос интерпретации: когда математика используется для моделирования Мира, её «объективность» может быть ограничена точностью модели и допущениями, которые были сделаны. И поэтому различные «математические модели Мира» весьма искусственны и условны, хотя могут быть в какой-то степени полезными.

Мне очень понравилось случайно увиденное в интернете определение математики, которое дал некто Семён Григорьев – «Математика - это отчасти условность, отчасти изобретение, отчасти открытие». Я также полагаю, что наличие необычайных математических способностей некоторых людей говорит о том, что возможно «математика» встроена в нас, как, например, распознавание цветов, запахов и пр. Это наш субъективный, человеческий способ восприятия и общения с глобальным Миром.

БОГА НЕТ, МАТРИЦЫ ТОЖЕ, ВСЁ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ - 83

То есть деление нашего «материального мира» на какие-то счётные объекты, количества и качества которых можно как-то обозначить придуманными нами математическими символами и правилами это наша общечеловеческая способность, неплохо работающая для нас. Но математические формулы и операции лишь приблизительно описывают даже наш условный, упрощённый мир. К примеру, во многих из них присутствует инвариантность по времени, а значит, эти формулы пока не могут описать последовательность прошлое-настоящее-будущее.

Подведём итог

Начнём с краткого описания Мира с точки зрения современной физики:

- материальный мир объективен и существует независимо от чьего-либо сознания

- основа нашего мира — материя существует в различных формах: от элементарных частиц до сложных систем, таких как живые организмы и галактики; все материальные объекты и их системы связаны через взаимодействия, что обеспечивает единство мира

- материя находится в постоянном движении, изменяется и эволюционирует, что обусловлено внутренними и внешними взаимодействиями, движение материи включает изменения положения, состояния и взаимодействий

- материя проявляется в двух типах форм: вещественной (частицы) и полевой; эти типы форм взаимосвязаны и могут переходить друг в друга; основных элементарных частиц известно 17 видов, плюс несколько сотен различных видов других частиц; помимо  гравитационного и электромагнитного полей, существуют ещё более 10 видов квантовых полей

- материя обладает энергией — способностью совершать работу или проявляться в различных качествах, таких как тепло, движение, свет; материя и энергия не возникают из ничего и не исчезают, а только переходят из одной формы в другую

- материя существует в пространстве, которое имеет объективные характеристики, такие как трёхмерность и протяжённость, и занимает определённое место в пространстве

- материя существует во времени, которое характеризует последовательность событий, длительность и необратимость процессов

- в природе действует четыре фундаментальных вида сил, которые определяют все взаимодействия во Вселенной и являются основными составляющими физических законов:

- гравитационная сила - это сила притяжения между объектами, обладающими массой, действует на бесконечное расстояние; самая слабая из всех сил; описывается общей теорией относительности Эйнштейна

- электромагнитная сила возникает между заряженными частицами и действует на бесконечное расстояние; намного сильнее гравитации; описывается уравнениями Максвелла

- слабая ядерная сила  действует на субатомных уровнях, связана с превращением одного типа элементарных частиц в другой; описывается теорией электрослабого взаимодействия

- сильная ядерная сила, самая мощная из всех фундаментальных сил,  удерживает протоны и нейтроны в ядре атома; тоже краткодействующая; описывается квантовой хромодинамикой

- физики стремятся объединить эти силы в рамках единой теории; стандартная модель, объединяет электромагнитные, слабые и сильные взаимодействия, однако гравитация пока не вписывается в эту модель, что оставляет место для развития теории квантовой гравитации.

 В данной публикации я предлагаю несколько иной взгляд на Мир:

- любое описание Мира условно; наиболее общим описанием Мира может быть такое: Мир существует независимо от сознания; он не однороден и постоянно самообновляется; условные части Мира могут «существовать» только в движении, самораспространении

- в Мире его условные части могут как-то по особенному обособляться и начать делить Мир на «самих себя» и «внешний для них мир», структурировать и определять «внешний мир» по отношению к «себе», становясь своеобразной «точкой обзора и отсчёта» - так появляются «субъекты»

- никакой субъект не может воспринимать Мир бесконечно глубоко и всесторонне полно и воспринимает его в виде условных, конечных, ограниченных форм (феноменов), взаимодействующих между собой условным, конечным, ограниченным способом, причём между частями форм субъект наблюдает более сильные связи, чем между отдельными формами

- каждый субъект становится условным критерием существования форм своего субъективного мира, но если субъектов несколько, то они могут определить общую для них «относительную объективность» или «реальность» (субъективное первично – объективное вторично)

- также «относительная объективность» может возникать и для одного субъекта, потому что он сложно устроен, и может воспринимать «внешний для себя мир» как отдельными своими частями, так и всем своим единым «организмом»

- формы в мире субъекта обладают теми или иными субъективными параметрами, но субъект должен понимать, что в основании форм лежат непознаваемые в принципе «квази-процессы» (ноумены) и формы являются «верхушками айсбергов» этих процессов; стабильность мира субъекта выражается в закономерностях сохранения определённых параметров форм и их систем

- все формы в мире субъекта взаимодействуют и изменяются, и к их изменениям мы привязываем понятие «времени»; одни формы меняются при взаимодействиях больше, другие меньше, в связи с чем мы используем понятия «инертность» и «масса»; более массивные тела меняются меньше и соответственно время вблизи них течёт медленнее; если изменения формы полностью прекращаются, это означает, что время на ней останавливается

- постоянно возникают новые формы с ранее не существовавшими параметрами или новые состояния форм; новые формы могут сохраняться некоторое время; участие в создании и существовании форм принимает в принципе весь Мир, условное изолирование форм от Мира приводит к их распаду и это мы наблюдаем как повышение «энтропии» замкнутых систем

- в силу особенностей своего субъективного восприятия, люди воспринимают Мир в виде «пространства», заполненного более «чётко» воспринимаемой ими «материей», и менее «чётко» воспринимаемыми «полями», а также практически не воспринимаемыми «тёмной материей и энергией»; все виды форм в мире субъекта так или иначе взаимосвязаны, но проще всего такие взаимосвязи прослеживаются людьми на уровне «материальных форм»

- «материальный мир» - это наш человеческий способ восприятия Мира, который на микроуровне представляется нам в виде одинаковых «кирпичиков» - элементарных частиц, в основании которых лежат некие «квази-процессы», которые как-то взаимодействуют друг с другом и мы воспринимаем это в виде «полей»

- «поля» удобно представить в виде нереализованных, виртуальных «образов» форм, которые распространяются по всем возможным направлениям, и интерферируя, могут способствовать продолжению существования форм, но также могут порождать разные «всплески», которые воспринимаются нами в виде побочно возникающих короткоживущих форм

- наблюдение за той или иной формой можно интерпретировать как воздействие на квази-процесс, лежащий в основании этой формы, что приводит к нарушению когерентности распространения «образов» этого квази-процесса ( и соответствующей ему формы), а значит и к схлопыванию (коллапсу) прежней волновой функции, описывающий этот процесс (и форму)

- формы меняются, и её изменения распространяются по полю «образов» с некоторой скоростью; при движении форма «догоняет» свой прежний образ и время на ней замедляется

- поля «образов» относительно одинаковых форм суммируются, что повышает вероятность продолжения этих форм в области пространства «между ними» и воспринимается субъектом как их притяжение, но при сближении форм вероятность их продолжения становится высокой и во «внешней» от сблизившихся форм области и это воспринимается как их отталкивание

- люди воспринимают сближение и отталкивание одинаковых форм в виде действия различных сил между ними, но в принципе все силы это проявление сложения полей  «одинаковых» объектов, что даёт основание говорить о неких принципах единой теории поля

- наша Вселенная – это случайно возникшая флуктуация глобального Мира со своими определёнными параметрами, которая просуществует некоторое время, самораспространяясь в глобальном Мире и потом исчезнет; в ней случайным образом возникли субъекты-«живые существа», которые стремятся самосохраниться, пытаясь использовать имеющиеся в нашей Вселенной закономерности; такое явление как «жизнь» будет существовать некоторое время, постоянно трансформируясь и потом тоже исчезнет

- возникновение нашей Вселенной и «жизни» в ней это в высшей степени сложные, уникальные флуктуации с «большим потенциалом», в формировании которых принимал участие весь глобальный Мир, но раз возникнув, они, реализуя свой «потенциал», постепенно идут к своему размыванию, исчезновению, в связи с этим мы говорим, что энтропия в начале зарождения нашей Вселенной была минимальной, а потом всё время увеличивалась; с возрастанием энтропии мы связываем и «стрелу времени».

Александр Коробов, физик, философ       al.korobov.nd@gmail.com

 

Автор: AleksandrTallinn

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js