Предыстория: палетовоз долго не эксплуатировался, а когда понадобился — не смог никуда поехать. Так АКБ и попала к нам.
Огромный плюс в том, что клиент не пытался самостоятельно «восстановить» АКБ, долив туда воды из под крана, кислоты или иной «чудесной» жидкости. Некоторые наши клиенты так и делают – и восстановить батарею после такого «самолечения» чаще всего невозможно.
На время обслуживания снимаем систему автодолива, заменяем ее на обычные пробки.
Вообще говоря, система автодолива – это не всегда хорошо. Как правило, клиенты, на технике у которых она установлена, считают, что система безгрешна, работает как часы и все их проблемы с доливом навсегда решены. Это не так: мы несколько раз тестировали подобные системы, и почти в каждой находился клапан, который не открывался при нормальном для системы давлении – а значит, вода в элемент просто не доходила. В перспективе отсутствие долива воды в один из элементов приводит к его износу: разброс по внутреннему сопротивлению среди элементов возрастает, и в какой-то момент обслуживать всю АКБ целиком попросту бессмысленно – необходимо работать с проблемными элементами отдельно.
РЕГУЛЯРНО ПРОВЕРЯЙТЕ установленные на вашей технике системы автодолива, или вовсе снимите их и доливайте воду сами.
Снимаем перемычки, чистим клеммы (в нашем случае пришлось пройтись фрезой) и измеряем характеристики элементов:
Как видно из гистограмм, АКБ разбалансирована – сразу виден разброс по напряжению и сопротивлению. У некоторых элементов значения сопротивления выше номинальных в тысячи раз… Добавим дистиллированной воды – все элементы сухие.
Учитывая, что внутреннее сопротивление в сотни (а то и тысячи) раз выше нормального значения, после долива воды мы подождали, затем подключили все элементы последовательно и поставили на заряд малым током – если мы не увидим положительных изменений, значит, заниматься этой батареей дальше просто бессмысленно. Обратите внимание – ассиметричный ток (разрядная часть импульса) на первой ступени отключен.
Несколько раз активатор автоматически отключался из-за нагрева АКБ…
…Несколько перезапусков – и весь цикл прошел нормально. Вероятно, в процессе таки разрушился сульфат, из-за которого АКБ грелась.
Снова измеряем характеристики элементов:
Уже что-то, но далеко от идеала. Максимальный разброс по сопротивлению – 19% (в идеале должно быть не более 10%).
Смысл заниматься АКБ определенно есть. Продолжаем восстановление.
На этом этапе необходимо работать с элементами по отдельности, но допустимо включать их последовательно, если их характеристики близки между собой. Активатор позволяет работать с разными уровнями напряжения – можно обслужить как АКБ целиком, так и каждый конкретный элемент. Или, например, два элемента, соединенные последовательно.
Учитывая, что элементы 2 и 3 имеют близкие характеристики и находятся рядом (их удобно будет соединить штатной перемычкой), обслужим их вместе. Кроме них следует также обслужить элементы 5, 7 и 11 – но уже по отдельности, не соединяя.
Соединяем последовательно элементы 2 и 3; к другому активатору подключаем элемент 11:
Программа обслуживания для последовательно включенных элементов 2 и 3:
Программа обслуживания для элемента 11:
Программа обслуживания для элемента 5:
Программа обслуживания для элемента 7:
Важная ремарка: как правило, для экономии времени и, что важнее, чтобы не подвергать уже повидавшие виды АКБ сравнительно глубокому разряду, при работе с 12 В АКБ мы разряжаем их до 11,1 В, а не до указанных в стандартах 10,5 В (однако, если нашим клиентам нужен избирательный контроль АКБ, полученных от поставщика/производителя, мы разряжаем АКБ до 10,5 В).
При работе же с 2 В элементами мы для экономии времени (и циклов разряд/заряд) разряжаем до 1,85 В вместо 1,75 В. Если видно, что напряжение при разряде ПЛАВНО (с относительно постоянным наклоном кривой) снижается до 1,85 В, то мы, руководствуясь опытом, предполагаем, что емкость при разряде до напряжения 1,75 В/элемент была бы выше на 10-15%.
Снова измерим характеристики:
Теперь разброс по сопротивлению составляет лишь 9%.
Как показывает практика, если АКБ изначально хорошего качества и клиент не занимался «самолечением», можно спасти даже очень старые АКБ.
А клиент сэкономит – обслужить АКБ стоит куда дешевле, чем купить новую.
Автор: Борис