Источник: Росатом
Об атомном плавучем энергетическом блоке «Академик Ломоносов» на Geektimes писали единственный раз пару лет назад. Тогда строители как раз приступили к завершающей стадии строительства этой системы. Сейчас все инженерные работы завершены, дело за малым — доставить созданное руками тысяч людей в место, где блок будет работать много лет. Территорию «Балтийского завода» в Санкт-Петербурге плавучий энергетический блок (ПЭБ) покинул пару дней назад, сейчас он находится на пути к месту своего постоянного базирования — Чукотке.
«Заплыв» плавучей АЭС разбит на два этапа. Первый — путешествие из Санкт-Петербурга в Мурманск. Второй — из Мурманска в Певек. Сейчас на борту станции нет ни ядерного топлива, ни основной команды, которая обеспечит работу ПЭБ с началом ввода системы в эксплуатацию. «На первом этапе ПЭБ без ядерного топлива на борту будет отбуксирован с территории Балтийского завода к причалу ФГУП «Атомфлот» в Мурманске. Далее, на втором этапе — ориентировочно летом 2019 года – он, с уже загруженным ядерным топливом и экипажем на борту, будет доставлен из Мурманска в морской порт Певека», — заявил заместитель руководителя Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Дмитрий Алексеенко.
Ранее у экспертов возникали сомнения, что объект будет готов в срок, но за последние несколько месяцев инженерам удалось значительно повысить скорость работ. Это и позволило завершить все работы вовремя. Задача следующего этапа — подготовка объекта для принятия на борт ядерного топлива. Само собой, эта задача вовсе непростая, требуется обеспечить как безопасность людей, так и сохранность самого топлива, вкупе с бесперебойной работой самой станции.
Транспортировкой занимается ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота». Специалисты считают, что при отсутствии проблем, включая неблагоприятные метеоусловия, скорость каравана (ПЭБ путешествует не один) составит примерно 3,5-4,5 узла. Немного, но для морского судна таких размеров это вполне достаточно.
В Певеке, где будет размещаться плавучая атомная теплоэлектростанция, все это время велись подготовительные работы. Активны они и сейчас, ведь к моменту прибытия системы необходимо создать мол-причал, комплекс административных и технических зданий, гидротехнических сооружений и береговой площадки. Все это будет обеспечивать безопасную стоянку энергоблока и приемку с него энергомоста в том месте, где будут проходить электрические связи и выдача энергии на берег.
Осенью этого года команда специалистов загрузит ядерное топливо в реактор и запустит его. ПЭБ после этого будет доставлен по Северному морскому пути к месту своей постоянной работы, после чего его подключат к береговой инфраструктуре в г. Певек. После того, как плавучая АЭС будет запущена и введена в эксплуатацию, она сможет заменить Билибинскую атомную станцию и Чаунскую ТЭЦ. Они уже давно технологически устарели. К слову, если все пройдет по плану, то «Академик Ломоносов» станет самой северной атомной станцией в мире. Сам он представляет собой транспортабельный энергоблок малой мощности, это новый класс источников энергии на базе российских технологий атомного судостроения.
В условиях региона, где будет размещаться плавучая АЭС, сложно создавать стационарные системы такого типа. Технологически и логистически проще доставить на место необходимый объект, построенный в ином регионе.
Что касается технических характеристик, то станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, они способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме. Этого вполне достаточно для обеспечения энергией города с населением в 100 тысяч человек.
Блок конструировали специально для работы в условиях крайнего Севера и Дальнего Востока, а его главная задача — обеспечение энергией удаленных промышленных предприятий, портовых городов, газовых и нефтяных платформ, которые расположены в открытом море. ПАТЭС разработан с большим запасом прочности. Он с лихвой перекрывает все возможные угрозы, включая цунами и иные природные катастрофы. Текущий режим работы и все процессы на плавучем энергоблоке отвечают требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Автор: Максим Агаджанов