Несколько недель назад американский телеканал деловых новостей CNBC со ссылкой на «многочисленные» анонимные источники «из числа нынешних и бывших сотрудников Tesla» рассказал о проблемах на Гигафабрике 1 в Неваде. Они рассказали, что сборка на конвейере частично выполняется дедовскими методами — вручную, практически без использования роботов. Например, вручную собирают модули батарей.
Представители Tesla объяснили в комментарии для CNBC, что ручная сборка не является каким-то откровением, а запланирована с самого начала: «Пока мы не выйдем на полное производство, по определению некоторые элементы производственного процесса будут происходить с применением ручной сборки. Это то, что Илон Маск и технический директор Джеффри Штробель подробно рассказывали на телеконференции по итогам третьего квартала, и это не влияет на качество или безопасность батарей, которые мы производим».
Но рабочие утверждали, что из-за ручной сборки без должного контроля качества с конвейера сходят небезопасные батарейные модули, где «элементы соприкасаются друг с другом».
Акции Tesla снизились, хотя компания снова выступила с опровержением: «Предположения, что Tesla когда-нибудь выпустит автомобиль с опасной батареей, абсолютно неточны, противоречат всем доказательствам и оторваны от реальности. В каждой батарее в автомобиле Tesla тысячи ячеек, подавляющее большинство из которых имеют тот же потенциал напряжения, что и соседние ячейки. Гипотетически, даже если две ячейки с одинаковым потенциалом напряжения соприкоснулись, это ни к чему опасному не приведёт — это как соприкосновение двух нейтральных кусков металла».
Представители Tesla отметили, что несмотря на отсутствие опасности, все позиции ячеек аккумуляторных модулей Model 3 измеряются дважды в производстве для проверки контроля процесса и качества исходящих деталей. Если в какой-то момент производственного процесса ячейки с различными потенциалами соприкоснутся, то они не могут быть соединены между собой. На конвейере проходит три разных теста для проверки, что корректное количество ячеек электрически подключены в батарее Model 3.
Компания Tesla заверила общественность в полной безопасности процесса сборки и абсолютной невозможности выпуска бракованных моделей в продажу. Но сейчас CNBC выпустила ещё один репортаж на ту же тему, но под другим углом.
Работники Tesla опять говорят о соблюдении контроля качества. Только теперь главный тезис не в выпуске опасных изделий в продажу, а в большом проценте отбраковки деталей. Так, один анонимный инженер с фабрики Tesla во Фремонте говорит, что 40% запчастей, произведённых или полученных на фабрике, требуют переделки (rework). По его словам, необходимость дополнительной проверки деталей, сходящих с конвейера — одна из причин задержки с выпуском Model 3.
Другой анонимный рабочий той же фабрики сообщил, что процент отбраковки настолько велик, что будет очень сложно уложиться в запланированные сроки и выйти на требуемые объёмы производства. Невозможность соблюсти планы по выпуску, в свою очередь, негативно отражается на моральном духе сотрудников, сказал он.
CNBC цитирует два объявления о найме сотрудников (1, 2), для которых указаны необычные рабочие обязанности: у первого указана обязанность «анализировать новые режимы отказа» для деталей, которые сошли с конвейера, а начальника группа переработки нанимают для ежедневных операций по «большому объёму ремонта и восстановления электрических транспортных средств».
Tesla ответила на эти обвинения. По словам представителя компании, CNBC спутала понятия заводской переборки или повторного производства (remanufacturing) и переделки (rework). «Повторное производство — это процесс, которым занимается буквально каждый автопроизводитель в мире, — сказал представитель Tesla. — CNBC выхватила пару строчек из двух описаний должностей, размещённых в интернете, и сделала грубые предположения о неточных рабочих функциях этих сотрудников. Наша команда по повторному производству очень мала и составляет всего 0,1% (40 человек) из почти 40 000 сотрудников. Любой «эксперт», утверждающий о чём-то необычном в нашем процессе повторного производства или недостаточном качестве автомобилей, которые сходят с конвейера, либо очень сильно что-то путает, либо совершенно ошибается. На самом деле, как и другие автопроизводители, Tesla пересобирает детали, потому что так тратится меньше материалов и энергии, чем при создании новой детали с нуля. Это хорошее дело, что в конечном счёте приносит пользу окружающей среде и, если деталь правильно сделана, то она одинаково хороша для клиента».
По первоначальному плану Tesla собиралась выпускать ежемесячно 20 000 автомобилей Model 3 уже с декабря 2017 года. Потом сроки перенесли. Сейчас говорится, что к концу текущего месяца конвейер выйдет на 2500 автомобилей в неделю, а к концу июня — на 5000 автомобилей в неделю.
Автор: Анатолий Ализар