Основатель компании HyperSciences, ракетостроитель Марк Рассел показывает макет буровой установки с гиперзвуковыми снарядами
В январе 2018 года Google подписала соглашение Space Act Agreement с Исследовательским центром Эймса НАСА в Калифорнии. В соглашении говорится: «Исследовательское подразделение Google проводит концептуальное исследование гиперзвуковых траекторий в режимах абляции на высоких числах Рейнольдса» (hypersonic trajectories in high Reynolds number ablation regimes). При этом специалисты НАСА «осуществляют анализ прохода гиперзвукового снаряда через плотную атмосферу». Согласно смете, Google оплачивает услуги НАСА в размере $99 489 за семь недель эксперимента.
Гиперзвуковым называется всё, что летит со скоростью в пять или более раз быстрее скорости звука. Обычно это сверхскоростные самолёты или оружие. В качестве примеров можно привести гиперзвуковую крылатую ракету Boeing X-51 или новую российскую баллистическую ракету, о которой рассказал недавно Путин.
Но вряд ли Google интересует участие в гонке вооружений. Скорее здесь дело в другом, пишет IEEE Spectrum. Изданию стало известно, что над этим проектом работает исследователь Кристофер ван Арсдейл (Christopher Van Arsdale) из Сиэтла, в профиле которого на LinkedIn указано подразделение Google Climate and Energy R&D и нет ничего связанного с аэронавтикой.
В Америке есть одна компания, которая действительно изучает использование гиперзвука для применения в альтернативной энергетике. Это стартап HyperSciences, тоже из Сиэтла. Его главная разработка — инновационная буровая установка, где перед проходом бура выстреливаются бетонные снаряды на скорости 2 километра в секунду. Снаряд разбивает горную породу и испаряется вместе с ней.
По заявлениям компании, такая технология в 10 раз ускоряет прокладку тоннелей, что открывает возможности для использования геотермальной энергии «повсюду в мире».
Возможно, компания Google хочет последовать примеру Илона Маска — и тоже займётся прокладкой подземных тоннелей. Как говорил Маск, если на порядок ускорить скорость прокладки тоннелей, то это открывает совершенно возможности. Пол землёй нет пробок и светофоров. Транспорт может передвигаться там на сверхзвуковой скорости в безопасной среде, не рискуя сбить пешехода. И самое главное, это не 2D-плоскость наземных трасс, а полноценное 3D-пространство, доступное для эксплуатации. Транспортная система может стать гораздо эффективнее, если убрать с поверхности асфальт, автомобили и другой транспорт. Оставить землю людям.
В любом случае ускорение прокладки тоннелей в 10 раз станет очень полезным изобретением. Наконец-то можно будет прокладывать тоннели для новых линий метро за несколько недель, а не за несколько месяцев, как сейчас. Не говоря уже о бурении скважин к артезианским источникам и источникам геотермальной энергии.
Если мы сможем эффективно бурить тоннели на несколько километров в глубину, то все желающие получат доступ к практически неисчерпаемому источнику энергии — теплу земных недр.
В среднем температура с глубиной растёт на 2,5−3°С на каждые 100 м, хотя в разных регионах этот показатель сильно отличается. Например, в штате Орегон (США) градиент составляет 150°С на 1 км, а в Южной Африке — 6°С на 1 км. на глубине 100 км предположительные температуры около 1300−1500°С, на глубине 400 км — 1600°С.
Исполнительный директор компании HyperSciences признал, что его стартап сотрудничал с Google, но пока отказался сообщать подробности. Но есть все основания полагать, что Google действительно заинтересовалась скоростным бурением тоннелей и перспективой доступа к геотермальным источникам.
По крайней мере, родительская компания Alphabet давно проявляет интерес в этой области. В июле 2017 года она зарегистрировала дочернюю фирму Dandelion, которая уже начала продажу домашних геотермальных систем в штате Нью-Йорк. В этих системах вода гоняется по трубопроводу на глубину 150 м, где нагревается или охлаждается до стабильной температуры 10°С, а затем поднимается наверх и используется для обогрева зданий или охлаждения техники.
Компания HyperSciences обещает, что с её технологией можно бурить тоннели на глубину до 7 км. Вместо воды на глубину по трубам закачивают силиконовое масло, с которого потом термоэлектрические генераторы снимают тепло, напрямую превращая его в электричество.
HyperSciences работает и над бурами HyperBreaker для прокладки обычных транспортных тоннелей по аналогичной технологии. В перспективе Google и HyperSciences могут составить конкуренцию Boring Company Илона Маска, которая собирается прокладывать тоннели для сверхскоростных капсул Hyperloop.
Автор: Анатолий Ализар