Так получилось, что последний год мы занимались тем, что учили iPhone понимать эмоции. Не распознавать мимику и жесты – это лишь одни из внешних проявлений эмоционального состояния человека, а именно понимать состояние человека по его ответам. Программный продукт получился в большей степени навороченным и красивым психологическим тестом, чем компьютерной технологией, но заставил нашу команду (профессиональных психологов) глубоко разобраться в теме эмоций.
Если верить тому, что пишуте, любая программа, это алгоритм – то есть определенный порядок действий, обладающий причинно-следственной логикой. Если еще упростить – то это набор «если-то» и вычислительных действий между ними. Основной порок любой программы — это принципиальное отсутствие внутри алгоритма ответа на вопрос «зачем?». Логика «если-то» — это логика «потому, что», но никак не логика «зачем». Смысл любой программы находится снаружи ее и закладывается программистом в момент создания. Отсюда, на уровне игр разума, следует, что программа испытывает всегда одну и ту же эмоцию – эмоцию самореализации. То есть все, что надо программе – это выполнить саму себя. При этом никакое усложнение самой программы не меняет сути постулата. Программа может вести себя по разному, она может обыграть Каспарова в шахматы или обслужить вас в МакДональдсе – но единственное, чего она при этом будет «хотеть», в чем будет смысл ее существования – это выполнить саму себя.
Если же мы посмотрим на определение эмоций – то они, как раз и определяют оценочное отношение к миру. Эмоции, как элемент мотивационно-волевой сферы человека сами в себе несут ответ на вопрос «зачем». Собственно, они и есть это самое «зачем». Присмотритесь к деятельности людей – люди действуют, для того, чтобы чувствовать. Чувствовать радость за детей, гордость побед, гнев к врагам, интерес к работе и т.д. Не потому, что они чувствуют, а для того, чтобы чувствовать. Рационально-логическая сфера человека построена как адаптационный механизм, помогающий больше, чаще и сильнее испытывать чувства.
Таким образом, получается, что запрограммировать эмоции – это означает запрограммировать смысл существования программы. А мы с вами уже договорились, что на уровне алгоритма, внутри него, невозможно ответить на вопрос «зачем».
Отсюда с очевидностью следует, что задача программирования эмоций не решается в принципе.
Как выглядит упрощенная модель эмоций? В целом это не сложно, достаточно иметь:
1. Субъект
2. Внешнюю среду
3. Внутренний алгоритм оценки «ценности» факторов внешней среды для субъекта
Субъект воспринимает внешнюю среду через призму ее «ценности» для него самого и модифицирует свое поведение в зависимости от результата. Кто-то может, заявить, что например, Deep Blue (субъект) радовался усилению своей шахматной позиции и горевал, в случае если ему предстояла потеря пешки (оценка ценности). Но это не так. Программе было совершенно все равно, выиграет он или нет, а победа или поражение не представляло для нее (программы) никакой ценности.
Критичным фактором остаются внешняя среда и субъект. И если внешняя среда у нас пока, слава богу, присутствует, то для того, чтобы почувствовать эмоции программе для начала придется стать субъектом, то есть стать живой и обрести собственную, независимую ценность. Порядок создания искусственного интеллекта не отличается от порядка появления обычного интеллекта. Сначала надо стать живым, затем научиться чувствовать и только после этого стать разумным.
Автор: DenisVitman