Министерство связи и массовых коммуникаций РФ опубликовало проект постановления правительства РФ «Об установлении ограничения допуска программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и дополнительного требования к участникам закупок услуг, связанных с использованием программных средств и информационных продуктов вычислительной техники».
Документ содержит критерии отечественного ПО, правила формирования и ведения реестра, а также преференции для него при госзакупках.
Критерии отечественного ПО
a) Исключительное право на программное обеспечение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права принадлежит одному или нескольким из следующих лиц (правообладателей):
* Российской Федерации;
* субъекту Российской Федерации;
* муниципальному образованию;
* российской некоммерческой организации, высший орган управления которой формируется прямо и (или) косвенно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и (или) гражданами Российской Федерации и которая не признается контролируемой иностранным лицом российской организацией;
* российской коммерческой организации, в которой суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образования, некоммерческих организаций, указанных в абзаце пятом настоящего подпункта, и граждан Российской Федерации составляет более 50 процентов и которая не признается контролируемой иностранным лицом российской организацией;
* гражданину Российской Федерации.
б) Программное обеспечение доступно в свободной продаже (экземпляры программного обеспечения, права использования программного обеспечения имеются в свободной реализации).
в) Общая сумма выплат по лицензионным и иным договорам, предусматривающим предоставление прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, выполнение работ, оказание услуг, использованных для разработки, адаптации и модификации программного обеспечения, в пользу иностранных лиц, контролируемых ими российских организаций, агентов, представителей иностранных лиц и контролируемых ими российских организаций составляет менее тридцати процентов от выручки правообладателя (правообладателей) программного обеспечения от реализации программного обеспечения (включая предоставление прав использования) за календарный год.
г) Сведения о правообладателе программного обеспечения внесены в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, в соответствии с Положением о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2007 г. № 758 (для программного обеспечения, исключительное право на которое принадлежит организациям, указанным в абзацах пятом и (или) шестом подпункта «а» настоящего пункта).
д) Сведения о программном обеспечении не составляют государственную тайну, и программное обеспечение не содержит сведений, составляющих государственную тайну.
Для целей настоящих Правил доля участия организации в другой организации или гражданина Российской Федерации в организации определяется в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 1052 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом при определении доли гражданина Российской Федерации в организации учитываются единоличное участие и участие совместно с супругами и несовершеннолетними детьми.
Для целей настоящих Правил контролируемой иностранным лицом российской организацией признается организация, решения которой иностранное лицо имеет возможность определять в силу преобладающего прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между иностранным лицом и организацией и (или) иными лицами.
Критерии отечественного ПО были разработаны Минкомсвязью России совместно с Минпромторгом России, временной комиссией Совета Федерации Федерального Собрания РФ по развитию информационного общества, Ассоциацией разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», Фондом развития интернет-инициатив и другими организациями.
Правила формирования и ведения реестра
Решение о включении и об исключении из реестра будет принимать Минкомсвязь России на основании заключений экспертного совета, состоящего из представителей государственных заказчиков и российской ИТ-отрасли.
К заявлению о включении программы в реестр должен быть приложен экземпляр программного обеспечения «без технических средств защиты авторских прав или со средствами законного устранения ограничений использования программного обеспечения».
Преференции при госзакупках
При осуществлении госзакупок ПО заказчики будут обязаны либо покупать ПО только российской разработки, либо обосновать в документации о закупке невозможность или нецелесообразность такого ограничения.
Требования к обоснованию невозможности или нецелесообразности указанного ограничения проектом постановления не предусматриваются, поскольку их целесообразно определить в порядке обоснования закупок, подлежащем утверждению Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающей в силу с 1 января 2016 г.
Кроме того, для закупки услуг, связанных с использованием программного обеспечения, проектом постановления предусматривается установление дополнительного требования к участникам таких закупок о преимущественном использовании отечественного программного обеспечения и (или) программного обеспечения с открытыми исходными кодами.
Общественное обсуждение проекта продлится около месяца. Затем проект передадут для утверждения в правительство.
«Проект постановления подготовлен в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий», — сказал замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Рашид Исмаилов. В пояснительной записке к проекту сказано, что планируется распространение предлагаемого механизма также на программное обеспечение, происходящее из других государств – членов Евразийского экономического союза, – после согласования с уполномоченными органами указанных стран единообразного подхода к порядку и критериям определения страны происхождения программного обеспечения.
Автор: alizar