В последнее время, появилось много занимательных он-лайн сервисов по нагибанию взаимодействию граждан и государственных/муниципальных органов власти: РосЯма, РосЖКХ, ДомДворДороги и т.д. Но подобные сервисы рассчитаны только на одну взаимодействующую сторону, только на граждан, и никак (или почти никак) не способствуют повышению эффективности работы в самих органах власти. У которых, от увеличения потока обращения граждан «классическим» способом, только голова начинает болеть сильнее.
Как заставить муниципальные и районные органы власти гарантировано реагировать на обращения граждан в электронном виде?
И как, при этом, предложить гражданам нормальный механизм участия в жизни района/муниципалитета?
Нами, в ЦКУ-1, было предложено решение по «скрещиванию ежа с ужом».
Фронтэнд
Идея системы заключается в том, чтобы дать возможность гражданам сообщать о проблемах в сфере ЖКХ, транспорта, правопорядка и т.д., с привязкой к месту проблемы, при этом не заставляя их заполнять тонны бумаг и выискивать адреса и телефоны контролирующих организаций.
Идею фронтэнда для граждан мы подсмотрели в Татарстане у системы «Народный Контроль». И сделали свой собственный «Голос Народа».
(Нам страшно выкладывать на Хабр прямую ссылку, поэтому домен завёрнут через CDN CloudFlare, но если CloudFlare «тупит», то прямая ссылка — odinnarod.ru).
Для нашего района, в отличие от казанского проекта, карты OpenStreetMap оказались более удачными, чем Яндекс или Гугл. Но если бы проект начинался сейчас, то мы бы подумали об использовании 2ГИС.
Бэкэнд
А что делать с бэкэндом? После изучения принципов работы в администрации района стало понятно, что без реально работающей системы электронного документооборота (СЭД) в самой администрации, внедрение любых электронных способов взаимодействия граждан и чиновников просто невозможно. Не заработает. Соответственно, проект сразу вышел на новый уровень.
Мы решили делать фронтэнд для граждан и внедрять СЭД в администрации одновременно. По независящем от нас причинам, срок активной фазы всего проекта, был ограничен 6 месяцами.
Как за 6 месяцев внедрить СЭД в администрации всего района (250+ рабочих мест)? Вообще-то, это тема отдельной, большой, статьи. После недолгих поисков на рынке СЭД, мы выбрали систему Мотив, которая обладает ключевыми для нашего случая свойствами:
СЭД выросла из системы контроля исполнения поручений, и крайне удачно «ложится» на структуру администрации
Вэб-интерфейс, нет необходимости в настройке/поддержке конечных рабочих мест
Простая и понятная архитектура LAMP со всеми вытекающими фичами по оптимизации/безопасности/расширению
Схема работы
Схема работы системы достаточно простая:
Пользователь регистрируется и создаёт обращение на «Голосе Народа»
Обращение проходит модерацию у нас. Отклоняются все обращения содержащий явный спам/табуированную лексику и т.п.
По расписанию, раз в 10 минут, происходит синхронизация данных между серверами «Голоса Народа» и СЭД. Это сделано умышленно, чтобы, в случае любых проблем на фронтэнде, не положить СЭД
Обращение с «Голоса Народа» автоматически генерирует документооборот внутри СЭД с назначением заданий, сроков, ответственных
Статусы прохождения документа в СЭД отображаются в «Голосе Народа»
Результат
Пока ещё сложно оценить результат от данного проекта, т.к. мы только выпускаем проект в отрытое плаванье. Но уже сейчас понятно, что мы:
Очень хочется надеяться, что Хабраэффект простимулирует граждан и чиновников к конструктивному взаимодействию.
О нас
ЦКУ-1 — Первый Муниципальный Центр Космических Услуг, с таким громким названием, в 2010 году в Одинцовском Гуманитарном Институте при поддержке Роскосмоса было создано подразделение, для внедрения различных систем на основе ГЛОНАСС в реальную жизнь. За 2 года изменилось многое, но не название, хотя с ГЛОНАСС мы до сих пор работаем. Сейчас мы фактически выступаем в роли ИТ-консалтера/аутсорсера/интегратора на уровне муниципалитета/района.
Отдельная благодарность
Отдельная благодарность облачному сервису TeamLab за безвозмездно предоставленную платформу для групповой работы и ведения проектов, без которой, «скрестить ужа с ежом» у нас вряд ли бы получилось.