Хорошие новости, коллеги: от мнистерства связи к нам пришла первая партия ответов на вопросы хабрапользователей. Ознакомиться с ними можно под катом.
В этой части ответы на 15 вопросов, касающиеся информатизации и госуслуг (орфография и пунктуация авторов сохранена). Отвечает директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Алексей Козырев.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Вопрос 1. Планируется ли на сайте www.gosuslugi.ru внедрение API и OAuth-авторизации и если да, то когда? Это позволит создавать приложения и сервисы, с помощью которых можно было бы взаимодействовать с государственными службами — например, чтобы без передачи паспортных данных третьей стороне можно было отправить в ГИБДД фотографию неправильно припаркованного автомобиля около нашего офиса :)
Ответ: Мы планируем проработать возможность внедрения таких технологий. Вопрос максимально удобного использования электронных госуслуг и создание на их основе новых продуктов, в том числе и коммерческим сектором, является одним из наших приоритетов. Но для того, чтобы эти технологии заработали (в частности, OAuth или другие средства Single Sign-On), необходимо вносить изменения в нормативную базу. После этого нужно будет дорабатывать наши механизмы (ЕСИА) и добавлять API к gosuslugi.ru. Мы открыты для того, чтобы потенциальные потребители API и SSO высказывали свои пожелания.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Вопрос 2. Интересно, а когда сайт www.gosuslugi.ru начнет работать по-человечески — чтобы можно было и заявления нужные заполнять, заказывать услуги и оплачивать их? А то толку от этого сайта, если все равно приходится очереди выстаивать во всяких БТИ, паспортных столах, ГИБДД и т.д.
Ответ: Вы правы, то, как реализованы сейчас многие услуги, не выдерживает никакой критики. Для того, чтобы услуги оказывались полностью электронно, нами запланировано подключение системы, расширяющей возможности по оплате различных видов услуг. Также, чтобы сократить визиты в органы власти, развивается инфраструктура квалифицированных электронных подписей для физических лиц, что позволит избежать личной подписи под бумажными документами. А к 2015 году планируется отказ от обязательности документов личного хранения: паспортов, свидетельств о рождении и т.д., что позволит по большинству услуг, где нет передачи физических объектов, вообще исключить поездки. Роль Минкомсвязи состоит в том, чтобы создать инфраструктуру, а оказывать сами услуги будут конкретные органы власти, поэтому они должны провести много работы со своей стороны, в том числе, изменения нормативной документации.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Вопрос 3. Когда можно будет оплачивать пошлины, налоги и штрафы на сайте госуслуг с помощью кредитных карт?
Ответ: Сейчас функция оплаты кредитной картой реализована только для штрафов ГИБДД. В 2013 году оплачивать кредитной картой можно будет все услуги и налоги, в том числе и те, которые не являются государственными, но воспринимаются как таковые, например, ЖКХ.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Вопрос 4. Несмотря на принятие стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010 «Информационная технология. Формат Open Document для офисных приложений (OpenDocument) v1.0» сайты государственных служб, ведомств и т. п. продолжают предоставлять информацию в различных нестандартных форматах, зачастую только в них. Планируется ли какие-то изменения в связи с этим?
Ответ: Использование этого стандарта носит добровольный характер. Мы будем готовить предложение о том, чтобы закрепить не только этот, но и другие открытые стандарты в качестве обязательных для органов государственной власти.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Вопрос 5. Когда все государственные услуги переведут на автоматизацию очередей, в том числе онлайн-запись? С ФМС отлично получилось (как мне кажется), думаю стоит продолжать и на остальной гос. аппарат.
Ответ: Решение этой задачи может быть только комплексным. Задача Минкомсвязи — создать необходимую инфраструктуру для этого, включающую каналы связи (сокращение цифрового неравенства), межведомственное взаимодействие, портал госуслуг (включая API к нему), использование квалифицированных электронных подписей для граждан и юридических лиц, единую систему идентификации и аутентификации, электронный нотариат, единую систему нормативно-справочной информации и провести массу других мероприятий по подготовке технической базы. Электронные очереди — это полумера, мы хотим избавиться от очередей вообще. Сейчас мы выстраиваем совместную работу с другими органами власти, чтобы это стало реальностью.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Вопрос 6. Связывались с вами в твиттере по поводу использования Казанского варианта госуслуг в других регионах. Вы посоветовали обратиться к @my_region (Кристине Талановой) с этим вопросом. Они помочь не хотят, т.к. уже 2 месяца «готовят предложение» для других регионов.
Ответ: Казанский вариант заключается в подключении к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) негосударственных организаций. Это был интересный пилотный проект, который сейчас переносится на федеральный уровень. В данный момент нами разрабатывается общий механизм подключения негосударственных организаций к СМЭВ.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Вопрос 7. Почему некоторые приказы выпускаются чуть ли не задним числом? Регионы и ведомства никогда не смогут изменить все свои сервисы и ПО за один-два месяца (сотни разнородных сервисов), поэтому постоянно происходят общие срывы сроков. Например, Постановление «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде». Итого сроки с 1 апреля, до 1 июля на полноценную интеграцию. Конечно большинство регионов не справилось с поставленной задачей.
Ответ: См. ответ на вопрос №9.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Вопрос 8. Планируется ли сделать или допилить существующую известную CMS для использования на всех государственных сайтах? Она должна быть минималистична и функциональна — это позволит урезать бюджеты на создание сайтов различных министерств и отстранить малоопытных специалистов от создания таких ресурсов.
Ответ: Не видим необходимости делать это на федеральном уровне. Коммерческий сектор прекрасно справляется с этой задачей. Есть множество вполне зрелых продуктов разного уровня функциональности и стоимости, которые в полной мере отвечают имеющимся в настоящее время потребностям государственных органов.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Вопрос 9. Когда будет прекращен грабеж регионов под эгидой внедрения госуслуг? Во всем мире: 1) Поставщик просто предоставляет сервис (у нас же регион создает инфраструктуру, платит в РТК за каждый сервис по 300тыс. руб. только для интеграции) 2) Разнообразие сервисов должно нивелироваться ФСМЭВ (у нас же все данные упаковываются в архив и отдаются на откуп регионам. Эту работу должна делать ФСМЭВ) 3) Методические рекомендации являются не рекомендациями, а прямой инструкцией по разработке сервисов? Рекомендации и правила это разные понятия. 4) Региону диктуют свое видение СМЭВ и прямо давят отказом интеграции со ФСМЭВ. А ведь регион платит совсем немаленькие деньги только для интеграции. 5) Сервис созданный с нарушениями правил и стандартов не должен быть опубликован. У нас же все наоборот. Невалидные wsdl, xsd, «пустые» паспорта сервисов. А они находятся в продуктиве и с ними приходится работать? Как?
Ответ: Да, вы правы, все названное вами является серьезной проблемой, над которой мы целенаправленно работаем. Прежде всего, мы собираемся значительно упростить на наш взгляд избыточную инфраструктуру региональных СМЭВ. Разнообразие сервисов будет нивелировано новыми методическими рекомендациями. И поскольку они будут весьма существенными, мы собираемся создать эталонные (open source) реализации адаптеров, эмуляторов сервисов и комплектов автотестов к ним. Также предусматривается более простая, но при этом более строгая политика по регистрации и валидации (преимущественно автоматической) сервисов в тестовой и продукционной средах СМЭВ.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Вопрос 10. Когда будет создано единое документо-хранилище? Чтобы можно было передавать простые ссылки на документы вместо объемных данных в самих запросах. Сейчас имеется ограничение в 5мб на «вложения», потому что SOA не ориентирован на документооборот.
Ответ: Передать ссылку на ресурс в защищенном контуре вместо самих данных можно уже сейчас в рамках одного узла, подробная инструкция есть в методических рекомендациях (Методические рекомендации по разработке электронных сервисов и применению технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии, описание блока smev:Reference и xop:Include, доступны на smev.gosuslugi.ru). Сейчас разрабатывается концепция передачи ссылок в масштабе всего СМЭВ, в основном, такая необходимость продиктована передачей картографических данных. Вряд ли это будет единое документохранилище.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Вопрос 11. Насколько реальным вам кажется введение в эксплуатацию федерального СМЭВ до конца года, как планируется?
Ответ: В вопросе не уточнен год. Если речь идет о 2012 годе, то да, кажется вполне реальным.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Вопрос 12. Когда СМЭВ перестанет быть гаражной поделкой в своих методических рекомендациях и станет следовать мировым стандартам? Структурированные XML-данные на то и структурированы, чтобы их передавать не в zip-архивах. А сейчас мы делаем свой велосипед документооборота на архивах. Зачем тогда SOA-архитектура?
Ответ: Проектов, аналогичных по масштабу российскому СМЭВу, в мире нет. У нас огромная страна с федеративным устройством и большим населением. Многие сложности, с которыми мы сталкиваемся, вызваны эффектом масштаба, с которым еще не сталкивались в мировой практике. Классическая сервисно-ориентированная архитектура также не панацея, сложности возникают даже внутри небольших компаний, не говоря уже о масштабах государства. В то же время, недостаточная жесткость методических рекомендаций, в том числе преднамеренно сделанная в качестве компромисса с существующими де-факто реализациями, привела к широчайшему спектру частных интерпретаций стандартов, об одном из которых вы говорите. Мы будем ужесточать и менять ряд стандартов, создавать эталонные реализации сервисов и адаптеров и системы автотестов к ним для менее болезненного перехода на новые стандарты. Однако проблема в большей степени заключается в исходных информационных системах, которые отправляют и получают запросы. Уровень их развития, к сожалению, в большинстве случаев весьма низок.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Вопрос 13. Вопрос по УЭК. В этом проекте, по ранним заявлениям, решено объединить все, что только можно. И проездные билеты, работающие в разных регионах, и удостоверение личности, и доступ к порталу гос. услуг, и массу региональных приложений, и т.д… Ввод этого нововведения постоянно откладывается, по разным причинам. Есть ощущение, что заявлено в разы больше, чем можно сделать за приемлемые сроки. И, честно говоря, не понятно, насколько это нужно. А деньги вложены огромные. Вопрос: изменится ли позиция государства по УЭК? У нас сменился и президент, и министр связи, не изменилась ли концепция?
Ответ: Действительно, концепция универсальной электронной карты (УЭК) неоднократно претерпевала изменения. Позиция Минкомсвязи заключается в том, что для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также ряда других проектов, в первую очередь необходимы удобные для граждан механизмы идентификации и проставления квалифицированной электронной подписи. Реализация прочих приложений, в том числе платежных, может быть различна, и необязательно для этого использовать единую карту в виде УЭК или электронного паспорта. Использование и выбор дополнительных сервисов — это прерогатива гражданина в виде добровольного подключения к инструментам идентификации, которые ему предлагает государство либо бизнес. Наша задача — создать всю необходимую инфраструктуру для этого.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Вопрос 14. Как министерство формирует требования к реализуемым программам? (В плане используемых технологий. Как пример — выбор программной платформы для определённой системы). Существует ли механизм «обратной связи» с министерством, для оптимизации подобных требований?
Ответ: Никак. Это явным образом запрещено Федеральным законом №94 «О государственных закупках». Это зачастую приводит к тому, что выбранные исполнителем технологии затрудняют развитие проекта, или отсутствует открытый рынок специалистов по выбранному технологическому стеку, что обеспечивает неоправданное преимущество для исполнителя в дальнейших тендерах. К сожалению, универсального решения у этой проблемы нет.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Вопрос 15: В местных (Новосибирских) новостях, проскакивала информация, что сотни миллионов уже потрачены на ИС для муниципальных структур за период в 3-5 лет, но система так и не введена в строй. С такими темпами разработки боюсь она морально устареет. Так же в недавней статье на Хабре, частично опровергли информацию по одному пункту(о национальной платформе), но вопрос об электронном правительстве и ИС остался открытым. Как вы видите и как планируется разработка ИС федерального и муниципального уровня. Будет ли она модульной и вводимой в строй частично по мере готовности модулей? Не разумней было бы, разработать унифицированную систему на базе одного региона, а затем уже внедрять ее повсеместно?
Ответ: Не очень понятно, о какой именно информационной системе идет речь. Если вы уточните вопрос, мы подготовим ответ в разумные сроки.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Следующими по списку идут вопросы по развитию ИТ-отрасли, затем по связи и почтовым услугам, а последним на лучшие 10 вопросов списка ответит сам министр. С нетерпением ждём — обещали управиться до конца года.
Автор: habriel