Недавно прочитал статью, суть которой следующая: «На встрече представителей Роспотребнадзора и АКИТ 20 мая обе стороны поддержали инициативу по внесению изменений в законодательство, которые позволят в качестве меры административного наказания блокировать на уровне доменного имени сайты информационных посредников, не являющихся продавцами товаров и исполнителями услуг, но при этом непосредственно получающих деньги от потребителей».
Честно говоря, на всё это у меня есть лишь 1 нейтральное слово — беспредел (да простят меня за низкий стиль коллеги). Остальные — из области обсценной лексики. Но я привык разбираться. Поэтому коротко и конкретно о том, что же тут не так:
Кто? АКИТ- это ассоциация компаний интернет-торговли. В неё входят:
Связной — который в прошлом году спасли (?) от банкротства;
Eneter — своеобразная дочка (а скорее — почка) того же связного, который банкротят уже в этом году;
Ozon — тот самый, что уже много лет не может выйти даже на точку окупаемости;
Lamoda — та, что показала прибыльность в прошлом году только за счет новых инвестиций;
А также Эльдорадо, 220вольт, Отто, KupiVip и прочие перепродавцы из ТОП-100.
Кто не? Недавно из этой организации вышел E-Bay и причины были следующие: "… поддержка и лоббирование АКИТ законопроекта о снижении порога для беспошлинных покупок в иностранных интернет-магазинах с €1000 в месяц до €150 за покупку… Другая инициатива, которую отстаивает АКИТ, но не eBay, – это запрет параллельного импорта (поставки товаров в страну без согласия производителей этих товаров: например, покупки iPhone в США по американским ценам и продажа их в России)". Проще говоря: вместо конкуренции нам вновь и вновь насаживают монополию. К слову, Wikimart ушло из организации по этой же причине.
Краткое содержание предыдущих серий. В РФ уже давно идет целенаправленная политика по монополизации рынка электронной торговли: это ФЗ «О национальной платежной системе», о котором я расскажу во второй части, но который смел всех мелких игроков онлайн-платежей и привел к тому, что даже на таком косном рынке как денежные переводы случился не просто застой, а повальное уничтожение всех и вся (Быстрая почта Райффайзена — закрыта; Contact — отжат или выжат и далеко ни на лимон и по итогу объединен с ведущим конкурентом — Золотой короной под эгидой маленькой, бескилевой птицы — при этом Юнистрим, к их сожалению, пока под это крыло не попал, хотя и бежал, свесив язык на плечо; MoneyGram в РФ можно отправлять, но получать — с трудом; Мигом — похоронен под надоевшие формулировки ЦБ РФ).
Кроме того, именно после этого закона, на который так надеялись банкиры потирая потные от удовольствия руки в предвкушении сливаний и поглощений (а с ними и пчелы, что несут яйца в рупоре единого порыва и не могут родить даже мышь, дабы трио стало квартетом), началась резня НКО и банков, цель которой — ecommerce в том числе: тут как раз и нужно вспомнить о Мастер банке, у которого был один из крупнейших интернет-эквайрингов, и, безусловно, о 24ру, кот. прикупило вездесущее теперь «Открытие», о коем также расскажу во 2й части.
Скажу больше: электронные деньги этим законом убили окончательно, т.к. даже ВебМани не согласились на предложенную им схему, а ЯндексДеньги (к большому сожалению РБКМани) с 75% всех потрахов продались великому и всемогущему, вечнозелёному как ёлка и не рушимому как Карфаген. К слову, именно ЯД вот уже много лет настойчиво и в первую очередь «борются» с агрегаторами, при этом сами создают конкурента таковым и, главное, даже не пытаются убрать комиссию из систем, доказывая явно не с морской пеной у рта, что борьба эта — сугубо на благо пользователей.
При этом всем сами кредитные организации получили настолько зарегулированную отрасль, что не любимый нынче Приватбанк Украины смог уйти в технологиях за очень тяжёлый 2013-2014 год намного дальше большинства из топ 10 и 20 (и т.д.) российских банков; а процесс идентификации теперь уступает разве что Белоруссии, правда, ровно на пол ступени, которая всё же ведёт вниз.
Наконец, именно этот закон, не раскрыв понятия электронных денег, дал нам лишь сухую и одновременно — весьма сложную дефиницию, которая не раскрывает объем и содержание категории, т.е. не определяет её правовую природу, а лишь преподносит нам описание, как электронные деньги появляются, т.е. рассказывает о механизме, а не сущности. Всё это для многих представлялось некой правовой абстракцией, пока на пьедестал не взобрался Биткоин, который вообще не смогли никак раскрыть и посему — запретили: пока — по факту, скоро — «по закону»: в кавычках, т.к. юридическая техника сего акта, если и на нуле, то на абсолютном.
3.14 Собственно, новый, 2015 г., для меня не стал чем-то из ряда вон, т.к. прогнозировать его было легко: и, как показывает практика («е5», «сотмаркет», «бэбибум», «эверетс» и иже с ними) — ecommerce в РФ не просто перешел к стадии консолидации, о которой талдычат на всех конференциях, он уверенной поступью шагает по дороге укрупнизации. В общем-то, тенденция для сего государства не новая, но при этом остается не ясным, почему мне так уверенно сообщают, что IT-сфера и ecommerce, кот. ей жив, — это передовые технологии, которые можно и нужно развивать, а по итогу — каждую отрасль, которая из этого моря возможностей рождается, пытаются затоптать, оставив на свете не самых лучших, не самых достойных, а лишь тех, кто в шлюпке: это даже не похоже на ковчег.
По сути: мы получаем вновь запреты, которые в итоге приведут к новым запретам (так и было: сначала — электронные деньги, за ними — цифровые). Как резюме — очередной отток капитала — как финансового, так и интеллектуально (так и было, если вы знакомы с рынком электронных денег, то знаете, что все мелкие проекты или продали, или ушли за рубеж). При этом мы, как потребители — и в этом случае в положительном смысле — получаем на выходе продукты, которые хороши только тем, что могут контролировать рынок.
Я уже не раз выступал против таких инициатив, т.к. по роду деятельности всегда вижу последствия первым. Вот примеры:
01. Сотовая связь. В нашем регионе скупили БВК и пришел вместо него — Ростелеком. Закончилось — продажей в Теле2 и развалом коллектива. Второе — МТС и замена (поголовная, надо сказать) Sim-карт, за которую они несут ответственность в 1 случае из 1000, когда дело доходит до суда и проч., проч., проч. При этом, кстати, медоносное насекомое, пресловутая труба и зародышевая форма яйцекладущих берут деньги с электронной коммерции и не малые, а вот обеспечить защиту и сервис на уровне — это нет, не в их компетенции. Поверьте, я сам сейчас сужусь с МТС и понимаю, о чём говорю.
02. Банки. Да, я против банков в принципе, но в данной системе социально-экономических отношений получил(ось), что вокруг — на каждой остановке, на рынках, площадях и т.д. — одно сплошное зелёное болото свежих и не очень саженцев из стали и стекла, где на 100ни отделений есть одно, работающее с теми же MG, хотя деньги последние платят первому не малые. Про комиссию в 1% процент между картами и проч. — не буду говорить, но все это — факт.
Как и факт, что в РФ интернет-эквайринга осталось икс и маленько: Альфа, ВТБ24, МДМ, СБ, Убрир, Авангард, РС и недавно вышел Тинькофф. Хорошо ли это для магазинов? Нет, т.к. комиссия в 4.5 — 3.5 на начальном этапе — это отдельный разговор, который предстоит, но это — смешно, если не сказать, что грустно. О требованиях по подключению — я лучше умолчу, потому как занимался подключением евпропейского эквайринга, в том числе — в режиме онлайн и не раз сталкивался с разницей между нашим Росфинмониторингом и его сородичами вне.
03. Склянки. Точнее — их осколки, а именно: таксисты, рыбаки, строители и все, все, все, кто прошел «стадию консолидации». Всякий раз рынку дают вместо диспозитивных норм — императивные, вместо регламента работы — запреты, а в итоге — на плаву остаются самые обеспеченные, а не малый и зачастую даже не средний бизнес. Как глобальный вывод — это порождает отсутствие самозанятости населения и каким образом государство хочет скоррелировать сие вырождение с принципами фриланса (опять же в расширенном, но вполне конкретном смысле) — мне не ясно абсолютно, т.к. Google и ГазПром — это хорошо, но это не то, чем хочу заниматься я и те, кто любит жить, пусть и не всегда легко, но всегда — самостоятельно. Пусть даже самостоятельность всего-то и значит — без работодателя или с тем, что будет трудиться бок о бок.
P.S. Прошу прощения, если мысли показались путанными или ни к месту: считаю нужным сказать, что с 2008 г. работаю в этой отрасли юристом и каждый год мне приходится объяснять своим клиентам и коллегам, что же нужно поменять, чтобы просто продолжать работать.
Это выглядит абсрудно, т.к. люди, которые не только готовы работать, но и делают это день ото дня, создавая разные, порой даже не самые массовые, но проекты, кот. кому-то нужны, и с этого платят налоги, вынуждены ещё и ежегодно приспосабливаться и ждать, что же будет дальше плохого, вместо того, чтобы планировать что-то хорошее.
Не могу сказать за всё и всех, но вижу это здесь, сегодня и там, где тружусь, и не могу не отметить, т.к. слова и дела уж больно и сильно расходятся у власти, кот. совсем недавно в лице Великого Сеятеля призывала бизнес использовать «вновь открывшиеся возможности»: надоело, честно.
P.P.S. Вопрос абсолютно не о политике, если вдруг есть какие-то со-мнения: церковь, тополь и труба — конечно, не то, что хотелось бы видеть, но в данном разрезе суть вопроса в движении рынка, кот. явно нравится быть в тренде, охватившим все из 17 098 242 кв. км.… а в общем-то, это просто крик моей профессиональной души, который ещё предстоит ещё разложить по полочкам и донести сухой статистикой, дабы показать, что в мелочах зачастую скрывается, пусть, не дао, но дзэн.
Автор: Menaskop