Почему следует игнорировать истории основателей успешных стартапов

в 7:44, , рубрики: netflix, walmart, бизнес, когнитивные искажения, мифы, предпринимательство, Развитие стартапа, розничная торговля, Сыэм Уолтон, успешные стартапы, электронная коммерция

Истории основания — это мифы

Истории основания компаний почти всегда неумышленно лгут. Взять Netflix:

Почему следует игнорировать истории основателей успешных стартапов - 1
«Netflix основан в этот день 20 лет назад, потому что Рид Хастингс не успел вернуть видеокассету»
Что на самом деле враньё

Рид Хастингс много раз говорил, что у него возникла идея Netflix, когда пришлось заплатить $40 штрафа за опоздание с возвратом в прокат видеокассеты с Apollo 13.

На самом деле это выдумка.

Это печально, потому что такие выдумки неминуемо вводят в заблуждение каждого, кто размышляет, как основать свою компанию [см. также ошибку хайндсайта — примеч. пер.].

Успех Сэма Уолтона

Почему следует игнорировать истории основателей успешных стартапов - 2
Вывеска первого магазина Walmart

Сэму было уже 44 (!) года, когда он открыл первый магазин Walmart. И к тому времени он управлял собственной сетью розничных магазинов уже более 15 лет.

Он задавался вопросом, почему люди так сосредоточены именно на создании сети Walmart:

Каким-то образом за прошедшие годы у людей создалось впечатление, что мужчина средних лет просто взял и придумал Walmart из ничего, что это просто была отличная идея, которая мгновенно стала успешной…

Но как и большинство историй мгновенного успеха, процесс занял около 20-ти лет.

Если вы пытаетесь создать собственное дело и хотите научиться у «основателя Walmart», то глупо смотреть на запуск этого проекта, потому что в тот момент у Уолтона уже был 15-летний опыт.

Начнём с его первого магазина.

Самая большая ошибка в профессиональной жизни Сэма

Сэм Уолтон начал карьеру в розничной торговле, купив в 27 лет свой первый универсальный магазин по франшизе Ben Franklin.

Как новичок, он полагался на отработанную схему франшизы, но также внедрил собственные экспериментальные новинки.

Вроде такого:

  • Поставить автоматы попкорна и мороженого перед магазином, чтобы привлечь посетителей.
  • Предоставлять огромные скидки, причём в массовом объёме (т.е. без шуток).
  • Закупать товар напрямую у производителей, а не через франшизу (что позволило снизить цены).

Он усердно работал с этим единственным магазином в течение пяти лет, увеличил продажи в 3,5 раза до $250 тыс. в год и стал лучшим франчайзи Ben Franklin в своём регионе из шести штатов.

Но потом понял, что совершил огромную ошибку.

Когда он подписал договор аренды на здание для магазина, то не включил пункт о продлении договора.

Владелец здания (местный магазин-конкурент) увидел его успех и отказался продлевать аренду за любую цену, тем самым вынудив Сэма закрыть магазин.

Представьте, что вы работаете над чем-то в течение пяти лет подряд, стали лучшим в своём деле, а затем один человек положил конец всему.

Сэм был опустошён:

Это было дно моей деловой карьеры. У меня сводило желудок. Я не мог поверить, что со мной это происходит… Я создал лучший универсальный магазин в целом регионе и упорно работал с населением — всё сделал правильно — и меня выгнали из города. Это казалось несправедливо. Я винил себя за то, что согласился на такие ужасные условия аренды, и был разъярён на владельца.

Он злился, но принял вызов:

Я всегда принимал проблемы как вызовы, и это ничем не отличалось… Нужно было собраться и всё наладить, повторить всё заново, только на этот раз ещё лучше.

Если Facebook или Google изменят свои алгоритмы, то у них хотя бы останется старая клиентская база и бизнес-активы.

Но с новым розничным магазином у вас ничего этого нет.

И из-за структуры города нельзя просто открыть другой магазин где-то рядом.

Уолтонам пришлось буквально собирать вещи — и семьёй из шести человек искать новый город.

Почему следует игнорировать истории основателей успешных стартапов - 3

Если бы Сэм Уолтон захотел поныть, то у него на то имелось много причин: он начинал всё сначала в городе меньшего размера (Бентонвилль) и в условиях определённой конкуренции (три других универсальных магазина).

Но Сэм сказал: «Это было неважно, потому что у меня имелись большие планы».

Несуществующая решительность

Следующие 12 лет прошли без каких-либо существенных событий.

Это важнейшая часть каждого «мгновенного успеха», о которой не рассказывают в книжках с Историями Успеха.

Никто здесь не пишет обо всех случайных промахах и ошибках, которые вы делаете.

  • Например, что Сэм Уолтон пытался открыть торговый центр на 10 лет раньше и потерял $25 000?
  • Или как торнадо уничтожил его лучший магазин? Всё что он мог сказать: «Мы просто восстановили его и вернулись к работе».

Это важно знать, если вы пытаетесь учиться у Уолтона. Но такие факты не вписываются в ни в какой рассказ.

Урок в том, что на любом пути к успеху будут ошибки и проблемы. Как говорится в недавней книге Райана Холидея, эти препятствия — и есть сам путь.

Коллега говорил, что Сэм преуспел в этом отношении, потому что каждый день он просыпался «с решением что-то улучшить», и что он

меньше боится оказаться неправым, чем все, кого я когда-либо знал… Как только он видит, что ошибся, то просто отряхивается и идёт в другую сторону.

Ничего такого вы не увидите у Рида Гастингса, когда он говорит о 40 долларах. Вы думаете «Я понял, нужна отличная идея», когда на самом деле идея — это ничто, а ваша психология и настойчивость — это всё.

В конце концов Уолтон расширился до 15-ти магазинов и к 1960 году стал крупнейшим независимым оператором универсальных магазинов в США, получая в общей сложности около $12 млн годового дохода (в долларах 2018 года).

Ты бы вложил деньги в Сэма Уолтона?

Только на этом этапе Уолтон наконец-то увидел возможность для открытия гораздо больших дискаунтеров и стал работать над первым Walmart.

Он был самым успешным независимым оператором в США и имел 15-летний опыт работы в розничной торговле — наверняка ему было легко привлечь деньги инвесторов?

Вот и нет.

Сэм обращался к владельцам других магазинов, предпринимателям, конкурентам… в основном, все ответили отказом.

Он нашёл жалкие 5% необходимой суммы у собственного брата и менеджера магазина — и должен был занять ещё 95% (заложив свой дом и все остальные магазины).

Даже великий Сэм Уолтон не мог найти инвесторов для запуска первого Walmart, имея практически идеальную историю бизнеса в розничной торговле.

Первый Wal-Mart

Наконец, наступает этап, на который большинство людей обращает своё внимание в поисках опыта, и это конец нашей истории.

Первый Walmart — уродливый розничный магазин (2,4-метровые потолки, бетонный пол, деревянная арматура), но он оказался успешным, потому что цены Walmart всегда были выгоднее конкурентов.

(Даже название “Walmart” выбрали с учётом экономии: дешевле было купить неоновые вывески на 7 букв, чем более длинные названия, которые рассматривал Уолтон).

И думаете, его беспокоило, что думает пресса о его магазинах?

New York Times не упоминает Уолтона или Walmart до 1969 года, спустя семь лет после открытия первого магазина, и это просто одна случайная цитата с обратной стороны газеты:

Почему следует игнорировать истории основателей успешных стартапов - 4
Первое упоминание Сэма Уолтона в New York Times

А IPO в 1970-м году всего один раз упомянуто на 44-й странице NY Times:

Почему следует игнорировать истории основателей успешных стартапов - 5
Страница 44 из NYT упоминает об IPO Walmart через неделю после события

Если хотите учиться у предпринимателей, смотрите на старт, а не на финиш.

Автор: m1rko

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js