В конце июня компания Google публиковала заявление, в котором говорилось об отказе от сканирования электронных писем пользователей Gmail с целью демонстрации релевантной рекламы этим же пользователям. Такой способ был очень удобен как для самой корпорации, так и для ее рекламных партнеров, которые имели возможность демонстрировать таргетированную рекламу обширной аудитории. Например, пользователь написал кому-то о любимой собаке, а потом в поисковике Google или в интерфейсе самого Gmail ему показывается реклама товаров для собак. Удобно.
Может быть это и так, но все же многие пользователи жаловались, заявляя, что не хотят, чтобы их письма просматривались (пускай и машиной), да еще с коммерческой целью. В итоге компания предпочла пойти навстречу с тем, чтобы пользователи перестали изливать недовольство (а главное — прекратили жаловаться в контролирующие органы США и других стран). Но, как оказалось, запрет на сканирование может быть лишь временной «акцией» от Google.
Спустя всего месяц после громкого заявления о прекращении анализа писем оказалось, что реальность немного иная. В документе, который был составлен юристами компании, говорится о том, что сообщения не будут сканироваться в течение трех лет. По истечению этого срока, насколько можно понять, все начнется снова. Этот документ получил предварительное одобрение федерального суда в США. Бумага была составлена для того, чтобы уладить судебный спор, инициированный рядом недовольных пользователей Gmail (да, иска компании все же не удалось избежать).
Но даже и в этом случае сканирование писем не прекращается. Правда, теперь речь идет о машинной «перлюстрации», выполняемой для других, нерекламных целей. А именно — письма пользователей сканируются для того, чтобы компания могла вовремя выявлять попытки фишинга, спам и т.п. проблемы. Реклама в интерфейсе Gmail все равно показывается, но источником информации для таргетинга служит уже не сообщение, а другие сервисы, где зарегистрирован пользователь Gmail, например, YouTube.
Кстати, в 2015 году компания говорила, что сканирует сообщения своих пользователей с целью рекламы для того, чтобы просто «вести дела в обычном порядке». В этом праве компании Google суд отказал еще в прошлом году (кстати, стоимость судебных издержек по этому рекламному делу уже составила $2,3 млн). И здесь есть интересный момент. Закон запрещает сканировать поступающие в ящик письма пользователей. А вот анализировать содержимое почтового ящика с уже полученными сообщениями впоследствии никто не запрещает. С этой процедурой, кстати, соглашаются сами пользователи, регистрируясь в Gmail и кликая на кнопку «Согласен» в EULA.
Интересно, что после публикации заявления Google в своем блоге по Сети стала расходиться информация о том, что на прекращении сканирования писем пользователей настояла Дайана Грин, вице-президент подразделения Google Cloud. Якобы ее влияние в компании выросло настолько, что она смогла влиять на решения вышестоящего руководства. Косвенно о том, что это действительно так, может свидетельствовать тот факт, что заявление опубликовала сама Грин в своем блоге. Правда, компания пообещала федеральному суду США, что не будет этого делать. Наверное, Google все же не воспользуется этим правом в ближайшее время — во всяком случае, те самые три года, о которых шла речь выше. Но что будет потом — никто не знает.
Финальный вердикт суда будет вынесен 8 февраля 2018 года, в федеральном суде Сан-Хосе, Калифорния, США.
Наблюдает за своими пользователями не только Google, этим грешат все крупные телекоммуникационные компании. В прошлом году, например, сообщалось о случаях возможной прослушки приложением Facebook разговоров своих пользователей по телефону. Может быть, это и не так, но о том, что после разговора по телефону с приложением социальной сети в рекламе, демонстрируемой пользователю, показывалось нечто, близкое теме разговора, говорят многие пользователи. Пока что это бездоказательно, но эта тема стала поводом для обсуждения для конспирологов всех мастей на многие месяцы вперед.
Автор: Максим Агаджанов