«Яндекс» и Сбербанк объявили о сделке: они создают на базе «Яндекс.Маркета» совместное предприятие, огромный онлайн-гипермаркет со своими складами. Теперь «Маркет» перестанет направлять нас на сайты других магазинов, получая комиссию. Вместо этого он начнет работать по схеме Amazon. Самые ходовые товары будут храниться у себя, а вместо развития чужих ресурсов все сделки купли-продажи будут заключаться в пределах одного сайта. Говорят, такое радикальное изменение бизнес-модели связано с чрезмерной конкуренцией со стороны зарубежных интернет-магазинов.
Совместный проект Сбербанка и «Яндекса» оценивается в 60 млрд рублей ($1 млрд). Цифра очень внушительная: в 2013-м, еще до падения курса рубля, сам «Яндекс» заплатил за «Кинопоиск» $80 млн, а Дуров получил за «Вконтакте» $300 млн. К тому же, «Яндекс.Маркет» – один из самых популярных ресурсов Рунета, с аудиторией более 20 млн человек в месяц. Но сможет ли новая площадка сделать у нас то же, что Amazon сделал в США, где на его долю приходится больше 50% интернет-покупок?
Мы в Pochtoy.com с Amazon сотрудничаем очень тесно, доставляя из него львиную долю ваших посылок в Россию. И у нас есть серьезные сомнения по поводу новой идеи Гришакова и Грефа. Все-таки, Amazon, – очень открытая и независимая организация, которая делает то, что хочет, ни на кого не оглядываясь. Связь «Яндекса» со Сбербанком (а до этого – с «Почтой России») делает работу сервиса стабильнее, но будет мешать ему развиваться быстрее остального рынка.
С другой стороны, российские интернет-магазины сейчас переживают не лучшие времена. Все большую популярность получают Amazon и AliExpress. Благодаря схеме своей работы они могут предложить те же товары, только в полтора раза дешевле. Кардинальное изменение работы «Яндекс.Маркета» в таких условиях, возможно, единственно правильный вариант…
Предпосылки
У Сбербанка и «Яндекса» уже был один совместный проект – в 2012 году банк купил 75% платёжной системы «Яндекс.Деньги» за $60 млн. В прошлом году «Яндекс.Маркет» оформился в качестве отдельной компании. Эксперты тогда говорили, что это связано с желанием привлечь для площадки отдельные инвестиции и ускорить темпы её развития. А само руководство говорило, что в составе «Яндекса» торговое разделение слишком медленно принимало решения, а так у команды появится ответственность и нацеленность на результат.
Тогда же «Яндекс.Маркет» начал перестраивать модель своей работы. Если раньше агрегатор брал комиссию за переходы на сайты других магазинов, то теперь – только за совершенную у них покупку (2% от суммы). Из 20 тысяч магазинов новую модель оплаты выбрали 5 тысяч. Максим Гришаков, глава «Яндекс.Маркета», рассказал об идее превращения их площадки в огромный интернет-магазин. По его словам, за счет больших объемов можно начать снижать цены, как у Amazon. Компания стала искать в Москве и Московской области склады, где можно было бы хранить запас самых востребованных товаров.
Максим Гришаков, новый глава «Яндекс.Маркета» с мая-2017
В январе 2017-го появились слухи, что Сбербанк задумывается над созданием совместной компании с китайской AliExpress – чтобы «стать одной из крупнейших в мире площадок электронной торговли». Это резко не понравилось «Яндексу». В годовом отчете компания назвала эту потенциальную сделку одним из самых серьезных рисков для своего бизнеса.
В мае «Яндекс» запустила бета-тестирование своего голосового помощника " Алиса" (у которого даже название похоже на "Алексу" от Amazon). А в июле она рассказала, что уже в течение года разрабатывает домашнюю умную колонку, которая должна конкурировать с Amazon Echo (и даже иметь конкурентное преимущество: способность реагировать на русскую речь). Давид Ян, основатель ABBYY, так прокомментировал эту новость:
Задача всех этих девайсов – сделать так, чтобы интернет-компании максимально присутствовали в жизни человека. Все эти дополнительные контакты тем или иным образом превращаются в дополнительные деньги. Даже когда пользователь узнает через колонку погоду на завтра, это формирует лояльность к сервису. «Яндексу» крайне важно занять рынок, пока сюда не вышли колонки Google или Amazon, чтобы не лишиться еще одного большого куска, как это произошло со смартфонами и мобильным интернетом.
Благодаря новой сделке со Сбербанком России, «Яндекс» делает самый большой шаг в сторону перехода на модель «Амазона». С почти неограниченными финансами и разветвленной сетью отделений по всей стране.
Что теперь
После сделки с «Яндексом» переговоры Сбербанка о создании СП с AliExpress, скорее всего, будут приостановлены. Все-таки приоритет Сбербанка – вкладывать деньги в российскую экономику, российские компании.
Владимир Беспалов, аналитик «ВТБ Капитал», отмечает в интервью РБК:
Пока на рынке электронной коммерции нет явного лидера. Как недавно заявлял сам «Яндекс», у них есть стратегия двигаться в сторону «русского Amazon». Сейчас у них появится мощный партнер в лице Сбербанка, с которым они могут разделить эти риски, в том числе и инвестиционные.
Сделка окончательно закроется после инвестиционной проверки «Яндекс.Маркета» и получения всех необходимых разрешений. Это должно произойти до конца 2017-го. Тем временем «Яндекс» переходит на транзакционную модель. Выбирает склады, строит систему логистики и доставки. Делает все для того, чтобы за пределы «Маркета» не нужно было выходить: и товары, и способ их отправки можно будет выбирать на самом сайте.
Руководитель проекта, Максим Гришаков, признается, что на новую площадку будет сложно переманить крупные магазины:
Им хочется, чтобы покупатель приходил только к ним, и они неохотно делятся трафиком. Amazon в Америке тоже не работает с самыми крупными ритейлерами, потому что последние пытаются что-то делать сами. Мы будем бороться с этим, расширяя ассортимент товаров. А технологии Сбербанка позволят улучшить процесс оплаты и предложить покупку товаров в кредит.
Кроме того, как говорят эксперты, «Яндекс» сможет использовать административный ресурс и массивную сеть отделений Сбербанка, чтобы выдавать интернет-заказы или крутить рекламу. Это будет органичный выход интернет-гиганта в оффлайн-ритейл, который все еще остается первым по популярности в нашей стране. Только с таким продвижением «Яндекс.Маркет» имеет перспективы стать номером один, как Amazon в Европе и Америке. Сейчас это третья онлайн-площадка для торговли в России – после «Aвито» и AliExpress, но вместе со Сбербанком она может побороться за первую строчку.
Почему «Яндекс.Маркету» не стать Amazon
В 1998-м Стивен Джобс в интервью Fortune сказал: «В детстве у парня с соседней улицы был Volkswagen Beetle. Он мечтал сделать из него Porsche. Паренёк тратил всё своё время и деньги на аксессуары для машины, чтобы она лучше выглядела и мощнее звучала. Но, когда он закончил, у него был не Porsche. Это был просто громкий уродливый Volkswagen Beetle».
Шансы «Яндекс.Маркета» стать Porsche невелики. Это дело фактов и статистики. Новое предприятие «Яндекса» и «Сбербанка» оценивается в 60 млрд рублей ($1 млрд). Amazon стоит минимум $500 млрд. Когда тот неизбежно выйдет в Россию, конкурировать с его ценами и его big data будет почти невозможно. Ежемесячная аудитория «Яндекс.Маркета» – 20 млн пользователей, у Amazon – минимум 150 млн (и это только в Америке). Переманить назад аудиторию, научившуюся покупать за рубежом, «Яндексу» тоже будет крайне сложно: цены в России всегда будут выше, чем на конкурентных рынках Китая и США, где нет лишних налогов.
Но это те вещи, которые на виду. А есть и подводные камни. О том, почему заимствованная у бизнес-модель не подходит для российских реалий, довольно подробно рассказал руководитель агентства «ИнтерМонте» Алексей Божин. А мы, основываясь на восьмилетнем стаже работы с «Амазоном», к его причинам добавили пару своих:
1. Трудности логистики.
Склады, как известно, играют ключевую роль в объемах продаж. Amazon уделяет им особое внимание: он строит свои самые большие в мире склады, заселяет в них роботов, сканирующих товары, специально обучает сотрудников, выдает им супертехнологичные «ружья», проверяющие каждый чих. Понимая, что размер и расположение склада – главное потенциальное преимущество интернет-магазина, Amazon тратит огромные деньги, сотни миллионов долларов, пытаясь разработать склады-дирижабли или склады-ульи, из которых доставка велась бы чуть быстрее.
Один из складов Amazon
Для «Яндекс.Маркета» свободных площадей не хватит, и сделать быструю доставку своим козырем площадка вряд ли сможет в первые полгода-год. Чтобы не оказаться аутсайдером и не проиграть небольшим магазинчикам, раскиданным по разным районам городов, компании придется вложить миллионы, и далеко не рублей. Деньги Сбербанка начнут уходить очень быстро. Об этом говорит и глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров:
Все хотят стать Amazon. Но это потребует огромных вложений со стороны «Яндекса» — свои склады, много наименований. Так уже работает, например, Ozon. У него огромные вложения в собственную логистическую инфраструктуру и так далее. И компания до сих пор убыточна.
2. Необходимость завоевывать доверие клиентов
Для интернет-гипермаркета это так же важно, как и низкие цены. Надо, чтобы ты нравился людям, чтобы они рекомендовали тебя своим друзьям. Живое общение с клиентами, по мнению Божина, далеко не конек «Яндекса». Фирме придется с нуля создавать колл-центры, чтобы разбираться с вопросами клиентов и принимать заказы. У «Амазона», например, на колл-центрах работает 35 000 человек – в пять раз больше, чем всего сотрудников в «Яндексе». Логистика, наличие складов и подготовка сотрудников – отдельные проблемы. Тут варианта два: или «Маркет» ждет пару лет, готовит базу, и за это время сдает русский рынок AliExpress с Avito, или он торопится, запускает сервис в следующем году, и получает ушат негативных отзывов по поводу скорости и качества своей работы.
3. Недостаточная инновационность
Мало стать лучшим, важно закрепить себя на #1. Amazon делает это, инвестируя в будущее. Создает своих роботов, доставку дронами, магазины без кассиров, дирижабли, авиапарк из 40 самолетов, «ульи-склады» в городах. Компания всегда на рубеже, на горизонте. У «Маркета» нет столько лишних миллиардов, чтобы инвестировать их в уникальные новые разработки, в ученых, совершающих научные прорывы. А значит – он будет просто «еще одним магазином», пусть чуть крупнее или чуть известнее остальных. Выйти в другую лигу, как сделала Amazon, у него вряд ли получится. Сбербанк и «Почта России», поддержкой которых заручился «Яндекс.Маркет», в последнее время демонстрируют прогресс, но все же больше ассоциируются с нашим прошлым, а не с нашим будущим.
Роботы-перевозчики на складе Amazon
4. Противоборство со стороны «магазинов-партнеров»
«Яндексу» придется бороться против своих же клиентов – магазинов, которые хотят продавать товары через свой сайт. Amazon и AliExpress с этим не сталкивались: на сайты чужих магазинов они никогда не вели, все продажи проходят на их личном портале.
Теперь «Яндекс.Маркет» хочет не просто быть еще одним каналом трафика. Он хочет стать гипермаркетом, на котором торговцы будут продавать свои товары. Переубедить опытных владельцев магазинов передать бразды правления в руки «Яндекса» будет очень непросто. Магазины с самыми большими оборотами еще два года назад, готовясь к такому сценарию, начали сокращать свою зависимость от площадки. А отсюда – падение прибыли и сокращение ассортимента, которое уже наблюдается. Люди начнут искать другие способы продвигать свой товар – SEO, Google, независимые агрегаторы вроде "Поиск-Подбора" и такие классифайды как Avito. Уже сейчас посещаемость Avito больше чем у «Яндекс.Маркета», и через полгода разрыв только увеличится.
Чего можно ждать
По мнению аналитика ФК «Открытие» Александра Венграновича, способ привлечения финансирования через Сбербанк может свидетельствовать о том, что «Яндекс» не до конца уверен в правильности своей стратегии в e-commerce:
Возможно, они пытались снизить риски, разделить их с партнером. Понятно, что конкуренция со стороны китайских и американских площадок электронной торговли будет возрастать. «Яндекс.Маркет» мог не выдержать ее. Однако превращение сервиса в подобную площадку, строительство своей логистики — довольно сложный проект, отдача от него неясна.
Партнерство со Сбербанком даст «Яндекс.Маркету» доступ к сети его отделений в городах, позволит внедрить сервис моментального кредитования и даст другие преимущества. Гипермаркет сможет дать такую рекламу в оффлайне, которой не было ни у «Викимарта», ни у Avito.
Стать первым интернет-магазином в пределах нашей страны «Маркету», конечно, вряд ли что-то помешает. Но вот получить 50% от рынка онлайн-покупок у него вряд ли получится – слишком много подводных камней и больших внутренних конкурентов. А как только Amazon решит выйти на российский рынок, вероятно, случится та же история, что и у Facebook vs «Вконтакте» и YouTube vs RuTube.
Пока что на вопрос можно смотреть с двух позиций:
1. Стакан полон
Сделка Сбербанка и «Яндекса» может дать рынку позитивный заряд. Чего в российском онлайн-ритейле не хватает, так это конкуренции. В новых реалиях магазины, полагавшиеся на «Маркет», вынуждены будут развиваться, находить новые пути привлечения пользователя. В выигрыше в первую очередь окажется покупатель, который кошельком проголосует за самые приятные ему идеи. А в перспективе на «Маркете» может стать так же дешево, как в американском Amazon (только, конечно, с поправкой на российские налоги и сборы).
2. Стакан пуст
Сбербанк и «Почта России», новые друзья «Яндекса» в сфере онлайн-продаж, известны своей склонностью к монополизации рынка. Благодаря их ресурсам «Маркет» могут за пару лет сделать главной (и, по сути, единственной) площадкой для интернет-продаж. Дела у «Ситилинка», «Юлмарта» и «Эльдорадо» обстоят, прямо скажем, не очень. Конкурировать с комбинацией Сбербанк+«Яндекс» им будет крайне сложно. Есть опасение, что после введения конского таможенного сбора на посылки с покупками из стран вне ЕАЭС, нас поставят в стойло и заставят покупать только на «Маркете». Брать и привозить посылки с реального «Амазона» и других зарубежных магазинов станет намного сложнее, а внутри конкуренции не останется.
Какой вариант кажется вероятнее?
Пока российский «Амазон» пытается взлететь, можно покупать на реальном Amazon – цены на одежду и электронику там всегда будут намного дешевле, чем в России. А доставлять все зарубежные посылки можно с Pochtoy.com. Регистрируйтесь по этой ссылке и вводите код GEEKTIMES, чтобы получить $7 на свой счет. Заказывать напрямую из США – на самом деле, ненамного сложнее, чем брать себе что-нибудь на «Яндекс.Маркете».
Автор: Артем Левичев