Выглядит не очень уютно, и, вероятно, так оно и есть
Работа в офисе — одна из наиболее распространенных на сегодняшний день. В офисах работают представители самого обширного круга специальностей. Один из наиболее распространенных вариантов офисного помещения — офисы открытого типа. Так называют вариант планировки офисного помещения, при котором основные черты — большое количество свободного пространства для менеджеров низшего и среднего уровней, большие кабинеты для менеджеров высшего звена, плюс закрытые переговорные комнаты и помещение для отдыха (оно, конечно, есть далеко не всегда).
Считается, что у офисов открытого типа есть ряд преимуществ перед стандартными офисами, где у почти любого сотрудника есть собственный кабинет, или же в кабинете располагается небольшое количество сотрудников — примером может служить та же бухгалтерия. Люди, выполняющие примерно одни и те же функции, работают в одном помещении, что, в принципе, тоже не лишено смысла. Так какие преимущества у офисов открытого типа? И действительно ли эти преимущества реальны? Давайте посмотрим.
Итак, достоинствами офиса открытого типа называют следующие:
- Сокращение расходов на содержание офиса (это меньшая стоимость аренды помещения или земли, а также, как следствие, меньше затрат на строительство);
- Возможность поместить на одной площади большее число сотрудников в офисе открытого типа, чем в отдельных офисах, при прочих равных условиях;
- Легкость планировки и перепланировки;
- Упрощение процесса коммуникации между сотрудниками. Здесь нет необходимости ходить из кабинета в кабинет — все на виду, к большинству сотрудников есть прямой доступ;
- Возможность организации коллективного обсуждения и решения бизнес-задач;
- Унификация стиля помещения и всех элементов в этом помещении.
Источник: LinkedIn
Недостатки офисов открытого типа
Конечно, наряду с достоинствами, у таких офисов есть и недостатки. С течением времени недостатков выявляется все больше. Основной — это негативное влияние работы в таком месте на психологический настрой сотрудников с результатом в виде падения продуктивности.
В качестве примера можно привести ситуацию с переводом сотрудников из виртуального офиса, когда каждый работал у себя дома, в офис реальный, да еще и открытого типа. Четыре года назад владелец небольшой компании Крис Нагеле решил прекратить практику удаленной работы с распределенным офисом и перевел всех сотрудников в единое помещение. Но это было ошибкой. Практически все сотрудники были недовольны, работа перестала быть продуктивной, прибыль компании падала. В апреле 2015 года, спустя три года после перехода в открытый офис, Нагеле принял решение переехать в более просторное помещение с отдельными кабинетами. Производительность труда сотрудников сразу же выросла, и довольных своим рабочим местом стало гораздо больше.
На текущий момент в тех же США около 70% всех офисов — это офисы открытого типа. Лишь немногие из компаний, которые опробовали такие офисы, возвращаются к старой практике, с отдельными кабинетами для всех, или же пробуют что-то еще, вроде удаленной работы из дома. В то же время, результаты статистических исследований показывают неутешительные для владельцев офисов открытого типа результаты. Здесь, в среднем, производительность труда сотрудников на 15% менее эффективна, чем у сотрудников компаний с с другими типами офисов. Это объясняется сложностью концентрации — в особенности, если в офисах нет кабинок, и все сидят за столами в ряд.
Владелец компании, о которой шла речь выше, говорит, что его коллеги и знакомые жалуются на офисы открытого типа: «Многие люди согласны — они не могут выдерживать такие офисы. Они ничего не могут закончить и берут работу на дом». Конечно, вряд ли концепция открытого офиса вскоре себя изживет, но некоторые компании, понимая все сложности работы в таких офисах, понемногу отходят от установленного некогда стандарта.
Концентрация на работе? Это почти невозможно
Выше несколько раз упоминалось то, что в офисе открытого типа сложно сфокусироваться на работе. А ведь без этого работать попросту невозможно. Нельзя одновременно быть погруженным в выполнение очередного важного задания и в то же время заниматься еще беседой с соседом, реагировать на шум или делать еще что-то. Все эти телефонные переговоры поблизости, движения соседей, шум, мелькания проходящих мимо сотрудников мешают погружению в работу.
В некоторых офисах открытого типа очень тихо, царит строгий порядок. За компьютерами в полнейшем молчании работают люди. Казалось бы, полная тишина должна приводить к возможности фокусировки сотрудников на рабочих задачах. Но, как показывают результаты опросов, и здесь сотрудники недовольны — атмосферу в «тихих» офисах называют гнетущей.
В некоторых случаях продолжительная работа в офисе открытого типа негативно влияет на память. Это особенно характерно для того самого открытого офиса без кабинок, где лишь столы, стоящие в ряд, компьютеры и кресла. Работать здесь не то, чтобы крайне сложно, но достаточно затруднительно.
По мнению Салли Августин (Sally Augustin), психолога из Иллинойса, работая в закрытом офисе человек запоминает больше информации, чем его коллега может запомнить в офисе открытого типа. Это проявляется не сразу, но в целом, это так, поскольку на человека в последнем случае влияет множество отвлекающих факторов, которые мешают работе. Для большинства из нас шум — самая критичная проблема.
Ученые из Сиднейского университета провели опрос, получив впечатляющие результаты об удовлетворенности своей работой людьми в офисах закрытого типа. Результаты исследования однозначно показывают, что около 50% сотрудников из полностью открытых офисов и около 60% сотрудников из офисов открытого типа с кабинками недовольны своей открытостью всем и каждому.
Как уже говорилось выше, одним из достоинств офисов открытого типа считается усиление коммуникаций между сотрудниками — ведь обратиться к коллеге можно сразу, без похода в другой кабинет. И это действительно так, вот только это общение редко носит деловой характер. Обычно сотрудники просто переговариваются в процессе работы обо всякой всячине, не имеющей отношения к делу. Соответственно, эффективность такого труда падает. Да, человек может работать практически в любых условиях, но все же качество такой работы будет не слишком высоким. Люди на работе должны общаться друг с другом не только на рабочие темы, чтобы коллектив был более слаженным. Но вот парадокс, это нужно делать не в рабочее время, а, например, во время обеда. Есть и другая сторона медали общения в офисе открытом офисе. Так, при отсутствии стен между сотрудниками разговоры между ними в ряде случаев становятся не более, а менее продолжительными. Некоторые сотрудники начинают избегать общения с собственными коллегами, поскольку разговор уже не носит приватный характер, его могут услышать все.
Некоторые компании, сотрудники которых занимаются работой, требующей высокой степени концентрации (написание текстов, планирование рекламных кампаний, финансовое планирование, разработка программного обеспечения), занимаются экспериментированием с выбором тихих помещений и закрытых пространств. Правда, в некоторых случаях сами сотрудники не слишком хотят уходить из открытого офиса в закрытое помещение, считая это неким проявлением слабости. Во всяком случае, о таком ощущении рассказывают некоторые сотрудники компаний, где офисы открытого типа меняют на закрытые помещения.
Среди прочих недостатков открытых офисов называется еще и чрезмерная трата времени сотрудников на оказание помощи своим коллегам. Поскольку границ никаких нет, каждый больше помогает коллегам, нежели выполняет собственные задачи.
Немного финансовых подсчетов
Считается, что офис открытого типа — это хороший способ сэкономить на кабинетах для всех сотрудников, планировке и т.п. Но здесь не все так просто, поскольку прямых затрат и издержек есть еще косвенные. Если падение производительности сотрудников в открытых офисах действительно имеет место быть (а это так, судя по данным некоторых исследований), то компания экономит на мелочах, проигрывая по-крупному. Еще одно исследование показывает, что сотрудники офисов такого типа тратят около 86 минут в день на различные отвлекающие факторы (разговор с коллегой, попытка сосредоточиться в шуме и т.п.). В итоге на все это уходит около 17% рабочего времени, что совсем не мало.
В качестве примера можно взять сферический офис в вакууме в Кремниевой долине. Например, подсчитаем затраты на офис среднестатистической успешной компании со 100 сотрудниками, которые располагаются в офисе ценой в $5 за квадратный фут в месяц (цена не является реальной — просто для расчетов нужны исходные данные). Так вот, помещение с закрытыми офисами 6*6 футов обойдется компании в $216 тысяч в год. Открытый же офис будет стоить всего $43 200. Получается, что экономия компании составит $172 000 в год. Довольно много и руководство должно радостно потирать руки.
Также возьмем среднюю заработную плату своего сотрудника в $50 000 в году. Это $5 млн в месяц на всю компанию.
Но если учесть падение производительности сотрудников на 15% (а то и больше) в офисе открытого типа по сравнению с обычными офисами, то мы получаем убыток в $750 000, поскольку мы будем получать лишь 85% от максимально возможного результата сотрудников компании. В итоге, если взять экономию в $172 000 на офисных площадях, то получается, что компания теряет в год $578 000 ($750 000 убытков от падения производительности сотрудников минус $172 000 сэкономленных средств).
Стоит ли оно того? В большинстве случаев в офисах открытого типа команда или команды сотрудников работают не так эффективно, чем в закрытых, привычных многим офисах. Так что здесь экономия часто получается мнимой.
А как вы считаете, эффективны ли офисы открытого типа и если да, то почему?
Автор: marks