Если на каникулах вы ощутили волнение в Силе проблемы с доставкой посылок из-за границы, то, возможно, вы попали под масштабную проверку Федеральной таможенной службы (ФТС), решившей убедиться, что все логистические компании имеют в своём распоряжении сканы паспортов своих клиентов. Особенно нелегко пришлось клиентам «Боксберри» и СПСР-Экспресс, вынужденной даже приостановить доставку из некоторых онлайн-магазинов.
Без скана паспорта никуда
Сразу хорошая новость: по данным «Медузы», 7 января проверка закончилась и ФТС прекратила требовать у компаний предоставлять дополнительные документы.
Что это было
Оказывается, по правилам ФТС, при заказе посылки из-за границы, вы должны предоставить перевозчику сканы страниц паспорта с основными данными и регистрацией. По крайней мере, именно это они имели в виду под «сведениями о документе, удостоверяющем личность получателя товаров». Не всем перевозчикам была очевидна эта трактовка, поэтому какие-то компании просили сканы только первого разворота паспорта или вовсе ограничивались серией и номером. И когда началась январская проверка ФТС, им пришлось срочно запрашивать у своих клиентов сканы паспортов или даже отменять доставку.
Получается, вопреки заголовку РБК, таможенники не «стали требовать данные паспорта», а стали проверять, все ли их предоставляют. По словам таможенников, всего проверка охватила менее 1% трансграничных посылок.
Ложка дёгтя
Впрочем, всё не так тривиально. «Коммерсант» дал высказаться представителям рынка, и они предсказуемо недовольны — главным образом, непредсказуемостью чиновников:
Руководитель департамента международного развития Pony Express Вячеслав Саркисов говорит, что ФТС не предупредила о более жесткой проверке документов. По его словам, эта мера «противоречит ранее заявленной политике перехода от тотального контроля к выборочному». «Поэтому все экспресс-перевозчики, занимающиеся трансграничной доставкой, испытывали трудности при проведении таможенного оформления товаров из зарубежных интернет-магазинов»,— пояснил он.
Понять бизнес легче, чем таможенников: по аналогии с дорожной полицией — если вы хотите уменьшить аварийность и реальные нарушения закона, вы сделаете пост ГАИ максимально видимым и заметным. Если же ваша цель — поймать больше нарушителей и собрать больше штрафов, то вы спрячетесь с радаром в кустах. Но в это время водители будут продолжать превышать и создавать аварийные ситуации.
Если бы ФТС волновала законность, то предупредить о проверке и дать время всем компаниям подогнать свои процедуры под таможенные правила, было бы правильнее. Но таможенники сделали как сделали, и в результате рынок напрягся, а какое-то количество получателей остались без своих посылок или попали на задержку.
2017 год обещает быть годом, когда хвост покупка из-за рубежа продолжать обрубать по кусочкам. В этом году должен быть принят Таможенный кодекс ЕАЭС — и тогда в 2018 году порог беспошлинного ввоза будет снижен вдвое до €500 за месяц (сверх этой суммы пошлина составит 30%, но не менее 4 евро за 1 кг), а еще через год – до 200 евро (с пошлиной сверху в 15%, но не менее 2 евро).
Ещё в этом году планируют, пусть и пока непонятно, как именно, ввести НДС на покупки из-за рубежа — на цифровые товары, как мы знаем, НДС уже действует с первого января, но с посылками всё немного сложнее, потому что там предлагается брать НДС с тех, кто в принципе не горит желанием иметь дело с покупателями из России (и для обхода ограничений которых в том числе и нужен наш мейлфорвардер Pochtoy.com.
А ещё «Почта России» потребовала предсортировать посылки в Россию по регионам адресатов ещё в стране отправления — о том, в чём заключается бредовость этого требования мы тоже писали.
В общем и целом, всё это укладывается в логику кошмаренья рынка частных покупок за рубежом. Власть и лоббисты хотят, чтобы мы покупали либо отечественное, либо у перекупщиков. Просто теперь к объявленным угрозам добавились ещё и внезапные проверки.
Как дела у клиентов Pochtoy.com
Наших клиентов эта проверка никак не затронула, потому что мы уже давно предоставляем сканы их паспортов курьерским компаниям, с которыми сотрудничаем. Включая «Боксберри», которых проверка застала врасплох — по нашим клиентам им ничего дополнительно запрашивать не пришлось.
По традиции, при первом заказе — скидка $5 по промо-коду supergeek.
Автор: Pochtoy.com