Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) на совмещении в совете федерации при участии Федеральной таможенной службы (ФТС), Федеральной налоговой службы (ФНС), Минпромторга, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), «Института развития интернета» (ИРИ), компаний Canon, Casio, Grundfos и других, высказали предложение блокировать интернет-магазины реализирующие контрафактную продукцию, сообщают «Известия». По предложению АКИТ исполнителем выступит Роскомнадзор.
Обоснованием для делегирования подобных прав регулятору является дороговизна судебного процесса (около полумиллиона рублей) и сложность процедуры, что несопоставимо по стоимости и времени с развертыванием сайта-однодневки.
По имеющимся данным, только за I квартал 2016 года было выявлено 13,3 миллиона ввозимых на территорию РФ контрафактных продуктов общей стоимостью 1,4 млрд рублей. По информации от Федеральной таможенной службы объемы контрафакта ежегодно увеличиваются вдвое.
В чем конкретно процедура так сложна и дорога для ритейлеров? Сейчас, согласно правовым нормам, для того, чтобы заблокировать интернет-магазин реализующий контрафактную продукцию, нужно пройти следующие этапы подготовки судебного иска:
- распечатать страницу сайта, нарушающего права;
- распечатать страницу с контактными данными сайта;
- нотариально их заверить;
- организовать контрольную закупку в присутствии нотариуса;
- составить с нотариусом протокол осмотра.
Плюс ко всему, иностранные сайты находятся вне юрисдикции российского правосудия и решить вопрос с их блокировкой, если на них отсуствует экстремисткая информация или призывы к свержению государственного строя, практически невозможно.
Также на совещании было предложено создать «Саморегулируемую организацию», в которую войдут все желающие ретейлеры и интернет-магазины, что, по мнению АКИТ, позволит создать торговый картель, изначально решающий вопросы в своем внутреннем кругу.
Если кто-нибудь из участников картеля будет «пойман» на реализации контрафакта, остальные представители СРО уведомят его о нарушении и дадут время на устранение. Для всех же остальных, не вошедших в картель торговцев, СРО будет представлять своеобразный надзорный орган, который и будет формировать списки страниц к блокировке для Роскомнадзора. Не совсем понятно, как можно будет попасть в эту организацию, будут ли там какие-либо требования к участникам, или ее двери будут открыты даже для самых маленьких интернет-магазинов. Ситуация может сложиться так, что крупные игроки рынка сформируют «карательный» инструмент против более маленьких и гибких конкурентов и уже последним придется доказывать что они не «слоны» в суде. А это серьезные финансовые издержки, которые могут просто разорить представителей малой торговли.
С подобным ходом мыслей согласны и в Ozon.ru. Директор юридического департамента Ozon.ru Надежда Белова считает, что судебный порядок блокировок должен быть сохранен:
Можно применять блокировку как меру защиты, но при условии обращения правообладателя в суд. Иначе это может быть использовано как метод конкурентной борьбы и вызвать массовую блокировку.
Стоит заметить, что Ozon.ru входит в состав АКИТ.
Президент национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов уверен, что АКИТ лоббирует создание СРО исключительно из-за намерения занять главенствующую позицию в планируемом картеле. Также он отмечает, что ему неизвестны случаю неудачной борьбы с контрафактом в сети и проблема явно надумана. Также потенциальной целью АКИТ Иванов считает поголовное навязывание вступления в СРО и выплату членских взносов.
Это уже не первая попытка борьбы с контрафактом со стороны ассоциации. Так, в январе этого года появилась информация о предложении АКИТ вскрывать не менее 5% зарубежных посылок и проверять содержимое, которое было отклонено.
Автор: ragequit