В предыдущей части исследования мирового рынка электронных платежей мы представили статистические и прогнозные данные по рынкам e-commerce различных регионов мира. В сегодняшнем выпуске поговорим об альтернативных способах онлайн-оплаты, которые в ближайшем будущем могут занять лидирующие места на мировом рынке платежей, расскажем, чего ждет современный потребитель от платежного инструмента, на примере JCB разберемся, почему успех на внутреннем рынке не гарантирует успеха на мировой арене, а также остановимся на российском рынке электронной коммерции. Какие альтернативные способы платежей предпочитают россияне, каких объемов достиг российский рынок e-commerce, что ждет его и другие рынки в ближайшие годы? Все это и многое другое вы найдете во второй части исследования Worldpay «Тенденции глобального рынка платежей». Перевод и адаптация исследования сделаны сделаны специально для корпоративного блога PayOnline, системы для приёма и обработки онлайн платежей.
Real-Time Bank Transfers (банковский перевод в реальном времени). Клиенты оплачивают товары с помощью сервиса онлайн-банкинга. Во время оплаты они либо перенаправляются на страницу оплаты своего банка, либо выбирают свой банк в списке поставщика услуг или продавца товаров. Авторизация платежа в большинстве случаев происходит мгновенно. Примеры: iDeal, Sofort Banking, eNets, Przelewy24, Safetypay.
Offline Bank Transfers (банковский перевод с помощью вспомогательного кода). Во время процесса оплаты клиенты получают вспомогательный код. Зная его, они могут в любое удобное время войти в сервис онлайн-банкинга и завершить операцию оплаты с его помощью. Авторизация платежа происходит только в момент завершения операции. Примеры: Dineromail, SafetyPay.
На долю банковских переводов приходится 212$ млрд или 11.1% рынка электронной коммерции по итогам 2014 года. Размер сегмента к 2019 год предположительно составит 283$ млрд/11.7% рынка.
Cash on Delivery (наложенный платеж). Оплата товаров производится в момент доставки. Популярность способа растет в Индии и некоторых странах Юго-Восточной Азии. Тем не менее, в силу местной специфики разных стран и продавцов, наложенный платеж как способ оплаты годится далеко не для каждого из них. Его недостатком также является невозможность доставки в другие страны и регионы, поэтому о росте в глобальных масштабах не может быть и речи. Примеры: существует в виде типового способа доставки у многих продавцов и служб доставки.
Размер данного сегмента по итогам 2014 года составил 124$ млрд или 6.5% рынка электронной коммерции. Прогнозное значение на 2019 год составляет 165$ млрд/6.8%.
Direct Debits (прямое дебетование). Применяется в случаях, когда клиенту требуется производить оплату регулярно, с определенной периодичностью. Этот способ хорошо подходит для заранее предсказуемых платежей, например, оплаты коммунальных услуг или подписок на товары или услуги. Клиент, как правило, может сделать возврат платежа.
Примеры: SEPA DD, ELV.
Размер сегмента в 2014 году — 5$ млрд, что соответствует 0.3% всего рынка e-commerce, и около 13$ млрд/0.6% к 2019 году (прогнозное значение).
EInvoices (счета). Использование счетов позволяет клиентам оплачивать товары после их доставки. Оплатить покупку можно как в момент подтверждения заказа, так и в течение нескольких недель после этого. Для покупателя процесс происходит очень просто: ему необходимо всего лишь ввести адрес электронной почты и почтовый индекс получателя. Впрочем, избежать ввода реквизитов банковского счета или карты не получится, так как в конечном счете оплата производится с их помощью.
Примеры: Klarna, AfterPay.
По итогам 2014 года размер данного сегмента составил 3$ млрд, процентная доля на рынке электронной коммерции — 0.1%. К 2019 году доля на рынке может достичь 8$ млрд/0.3%.
eWallets (электронные кошельки). Простой, удобный и безопасный способ оплаты, приобретающий все большую популярность на рынке. Оплату покупок можно совершать как с помощью доступной на счете кошелька суммы, так и с помощью использования других источников средств, связанных с ним. Примеры: Alipay, Tenpay, PayPal, Qiwi, Yandex.Money.
Доля на рынке по итогам 2014 года одна из самых значительных — 21.7% или 417 млрд долларов США. По прогнозам, в 2019 году электронные кошельки займут лидирующее положение на рынке электронной коммерции, их доля составит 27.6%, а общий объем — 668$ млрд.
PostPay (постоплата). Клиент выбирает продукт в онлайн-магазине и оплачивает его уже после оформления заказа в магазинах, торговых точках, отделениях банка или других участвующих в партнерской программе местах. Задержка между подтверждением заказа и фактической оплатой делает этот способ неудобным для продажи ряда категорий товаров.
Примеры: Konbini, Boleto Bancario.
Данному сегменту принадлежит 0.9% рынка платежей, что соответствует 18$ млрд (2014 год). К 2019 году возможен незначительный рост до 25$ млрд/1.0%.
PrePay (сервисы предоплаты). Для покупки клиенту необходимо приобрести PrePay-карту или ваучер, рассчитанные на определенную сумму. Карты и ваучеры помечены пин-кодом и содержат небольшую сумму средств (от 5$ до 100$). Они могут складываться, образуя суммарный баланс на счете. Для совершения оплаты обладателю карты надо всего лишь ввести пин-код при оплате товара. Примеры: paysafecard, NeoSurf.
Размер сегмента составляет 55$ млрд, процентная доля на рынке электронной коммерции — 2.9% (2014 год). К 2019 году доля сервисов предоплаты составит 122$ млрд/5.0% (прогнозное значение).
Pre-Paid Cards (предоплатная карта). Pre-Paid cards работают на базе платежных систем, таких как Visa или MasterCard. Так же, как и в случае с дебетовыми и кредитными картами, Pre-paid карты позволяют совершать покупки или снимать наличные деньги, но без возможности превысить сумму, доступную на карте в момент совершения операции. Ключевое отличие от дебетовой карты заключается в том, что Pre-paid card не привязывается к банковскому или депозитному счету клиента. Она также лишена многих других преимуществ, которые получают владельцы дебетовых карт. Банки часто предлагают такие карты молодым людям, клиентам, которые не пользуются другими банковскими услугами и обладателям плохой кредитной истории.
Размер сегмента в 2014 году — 45$ млрд, процентная доля на рынке электронной коммерции — 2.4%. В 2019 году ожидается небольшое уменьшение размера данного сегмента, до 43$ млрд/1.8%.
Debit Cards (дебетовые карты). При совершении оплаты с помощью дебетовой карты, средства списываются с личного банковского счета, к которому она привязана. Если размер списываемой суммы превышает доступные на счете средства, операция отменяется. Однако в отличие от Pre-paid card, банк может позволять держателю превышать лимит по карте (овердрафт). Также называется asset card в США или payment card в Великобритании.
Объем платежных операций по дебетовым картам в 2014 году составил 387$ или 20.1% от общего объема платежей. Таким образом, дебетовые карты заняли третье место в рейтинге наиболее популярных платежных методов. Однако к 2019 году их доля на рынке снизится до 17.2%, несмотря на то, что в долларовом выражении сегмент достигнет отметки в 416$ млрд.
Credit Cards (кредитные карты). Держатель кредитной карты получает право использовать некоторую сумму средств, данную ему в кредит эмитентом карты. Часть потраченной суммы клиент обязуется вернуть вместе с процентом и другими возможными комиссиями в рамках одного расчетного периода (30 дней). Остальная часть задолженности может быть оплачена сразу или спустя время, по желанию клиента. В последнем случае оплата остатка переносится на следующий расчетный период. В роли эмитента может выступать как банк, так и магазин или поставщик услуг (например, авиакомпания).
Размер сегмента по итогам 2014 года — 577$ млрд. Доля на рынке электронной коммерции — 29.9%, наибольшая среди прочих платежных инструментов. По прогнозам, к 2019 году кредитки уступят место электронным кошелькам и займут 24.9% рынка электронной коммерции, общий объем платежей по кредитным картам достигнет 603$ млрд.
Charge Cards (расчётная карта). Разновидность кредитной карты. Разница заключается в том, что в случае с Charge Cards вся задолженность (сумма всех совершенных платежей) должна быть погашена в рамках одного расчетного периода (30 дней) без переноса какой-либо ее части на следующий период. Пример: большинство карт American Express.
Размер сегмента по итогам 2014 года — 59$ млрд, доля на рынке электронной коммерции — 3.1%. К 2019 году объем платежей по расчётным картам и их процентная доля на рынке снизятся до 57$ млрд/2.3%.
Другие платежные способы. Сюда входят способы оплаты услуг с использованием мобильного номера, криптовалюты и другие молодые и перспективные технологии. Примеры: Bitcoin, Zong, BOKU.
Размер сегмента по итогам 2014 года составил 20$ млрд/1.0% рынка платежей. К 2019 году его доля может немного сократиться — до 19$ млрд/0.9%.
Вероятные претенденты на пальму первенства в ближайшие годы:
Alipay. В ближайшие несколько лет китайский рынок ожидает рост, и Alipay, будучи наиболее популярным сервисом оплаты в стране, извлечет из него пользу. Кроме того, платежный гигант также расширяет свою деятельность на международном рынке, уделяя особое внимание Европе и США.
Tenpay. В результате последних инноваций, платежный сервис уверенно увеличивает свою долю на китайском рынке.
MasterPass. Благодаря новому подходу компании по выборочному присутствию в отдельных сегментах китайского рынка, особенно таких, где отсутствует доминирующее влияние PayPal, компания имеет все шансы завоевать значительную долю рынка.
UnionPay. Качество электронных услуг компании растет вместе с ростом понимания специфики электронной коммерции. Сильные позиции компании в организации так называемых оплат с присутствием владельца карты на китайском платежном рынке должны помочь ей добиться успеха.
Сервисы предоплаты. В настоящий момент рынки с большой долей распространения предоплатных ваучеров переживают расцвет. В то же время во многих экономиках, где кредитование является одним из основных факторов роста, потребители стали чаще делать выбор в пользу контроля за личными финансами. Это делает предварительную оплату и связанные с ней способы более предпочтительными в тех странах, где покупка в кредит является исторической нормой. В целом золотой век кредитования для таких рынков подходит к концу, уступая место дебетовым операциям и способам на основе предварительной оплаты. Потребители более не хотят обременять себя долгами: они в высшей степени осведомлены о пагубном влиянии займов и изменяют свое покупательское поведение соответствующим образом.
Стоит также упомянуть, что другие электронные кошельки, такие, как Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay также с большой вероятностью увеличат свои рыночные доли в будущем. Однако из-за малого времени присутствия этих сервисов на рынке мы сейчас не располагаем данными, которые могли бы поддержать данное утверждение.
Кто победит в войне электронных кошельков?
Современный потребитель обладает беспрецедентно широкими возможностями выборами, обладая в то же время хорошим пониманием своих потребностей. Победителями в грядущей войне цифровых кошельков станут те сервисы, которые смогут предоставить лучшее качество услуг, в основе которого будут лежать:
- Удобство — отсутствие необходимости регулярно вводить реквизиты карты.
- Широкий охват/масштабность — доступность способа оплаты из самых разных мест.
- Универсальный канал взаимодействия — возможность использовать электронный кошелек в разных средах, например, в магазине, онлайн и в приложении.
- Гарантия безопасности — потребители до сих пор чувствуют себя уязвимыми при проведении бескарточных платежей.
- Индивидуальный подход — программы лояльности и предпочтения по доставке должны обновляться автоматически, в реальном времени.
Электронные кошельки опередят кредитные карты к 2019 году
Приспособиться или устареть
Глядя на множество способов оплаты, доступных по всему миру, становится очевидно, что одинаковый подход к разным рынкам не будет иметь успеха. Региональные культурные нюансы, оказывающие влияние на платежные предпочтения по всему миру, не потеряют своей актуальности в обозримом будущем. Верно также и то, что потребители более не привязаны к классическим способам оплаты и традиционным кредитным предложениям, распространенным в прошлом. В качестве примера можно привести JCB. Будучи очень сильной торговой маркой, японская карточная платежная система многие годы господствовала на внутреннем рынке, особенно в отношении внутримагазинных покупок. Тем не менее международный охват компании ограничен, и этот факт стал играть гораздо большее значение по мере наступления эры электронной коммерции, когда потребители получают возможность совершать покупки за пределами своей страны.
И хотя взрослых пользователей JCB эти изменения не затронули, компания не может не учитывать желания растущего количества своих молодых клиентов, желающих путешествовать и оплачивать покупки и услуги за пределами Японии. Эта группа потребителей все чаще отдает свое предпочтение международным платежным системам, а не JCB, которая пользуется гораздо меньшим уровнем преемственности по всему миру, нежели Visa и MasterCard. Результатом этой динамики является растущее несоответствие между долями компании на традиционном розничном и онлайн-рынках. Теперь JCB необходимо решить непростую задачу по привлечению молодых японских потребителей. Для этого компания занимается расширением охвата международной розничной сети.
Другой пример адаптации — Малайзия, где сейчас наблюдается рост электронной коммерции, вызванный тем, что потребители из числа растущего среднего класса открывают для себя новые способы оплаты. В настоящий момент наиболее популярным способом оплаты являются платежные карты, на которые приходится 75% всех платежей. Тем не менее велика вероятность того, что в течение нескольких следующих лет их доля резко сократится преимущественно из-за увеличения доступности традиционно более приемлемых платежных способов, таких как банковские переводы и электронные кошельки. Впрочем, это вовсе не означает, что в потребительской культуре произойдут какие-либо изменения. Это скорее будет свидетельствовать об адаптации компаний к покупательским предпочтениям новой группы более состоятельных и технически подкованных потребителей.
Непрерывность инноваций, соответствующих нуждам текущих и будущих потребителей, крайне важна для любого способа оплаты. Покупательная способность молодых поколений растет по мере их взросления, и как только они вырабатывают собственные платежные предпочтения, изменить их становится очень сложно.
Доля банковских переводов среди других электронных способов оплаты в Малайзии
По материалам исследования Worldpay. Подписывайтесь на наш корпоративный блог, впереди еще много интересного. А если вам необходимо организовать прием платежей на сайте или в мобильном приложении, обращайтесь, наши специалисты ответят на любые вопросы и помогут подключить наиболее выгодный тариф.
Автор: PayOnline