Каждый четвертый четверг ноября в США празднуют День Благодарения. А на следующий день в Америке и во всем мире наступает Черная Пятница. За этим мрачным названием скрывается не что иное, как возможность увлекательно и с выгодой для себя провести время. В Черную Пятницу – а в этом году она выпадает на 27 ноября – огромное количество магазинов по всему миру объявляют распродажи. С Черной Пятницы начинается сезон рождественских и предновогодних распродаж. За ней традиционно следует Киберпонедельник – сутки распродаж в интернет-магазинах и на онлайн-площадках. Впрочем, многие интернет-магазины начинают предновогодние распродажи и с самой пятницы. В компании PayOnline мы занимаемся обработкой платежей сотен интернет-магазинов и по обычному росту оборотов, который начинается в черную пятницу, можем сказать что для продавцов это поистине золотое время.
Почему именно Черная Пятница?
Впервые Черной Пятницей в США был назван день, когда Джей Гульд и Джеймс Фиск, управляющие железной дорогой Erie Railroad, обвалили стоимость золота на фондовом рынке страны – это произошло 24 сентября 1869 года. Если провести аналогии со скидками, то становится понятно, отчего пятницу распродаж могли назвать Черной по этой версии. Но она не единственная.
Вторую версию чаще называют «официальной», хотя официальной на самом деле так и не появилось. Термин «черная пятница» ввели в начале 60-х годов уже двадцатого столетия журналисты американских газет для описания толп людей, осаждающих магазины в первый день предновогодних распродаж. Аналогия так же проста. Этот же день – следующий за Днем Благодарения – «черной пятницей» называли полицейские штата Филадельфия из-за большого скопления людей на улицах и серьезных пробок на дорогах штата. Это происходило опять-таки из-за начала скидочного сезона в магазинах.
И, наконец, третье объяснение этого термина придумали в 1980-х годов владельцы магазинов. Оно связано с использованием красных и черных чернил бухгалтерами магазинов. Красными отмечают расходы, черными – прибыль. По этой ассоциации, за первым днем распродаж, в который выручка магазинов достигает максимума, окончательно закрепилось название «Черная Пятница».
Что это вообще такое?
Изначально – сутки (именно так, потому что Black Friday зачастую начинается в 00:01 ночи с четверга на пятницу) после Дня Благодарения в США, с которых начинается сезон рождественских распродаж. Официальным праздником не является, но многие люди берут в этот день на работе отгулы, чтобы попасть на распродажи. На данный момент, традиция начинать предновогодние скидки в четвертую пятницу ноября распространена по всему миру – в том числе и в России.
Черная пятница в интернет-магазинах
Несмотря на то, что значительную часть удовольствия в этот день многие люди получают именно от «охоты» на товары в магазинах, все больше участников переходит на онлайн-площадки в интернете. Формально, Черная пятница и Киберпонедельник (день начала интернет-распродаж) – это два разных события, но на деле они нередко совмещены по времени. Почти все магазины, имеющие интернет-аналоги, уже в пятницу дают покупателям возможность совершить покупки со скидкой и через интернет – как используя тактику «зачеркнутой цены», так и предлагая посетителям скидки при использовании купонов и промо-кодов.
Помимо простоты покупок в интернет, отсутствия очередей и толп (которое так высоко ценится многими), участие онлайн-магазинов в Черной Пятнице (и рождественских распродажах в принципе) имеет еще один неоспоримый плюс. Совершая покупки онлайн, жители России открывают для себя возможность купить товары тех брендов, которые не представлены в нашей стране. То есть, дело принимает вполне международный оборот.
Черная Пятница вышла за пределы США
По данным анализа российского отделения международной компании CUPONATION, основанного на исследовании скидочных предложений в 14 странах мира, прогноз на период рождественских (предновогодних) распродаж крайне благоприятный для покупателя: скидки на товары в Европе могут дойти до 98%. Российские магазины тоже примут участие в Черной Пятнице – 2015. По данным проекта BlackFridaySale распродажи начнутся уже 26 ноября в 19.00.
Аналитические службы компаний, предлагающие централизованные купоны и скидки посетителям интернет-магазинов, нередко проводят сбор информации относительно Черной пятницы и Киберпонедельника и представляют полученные данные общественности. Социологическая служба компании Промакадабра заявляет, что в ночь на 27 ноября 2015 года на штурм тогровых центров и интернет магазинов ринется около 90% россиян (опрошенных компанией), а в целом, в распродажах примет участие вдвое больше жителей нашей страны, чем в прошлом году.
Доверие россиян к предновогодним распродажам растет. Если в 2010-2011гг. интернет пестрил заголовками типа «Предновогодние распродажи – обман покупателей», то сейчас тенденция сместилась в сторону позитивных оценок.
На самом деле, в российских реалиях, распродажи зачастую, действительно, являются скорее способом привлечь покупателя, чем предоставлением по-настоящему больших скидок. Широко известна практика искусственного завышения цен на товары перед периодом распродаж и даже использование под видом «старой» («зачеркнутой») цены неправдоподобно большой стоимости товара. В том числе такой подход распространяется и на распродажи «Черной Пятницы». Последние несколько лет покупатели относятся к распродажам подобного рода достаточно скептично, однако, в этом году ритейлеры заверяют, что в 2015 году скидки будут куда более привлекательными для покупателей.
Несмотря на некоторое предубеждение, исследования 2013-2014 годов дают надежду на то, что эти обещания не беспочвенны. Скидки действительно были. Действительно довольно значительные, но на определенные группы товаров, далеко не всегда представляющие интерес для покупателей-участников распродаж. Тем не менее, в этом году, нам выпадает шанс проверить, изменилась ли ситуация.
Согласно данным обобщенной статистики исследований интернет-компаний, занимающихся размещением купонов, в 2014 году активными участниками Черной Пятницы в онлайн-пространстве стали мужчины и женщины старше 41 года, а более молодые покупатели предпочли получать скидки в торговых центрах. При этом в среднем, размер корзины покупок на онлайн-площадках в прошлом году составил от 2000 до 7000 рублей. В этом же году около 22% опрошенных намерены потратить в интернет-магазинах не менее 15000 рублей.
Ожидаемые покупки на 2015 год среди опрошенных распределились так:
- Одежда и обувь – 76,1% у женщин и 40,1% у мужчин;
- Косметика и парфюмерия – 37,4%;
- Бытовая техника – 39,1%;
- Мобильные гаджеты – 39,4%;
- Детские товары 31,7%.
А чего ожидают продавцы?
Разумеется, роста продаж. Ажиотаж, охватывающий покупателей, при виде больших скидок дает возможность реализовать больше товара – и получить больше прибыли. Согласно данным National Retail Federation (Национальной федерации Розничной Торговли США) продажи после Дня Благодарения растут год от года, невзирая на кризисные ситуации. Например в 2013 в этот период 250 млн. покупателей совершили покупок на сумму 61 млрд. долларов. Это дает продавцам, в том числе, российским, повод ожидать хорошего куша и в 2015.
Если вы относитесь к продавцам и вам нужно организовать прием платежей на сайте, обращайтесь. Также подписывайтесь на наш корпоративный блог, впереди еще много интересного.
Автор: PayOnline