Сегодня, оглядываясь назад, я ловлю себя на мысли, что тот опыт и знания, которые я получил в процессе разработки, имеют не меньшую ценность, чем непосредственный результат моих усилий. Получив четкое представление о процессе и о многих «подводных камнях», сопутствующих такого рода затее, я всерьез подумываю о том, чтобы приступить к еще более смелому проекту, о котором я постараюсь рассказать уважаемому сообществу чуть позднее.
А пока, обо всем по порядку…
Катя Крубникина изображает счастливого туриста с первым макетом устройства на шее.
Часть первая. Предыстория.
Итак, некоторое время назад, а если быть чуть более точным, лет пять назад я решил окончательно перейти на Linux и делать все, что я делал до того, исключительно под Linux. Отчасти это было обусловлено некоторыми моими размышлениями о развитии электроники и медиа, отчасти пониманием некоторого тупика «потребительской» парадигмы и желанием продемонстрировать возможность использования открытого, созданного совместными кооперативными усилиями инструментария для работы над полноценными профессиональными проектами, связанными не столько и не только с разработкой ПО, но включающими в себя все аспекты разработки аудио-визуального продукта целиком.
Надо сказать, что до этого я практически 13 лет занимался тем, что принято называть собирательным термином «визуальная коммуникация», а именно, рисовал графический дизайн, снимал рекламу и делал дизайн в движении, а позднее, имея изрядный школьно-студенческий программерский багаж, стал интересоваться разработкой интерактивного ПО, в т.ч. применительно к набиравшей обороты web-индустрии.
Постепенно, сперва с некоторыми опасениями и не без трудностей неофита, я обнаружил, что практически все, что я делал до этого, можно делать и в Linux. Более того, я с удивлением выяснил, что сам принцип (модульности), заложенный изначально на уровне архитектуры системы, дает возможности решать простые, но ранее казавшиеся не столько трудоемкими, сколько затратными по времени, задачи, практически не затрачивая на это усилий. Открытость документации, большое и активное сообщество пользователей и разработчиков и, в конечном итоге, понимание, что мир ПО и электроники несравненно шире, чем популярное представление о «приложениях для смартфонов» + «сервера и веб-сервисы», все это подтолкнуло меня к тому, чтобы посмотреть на предмет глубже и, в конечном итоге, породило массу разного рода идей, связывающих мой прежний опыт с новыми «электронными» горизонтами.
Я стал активно интересоваться всякого рода встраиваемыми устройствами и микроэлектроникой как таковой.
Часть вторая. Идея.
Итак, дело было где-то через год после описаных событий, то бишь зимой 2008-го. Я время от времени просматривал сайты навроде linuxfordevices.com и прикидывал, что и как можно использовать для тех идей, кои витали у меня в ту пору в голове. Следил за тем, что публикуют другие «матерые» энтузиасты и приценивался к платкам и компонентам в свете новых идей.
Однажды, по дороге в Прагу, в самолете я рассматривал туристические объявления в одном из тех журналов, что лежат в кармане сидения напротив, и подспудно размышлял о том, что карманная электроника катастрофически зациклена на «многозадачности» и что куда проще было бы делать простые дешевые узкоспециализированные встраиваемые устройства, нежели чем пытаться впихнуть все и вся в одну коробку с экраном. Пару дней до того я наткнулся на анонс отличной платки «gumstix» на том же ранее упомянутом сайте и мысль о ее приобретении вертелась у меня в голове. Прикидывая, что можно прикрутить к такому небольшому компьютеру я вспомнил про виденную мною недавно работу знакомой художницы Kaffe Matthews. Название работы не вспомню, но суть проста: Каффи установила на велосипеды громкоговорители и по изменениям координат с GPS приемника меняла музыкально-шумовое сопровождение. Вот оно! Так две идеи, сомкнувшись в одну, превратились в мысль — это же может быть интерактивная аудио-книга, где интерфейс переключения — ваши гео-координаты. На подлете к Праге я уже планировал, как может быть устроено такого рода устройство и какова должна быть структура контента.
Так родилась идея интерактивной аудиокниги «Prague Electronic Tour Guide».
Идея казалась мне настолько яркой и очевидной, что я даже несколько удивился не обнаружив никаких сколько-нибудь похожих разработок в сети. Постепенно прорисовывалась и бизнес-модель. На следующий день, окончательно воодушевись проектом, но отдавая себе отчет в том, что это весьма трудоемкая затея не на пару месяцев, и не будучи уверен, что я смогу сделать всю программно-аппаратную часть не обладая более-менее серьезным опытом, я приступил к поиску партнера. Я рассматривал разные варианты, от того, чтобы отдать потенциальному партнеру целиком разработку с долевым участием, до возможного разового заказа за фиксированную сумму. Так или иначе, через некоторое время я познакомился с Евгением.
Евгению понравилась затея и мы подписали контракт, накидали ТЗ и Евгений предложил не упираться в Linux-on-chip доску а сразу делать собственное устройство на микроконтроллере. Мол и по себестоимости будет куда дешевле и по морфологии проще. Я думал о чем-то таком, но в ту пору все еще с некоторым трепетом относился к разработке низкоуровневого железа и не был уверен, что мы «с лету» потянем такой проект. Евгений развеял мои сомнения, уверив в том, что это все проще, чем кажется и что прототип он соберет за пару недель. На том и порешили, но договорились, все же, сперва сделать тестовый примитив под OpenWRT c GPS «свистком».
Далее, как в сказке про Винни-Пуха: прошла пара недель, за ней еще пара, потом еще пара. Я, тем временем, «вписывался» у моих друзей в Праге и был уже недвусмысленно изгоняем за формулировкой «пора бы и честь знать». Наконец после некоторого количества моих настойчивых звонков и просьб «показать хотя бы что-нибудь» Женя продемонстрировал приложение, которое… включало звуковой файл в зависимости от местоположения. «Обрадованный» хотя бы каким-то результатом, хотя бы таким незначительным и не имея возможности оставаться в Праге дольше, я улетел домой в расчете получить отчет о состоянии уже отдельного макета если не через пару недель, то хотя бы через месяц.
Через месяц Евгений после серии настойчивых напоминаний вышел на связь и проинформировал, что вот вот приступит к работе и что ему для этого нужны (на секундочку!) паяльник и осциллограф. А еще через месяц выяснилось, что микроконтроллер, который коллега выписал для устройства — это инженерный образец (это была свежая на тот момент Xmega), и что а) их еще нет в серии б) в связи с экономическим кризисом не понятно, будут ли их выпускать в серию вообще в) мощности этого контроллера в разы превышают необходимую (а сам контроллер выбран не по принципу релевантности задачам, а, скорее, интереса «поковырять» для). Это был последний гвоздь в гробу моего терпения, я задумался об альтернативах.
Прошла еще пара месяцев. Я погряз в своих делах и, было уже совсем разочаровавшись в подрядчике, вяло занимался поисками замены. Однако, отчасти чтобы быть «во всеоружии» и, с другой стороны, имея собственный нешуточный познавательный интерес я обложился литературой по разработке микроэлектроники, прикупил Ардуино (да да) и стал осторожно пробовать проектировать и собирать железо. Через какое-то время стало очевидно, что проект этот с технической точки зрения относительно прост и что если бы я взялся бы за это сам, то к если не к сентябрю, то к октябрю бы имел уже вполне себе работающий прототип. Но я, все же, не был уверен в электронной части и предполагал, что схемотехническое решение может таить в себе какие-то скрытые нюансы, которые я сходу и по наитию не вижу. Тем временем, с момента старта минуло уже более полугода, я предпринял вторую попытку найти разработчика и на этот раз весьма успешную.
Весной, будучи вновь в Праге, я познакомился с Денисом. Мы коротко и весьма по-деловому пообщались, договорились об условиях и через неделю Денис позвонил и сообщил, мол, приходи, покажу как играет. Все так и произошло. Собранный Денисом на макетке прибор бодро играл mp3. Стало понятно, что на этот раз все срослось и можно приступать ко второму этапу. Т.е. думать о создании контента. Я пообщался с моим другом Антоном, и, по совместительству, знатоком Праги и одним из авторов одного из лучших путеводителей по этому городу, мы договорились об условиях и необходимом объеме текстов и, на этот раз уже со спокойной душой, я улетел домой. Тут справедливости ради стоит отметить, что я пару месяцев до того собирался сделать промежуточную пилотную версию и для этих целей заказал тексты-компиляции, но результат меня настолько разочаровал, что я решил, что столь куцый контент попросту не вписывается в идею и тратить время и деньги на какие-либо промежуточные попытки смысла нет. Надо делать сразу продуманную во всех отношениях полноценную Вещь.
Часть третья. Возвращение к истокам.
К концу лета (а минуло уже более года с момента старта всей затеи) все стало-таки наконец кристаллизоваться. Мы (впрочем еще на первом этапе) подобрали неплохой корпус, я сделал дизайн, сел за написание софта для подготовки карт и ожидал окончания работы над текстом и новостей от Дениса. Новости не заставили себя долго ждать…
Еще на раннем этапе, когда мы с Евгением только решили, что мы делаем устройство с нуля, я стал подумывать, как эту всему придать приятный внешний вид. Идея попробовать себя в качестве объектного дизайнера прельщала меня давно и это был как раз тот самый случай. Покопавшись в сети я быстро обнаружил, что моих средств, в свете предстоящих расходов на переводы и запись звука, на разработку собственного корпуса с нуля хватит вряд ли. Я решил посмотреть, что есть из приемлемых готовых корпусов и какие-из них можно как-то модифицировать, чтобы, с одной стороны, вписать в настоящую затею, с другой, чтобы обеспечивалось должное «пространство» для авторского дизайна. Нашел отличный вариант и поставщика. Оказалось, что у поставщика есть партнер в Чехии (что было весьма кстати). Отправил запрос и через неделю получил образцы. Под них и мы решили разводить плату и придумывать интерфейс.
Тут надо оговориться, что я досконально проверил чертежи, прикинул размеры и, будучи уверенным в выбранной компоновке, приступил к дизайну. А сами образцы были отправлены Евгению (это, как я ранее уже отметил, было еще в первую зиму) и позднее переданы Денису.
Так вот, через 9 месяцев после старта выяснилась одна непредвиденная деталь. Оказалось, что те образцы, которые нам выслали чешские посредники, как бы, не совсем соответствуют по размеру тому, что я запрашивал. Точнее — вообще не соответствуют, а по сути, в полтора раза меньше тех, какие я перечислил в моем запросе. Я, не долго думая, написал об этом посреднику и получил в ответ мешок разных корпусов, ни один из которых (!) вновь не соответствовал моему запросу, а вслед за ним, вместо извинений, инвойс на оплату (!). В конец охреневший от такой откровенности я написал им письмо, где изложил все, что я о них думаю, не забыв поделиться с ними своими соображениями о том, что и в каком объеме нам придется теперь не без их участия переделывать. В ответ пришло письмо с искренними извинениями и… предложение оплатить только три корпуса, которые были заказаны как бесплатные образцы (!) почти год назад. Решив не связываться и не вступать в ненужную переписку я согласился, отправил деньги и получил наконец свои вожделенные кейсы. Не ждите, это еще не конец истории…
Так вот, на тот момент, покуда у нас были старые корпуса меньшего размера, и платы были разведены именно под них и дизайн продуман под них, мы решили попробовать доделать текущий вариант в меньшем корпусе, не смотря на то, что все говорило за то, что, даже если нам удастся все впихнуть, батареи такого объема будет явно недостаточно.
Первый дизайн устройства.
Так или иначе, я придумал внешний дизайн и занимался прототипом кнопочной клавиатуры, Денис тем временем сгонял в Питер и привез готовые платы. Первоначально я планировал сделать тактильный интерфейс по образу и подобию того, как это реализовано на некоторых карманных плейерах. Однако, позднее стало очевидно, что разместить все компоненты в столь крошечном устройстве не представляется возможным, а если даже это сделать, расположение и близость сенсорных контактов не обеспечит необходимой точности и вполне себе может неоправданно усложнить как прошивку так и сам интерфейс, не говоря уже о дополнительной стоимости тактильного контроллера и доп. платы + усложнение монтажа.
Разные варианты плат и пользовательских интерфесов + маски для нанесения пасты для первого варианта платы.
Была идея сделать простой однокнопочный интерфейс, что соответствовало моей первоначальной идее — разработать эдакий «Дзен-девайс» для людей, которые устали смотреть на мир через экран и любят просто гулять и наслаждаться естественными видами города. Идея не изменилась, но количество функций, все же, с тех пор несколько подросло. Поэму я усердно пытался придумать какой-то дешевый способ создания клавиатуры без того, чтобы заказывать тираж пластиковых кнопочных панелей и не усложнять монтаж. И вот когда я уже освоил травление гибких плат для нашей экспериментальной клавиатуры, в одни прекрасный день, приходит письмо от Дениса, мол так и так, с работы уволили, виза заканчивается, уезжаю, пожалуй, домой в Питер.
Мои экспериментальные клавиатуры на гибкой основе.
Денис — человек свободы, любитель путешествовать и страстно увлекающийся электроникой человек. Я предполагаю, что потеря визы и постоянной работы в Праге были только частью истинных мотивов. Вполне возможно, что, как это нередко бывает, сам процесс и возникающие в ходе работы над проектом перипетии, да и возможно, простые человеческие обстоятельства, стали причиной банального угасания интереса. Я, конечно, весьма расстроился, но покуда делать нечего, собрал чемодан, полетел в Прагу, с тем, чтобы из первых рук получить инструктаж и с пониманием того, что мне теперь придется этим всем заниматься самому.
На тот момент я уже до известной степени поднаторел в проектировании, и не вид схем ни объемы даташитов меня особо не отпугивали, но вопросов, тем не менее, было много. В общем, по прилету Денис устроил мне трехдневный курс «молодого бойца», рассказал построчно, где и как какая инициализируется периферия, как устроена межкомпонентная коммуникация, и я с паяльником в руках собрал на привезенных им платах и прошил первое устройство, которое и использовал позднее для разработки первой версии прошивки.
Часть четвертая. Скупой платит дважды.
В общем, наступила осень, стало понятно, что второй сезон я благополучно пропустил, и что можно теперь в неспешном порядке делать все поэтапно. Я дописал софт для редактирования карт. Закончил первую версию прошивки, сделал удобную интеграцию с редактором для отладки через UART. Придумал, как структурировать контент и хранить данные и, наконец, заказал запись дикторов на русском и параллельно перевод на английский (у своих замечательных лондонских друзей Маши и Миши). Перевод на английский вышел более чем! но вот с записью…
Покуда я долгое время занимаюсь всякого-рода видео, я решил, что лучше всего найти звуко-инженера или как это сейчас модно называть «саунд-дизайнера», у которого наверняка есть в записной книжке с десяток хороших дикторов на выбор. На раскиданные мною в профильных сообществах объявления откликнулось некоторое кол-во неплохих звуковиков, прислали образцы. Я выбрал человека из Москвы по имени Олег Маркелов. Я сразу собирался делать эдакий рассказ с элементами «радио-постановки», чтобы можно было включить «ролевые» моменты и структурировать по тембрам голосов само повествование, что отлично вписывалось в предполагаемую «нелинейную» структуру подачи. Олег прислал две отличных демки (мужской и женский голоса), мы подписали договор о неразглашении (NDA то бишь), и я с легким сердцем отправил готовые тексты в Москву в расчете получить через полтора месяца готовые аудио-материалы.
Времени, в принципе, было до следующего лета — вагон, и я, не будучи подгоняем обстоятельствами, рассчитывал, что, если не за 6 недель, то, по меньшей мере со всеми согласованиями и доработками, через пару месяцев у меня будет все готово для сборки первого прототипа, включая контент. Я решил заняться сайтом и сопутствующим промо-дизайном.
Как должно быть догадывается читатель, помимо проекта, я параллельно занимался своим основным бизнесом — а именно, делал всякого рода веб, рисовал время от времени дизайн и снимал видео на заказ. Клиенты шли, как на подбор, работы много. Я решил отдать разработку серверной части моему белорусскому коллеге Владу. Накидал техническое описание, нарисовал эскизы, договорился о цене и с легким сердцем отправил в работу.
Тем временем, близилось лето 2010. Я допилил прошивку, сделал новые платы под новый корпус. Подобрал батреи и GPS модуль и даже придумал изящный способ сделать и разместить клавиатуру внутри «малой кровью». Стал беспокоить Олега на предмет результатов. Результаты были, но их объем был не то чтобы далек от намеченного… сделано было от силы половина. А в том, что было, отсутствовала треть текста. Олег извинялся, обещал доделать ASAP и еженедельно ссылался (как это знакомо всем, не правда ли?) на всевозможные форс-мажорные обстоятельства. То хард-диск полетел, то переезд в другой офис. И так далее в том же духе.
Я, тем временем, решил, что раз уже все идет как идет, надо делать сразу много языков и пора бы уже отдавать на перевод текст, и приступил к усердным поискам переводчиков. «Расклеил» объявления на фриленсерских площадках и, в итоге, выбрал подрядчика — небольшое украинское переводческое агентство в лице одного человека по имени Анна. Анна взялась на вполне приемлемых условиях перевести на Французский и «раскидать» по коллегам перевод на другие языки. Я, тем временем, добившись некоторого прогресса с русскоязычным звуком, экспериментировал со структурой и дожидался оставшуюся англоязычную часть озвучки (заказанную у того же Олега из Москвы).
Я, грешным делом, полагал, что уж этим-то летом я точно выпущу двуязычную версию, а к следующему сезону подготовлю полноценную многоязычную. Скоро сказка сказывается да нескоро дело делается. Пока я воевал со звуком и обнаруживал все новые недостающие фрагменты (!) шел перевод и Влад работал над сайтом. К лету появились первые переведенные тексты. Я, тем временем, подыскал хорошие голоса для других языков и стал рассылать текст на запись. Быстро стало понятно, что какие-то языки вполне сносны по качеству. Какие-то требуют редактуры. Но в целом это вписывалось в мои ожидания и, как я подозреваю, в ожидания Анны. Все, что она присылала, редактировалось, с некоторыми обсуждениями и спорами, но редактировалось. Постепенно все дикторы находили текст с некоторыми компромиссными оговорками приемлемым, или вносили уже собственные коррективы и, в итоге, приступили к записи. Все… кроме французского.
Лето близилось к завершению, прошло уже более 6 месяцев, а французского не было ни в каком виде. Французский пришел осенью. Я тут же отправил его для ознакомления дикторам и получил краткий ответ: «what is this?». Я разыскал знакомых русскоязычных дипломированных знатоков Французского и получил от них ожидаемую резолюцию — безграмотная белиберда. Я списался с дикторами и попросил их, быть может, о самостоятельной правке за какую-то доплату. Предыдущие языки дались не без проблем. Но тут вердикт был жесток, дикторы как один отказывались, мотивируя это тем, что они, попросту, не понимают местами вообще, что автор хотел сообщить читателю. В общем, «скрепя сердце» я отдал это все на редактуру (а по сути на повторный перевод) профессионалам.
Тем временем, не без помощи скайпа и многократных телефонных переговоров, мне удалось «выцыганить» у Олега англоязычный звук и остатки русскоязычного. Я отдал звук в нарезку и озадачился состоянием сайта.
Часть пятая. Максимально драматическая или «наш брат жулик».
Шла вовсю отладка сайта и северной части. Многое поменялось и в процессе работы и в результате размышлений о логистике в рамках выбранной бизнес-модели. Я переписывался с Владом и пытался найти какие-то компромиссные варианты, отдавая себе отчет, что изменений будет еще вагон, а бюджет мой стремительно подходит к концу. Все больше утверждался в мысли, что, возможно, стоит упростить модель и, возможно, взяться за сайт самостоятельно.
Минуло лето а за ним и осень. Третий пропущенный сезон. Уже многое стало понятно в том, как стоило бы построить работу. Где-то моя внутренняя осторожность и простая человеческая неуверенность новичка не давала мне принять разумные решения сразу, где-то тот самый банальный человеческий фактор оказывался сильнее здравого смысла и разного-рода обязательств. Я не склонен рассуждать в терминах «разгильдяйство» и «непрофессионализм», потому что за этим порой стоят вполне себе понятные человеческие слабости и проблемы личного толка. Неумение мотивировать себя, деформированная самооценка, проблемы коммуникации. Я полагаю, что и Женя, вызвавшийся «сделать прототип за пару недель», мог бы теоретически его сделать. И мне совершенно очевидно сегодня, что мог бы. И мои личные наблюдения подтверждают, что истинными причинами его провального «старта» были не технические лакуны (хотя, откровенно говоря, не без этого, см. иллюстрацию с антенной), а, отчасти, отсутствие опыта, отчасти серьезные проблемы с личной мотивацией и, как следствие, с самооценкой.
Вот подобного рода размышлениям я и предавался осенью 2010-го, тем более что лондонские погоды в эту пору как нельзя лучше способствуют развитию всякого рода унылой меланхолии. Заказчики мои поостыли, деньги подходили к концу. Впереди маячила редактура звука в несметном количестве и я уже не на шутку задумывался, а не засесть ли мне за написание сайта с нуля, потому как заказов все равно нет, framework свой я давно хотел привести в надлежащее состояние и впереди вся зима для бесконечного «допиливания» до состояния «как самому нужно».
Так вот, в один из осенних мрачных вечером я включил радио Эхо Москвы, чтобы послушать соответствующие моему на тот момент душевному состоянию новости с Родины и…
И я...., я сначала не поверил своим ушам… бравурная заставка, новости науки и техники, все дела… Сергей Пархоменко и руководитель проекта «GPS-путеводитель» в издательстве «Вокруг Света» Илья Кусый. Добрый вечер…
Думаю — о! интересно, что это? бла бла, слово за слово и… звучит МОЙ ТЕКСТ! начитанный МОИМИ ДИКТОРАМИ! и далее бравада практически дословно повторяющая МОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ написанное для Олега, мол, наши замечательные разработчики изобрели такое замечательное… (у-упс) приложение для айфона.
Я отреагировал глупо. Я дослушал «джинсу» до конца, выключил радио, компьютер, паяльник, телефон, купил ведро пива и погрузился в глубочайшую трехмесячную депрессию. Стало понятно, почему текст записывался год, стали понятны все эти бесконечные уходы от темы «когда же я получу подписанный NDA?». Идею нахрен с… издили! Бог с ней с идеей. Идея витает в воздухе и я сам не имею ничего против того, чтобы другие развивали идеи других, ведь в конечном итоге в этом и заключена суть всех процессов развития, в этом сердцевина эволюционного развития, в конечном итоге, мы все время перерабатываем идеи друг друга, чтобы сделать что-то свое. Но подонки ничего своего не сделали, они просто и нагло присвоили готовое и выдают это за собственные достижения.
В общем, к декабрю, оклемавшись от потрясения. (А это,.лять, нереальное потрясение, пусть прочтут это те бессовестные люди, потому что это такое чувство, что ты носишь своё дитя много месяцев, а потом у тебя его крадут в роддоме и продают неизвестной «маше», которая сама бесплодна но достаточно обеспечена и влиятельна, чтобы дать в лапу главврачу и акушеру за «подмену». Вот вам образ зримый и рельефный, чтобы мало не показалось. Женская часть аудитории, полагаю, уж точно поймет. )
В общем, оправившись от этого события, я решил что, уныние мое напрасно. Отчасти, потому что бизнес-модель, придуманная глупыми жуликами, со всей очевидностью, тупиковая (я то не афишировал, что это будет отдельное устройство, а в формате смартфона такого рода затея мало того, что теряет шарм, она попросту нереализуема в силу ограниченности носителя и пропускной способности канала, равно как и ограниченности ресурсов питания (попробуйте-ка включить GPS на пару часов в вашем карманном гаджете), разве что можно сделать какой-то урезанный туристический вариант или брать деньги «за каждую улицу», что и сделали, судя по всему, жулики).
У меня же все практически готово и надо лишь допилить нюансы и закончить с сайтом. С этими мыслями я в январе засел за сайт и, решив «брать коня за рога» отказался от перелопачивания чужого кода, переписал все с нуля «как мне нужно», за одно решив массу вопросов подспудно связанных с логикой перемещений устройств между пунктами аренды и организацией работы с партнерами. Неспешно допилил дизайн и к весне собрал первый полноценный тестовый экземпляр.
Все платы разом. От первого варианта до окончательного прототипа. (Обратите внимание на проволочку у первого девайса. Это в представлении разработчика — GPS антенна.)
В апреле 2011-го я поехал в Прагу с целью — найти retail партнеров и протестировать готовое устройство в полевых условиях. Первые тесты дали свои плоды. Обнаружились некоторые технические недочеты и плохо продуманные нюансы. Но, тем не менее, стало понятно, что пилотный тираж, в принципе, можно собирать. Чем я и занялся. Тут меня подстерегала еще пара неожиданностей, впрочем, на фоне всех предыдущих перипетий, представляющихся уже весьма несущественными.
Некоторые GPS модули и антенны, протестированные в процессе разработки.
Часть шестая, заключительная. Пара ложек для чешских товарищей.
Первое — партия корпусов, заказанная у тех же пресловутых чешских посредников, пришла вовремя (т.е не прошло и двух недель с момента заказа, что практически моментально по чешским меркам. Знающие меня поймут. Но черт таился в табакерке. Заказ привез курьер, а вместо стандартного инвойса для перевода… инвойс к оплате наличными по факту получения с добавленной суммой за «тот самый мешок». Т.е. ребята, должно быть, испытывая финансовые затруднения, решили-таки пойти на сделку с собственной порядочностью и вынудить меня в безвыходной ситуации оплатить весь их ненужных хлам. Со мной, разумеется, ребята работали последний раз. Включены в черный список. Письмо в головную кампания будет отправлено вместе с заказом на вторую партию.
Вторая подножка — изготовители плат. Я, к слову, в процессе, выяснил, что самые лучшие производители плат в восточной Европе находятся, вы не поверите, в Москве «ТеПро» и в Питере «Резонит». Быстро, качественно, недорого. Но есть одно но. По идиотским современным законам, имеющим место в нашей необъятной, для того, чтобы высылать эти платы заграничным заказчикам, нужна пресловутая лицензия на внешнеэкономическую деятельность, которая крайне трудно получаема, и как следствие — предмет нехилого коррупционного навара номенклатурных бездельников. Короче, о том, чтобы заказать тираж в России, оплатить его с моего чешского счета (про кредитку я вообще промолчу), вписать в бухгалтерию и привезти это все в Прагу, речи идти не могло. Чешские же производители а) дороже почти втрое б) неповоротливы и медлительны, как коты в валерьянке.
«Скрепя сердце» в очередной раз, я нашел более-менее подходящего по цене производителя в Праге и заказал платы там. Какого-же было мое удивление, когда выяснилось, что весь тираж под чистую напечатан на полуторамиллиметровом текстолите (не думайте, мы это все обсуждали раза три, специально проговаривали спецификацию). Хрен бы с ним, но платы не помещаются в кейс! В общем, я, будучи не на шутку раздосадован ситуацией и откровенно зол, пообещал в сердцах директору (который вышел пообщаться по такому случаю с клиентом лично), апеллируя к моему многолетнему рекламно-маркетинговому опыту, сделать спец. страничку в фейсбук и радикально устранить проблему с притоком клиентов на ближайшие пару-тройку месяцев, рассказав о такой подставе. И вот когда я был уже готов покинуть сие заведение и двинуться к конкурентам подороже, я вспомнил, что не забрал квитанцию об оплате, все ж расходы, можно в бухгалтерию добавить. Вернулся и был остановлен теперь уже, о чудо, весьма приветливым директором с вопросом, сколько плат мне нужно и предложением сделать все по себестоимости в кратчайшие сроки. В общем, договорились, пожали руки, но осадочек, как говориться, остался.
Первые платы из тиража.
Тем временем, сезон шел вовсю. Уже окончательно отдавая себе отчет в том, что в спешке ничего толкового не получится, и что необходимо время на то, чтобы подготовить все промо-материалы, и договориться с суб-партнерами, собрать в конце концов сам тираж (я собирал первую партию вручную и, надо сказать, немало поднаторел в запайке SMD компонентов с шагом ног 0.2 мм, могу работать на китайской фабрике теперь (уместный смайлик)), я решил отложить запуск на следующий сезон.
Этой весной я благополучно нашел партнеров, прикрутил совсем уже незначительные но приятные «бантики» к прошивке и запустил свое детище.
Проект «Prague Electronic Tour Guide», итоги
В итоге мы имеем: 8.5 часов рассказов о Праге на шести языках (включая, разумеется, русский). Более 100 локаций (сто с лишним! это такая среднего размера книга, если что). Нелинейное специальным образом структурированное повествование (привет Борхесу и Яну Потоцкому). Т.е. можно гулять практически по всей центральной части + Вышеград + Пражский град + Петрины и немного Андела, и даже Жижков не остался в стороне. И это только начало. В следующей версии… ладно, не буду торопить события и распространять спойлеры…
В общем, получилась отличная штука для людей, которые любят гулять по городу сами, в одиночку или вдвоем, без тур-гидов и без привязки к картам с парой тройкой стандартных «туристических» маршрутов. Можно пойти куда угодно, чудная коробочка будет не просто рассказывать о том, что вы видите воочию, но и подсказывать, в каком направлении можно прогуляться еще. Все это с ролевыми вставками и музыкальной аранжировкой. Я делал его таким, каким я хотел бы его видеть (слышать?) сам. Потому что я терпеть не могу групповые прогулки с заученными банальными «телегами», но безумно люблю гулять по незнакомым городам, останавливаясь время от времени в летних кафе, чтобы пропустить стаканчик-другой, полюбоваться на архитектуру города, украдкой понаблюдать за его обитателями, насладиться теплом ветвистых улочек, проникнуться настоящим живым духом города (гением места).
Вот такая история. Так что будете в Праге, велкам! (ссылки давать не стану, чтобы не попасть под санкции, однако, поисковик вам в помощь).
Окончательный дизайн устройства.
P.S. чтобы вы не думали, это ни в коей мере не промо-телега, сгенерированная профессиональным копирайтором. Текст написан мною лично, искренне от первого лица. Кроме понятного желания рассказать о масштабной затее (ну и немного похвастаться), мне бы хотелось бы моим текстом воодушевить коллег заниматься разработкой электроники и не бояться делать новые интересные, и пускай, на первый взгляд, сложные и неподъемные, проекты. Не бойтесь неизведанного! Дерзайте!
P.P.S. Хотел тут опубликовать данные означенных жуликов и дать ссылки, но решил не делать этого, отчасти, чтобы не медиализировать лишний раз этих не отягощенных честностью и порядочностью людей. Тем более, что мне в моем деле это никак не поможет, а вот жуликам прибавит ненужных референций.
Вместо этого хочется отдельно поблагодарить всех моих друзей и мою жену Олесю, которые хором меня поддерживали все это время, не давали поддаваться унынию в трудные моменты, а так же всех, кто, так или иначе, был причастен к работе над проектом или просто помогал дельными советами и простым человеческим теплом и участием, и отдельно всех друзей, кто меня бескорыстно вписывал в Праге (тут должен быть еще один уместный, но, увы, запрещенный в здешних местах смайлик). Спасибо вам! Я вас всех очень люблю!
На самом деле я отдаю себе отчет, что это только начало. И теперь надо заниматься маркетингом этой затеи, что отдельная и, наверняка, не менее сложная история. Ну и начинать думать о следующей версии и других, отложенных до поры до времени, проектах.
Ах да! Еще отдельное спасибо человеку с ником dihalt, за то, что он инициировал и делает отличный проект easyelectronics.ru. Чтение тамошних статей и ссылки на полезную литературу как нельзя лучше помогли мне в самом начале!
и, не бейте тапком! это мой первый пост на хабру.
Автор: aureliano_b