С 5 марта по 10 июня мной был пройден дистанционный курс обучения Массачусетского технологического института по программе 6.002 MITx «Circuits and electronics».
Зарегистрировался из чистого интереса. Не был уверен в том, что найду время, справлюсь с английским и т.д. Но затянуло. Курс оказался настолько проработанным и интересным, что я отложил все дела и снова стал студентом.
Кто организует
Организатор курса – отдельное подразделение (MITx) удаленного обучения Массачусетского технологического института (MIT). Данный курс является пробным. Правительство США выделило средства, была создана платформа, которая опробована на приличной аудитории ( к началу курса на нем было зарегистрировано более 150 тыс. пользователей ). В настоящее время MIT объединяется с Гарвардом в целях создания общего ресурса удаленного обучения и к сентябрю в рамках «коалиции» EDX обещает представить список новых доступных курсов.
Курс был бесплатный и доступен всем желающим. Как будет дальше, пока не объявлено.
Как организован
Весь материал только на английском. По заявлениям организаторов, он рассчитан на 10 часов занятий в неделю – всего 14 недель.
Видеолекции
Обычно 2 лекции на неделю. Каждая лекция разделена на несколько фрагментов (около 10 фрагментов по 4-8 минут каждый). При просмотре лекций можно изменять скорость озвучки и вам доступны синхронные титры. С устным английским я далеко не на ты, так что пониженная до x0.75 скорость и субтитры были как нельзя кстати.
Задачи для закрепления материала
Несколько на одну лекцию. Проверить и подсмотреть ответ можно сразу же, увидеть полное решение только по истечении определенного срока. Ответы вводятся в текстовые поля. Чаще всего это результат вычислений в числовом или символическом виде, иногда буквы или цифры соответствующие правильным ответам.
Домашняя работа
Одна в неделю, состоит изщ нескольких задач. «Подсмотреть» ответ негде. Только если кто-то поделится в форуме,
хотя это противоречит «кодексу чести», которого все должны придерживаться. Количество попыток не ограничено
Лабораторная работа
Чаще всего с применение «sendbox» — встроенного схемного эмулятора с анализом во временной и частотной областях. Варианты решений – собрать правильную схему, выбрать правильные значения элементов, вычилить недостающие данные на основе измеренных. «Подсмотреть» ответ тоже негде.
Экзамены
Кроме еженедельной работы, запланирован один промежуточный экзамен (midterm) и один финальный экзамен. Во время экзаменов общение на форуме по вопросам экзаменов запрещено, количество попыток ограничено тремя. В помощь подготовки к экзаменам доступны дополнительные материалы (обзоры экзаменационных задач прошлых лет, краткие заметки и т.д.). Хотя в самом MIT чаще всего практикуется close-book экзамены, здесь на решение экзамена дают 24 часа и разрешение пользоваться любыми источниками. При отличном знании организаторы надеются что на решение уйдет около 3-х часов. Я финальный экзамен (10 задач, 47 вопросов) решал около 12 часов.
Оценки и сертификат
По результатам всех выполненных домашних, лабораторных работ и экзаменов баллы суммируются и выставляются оценки в процентах и grades (в США не «двойки» – «пятерки», а grades от F до А, А – это наша «5»). По окончании при хорошей успеваемости можно получить сертификат. Его можно напечатать и повесить на стену. Подлинность можно проверить по базе данных EDx/MITx. Из личных данных там только имя-фамилия. То, что вы его сами заработали или это не ваш однофамилец, подтверждается только «honour code» (кодексом чести, упоминание о нем есть на бланке).
Уровень обучения
Курс основан на книге лекторов, профессоров MIT, («Foundations of analog and digital circuits», A.Agarwal J.Lang 2005 г. 980 стр.), которая доступна на сайте в отсканированном виде. Книга мне очень понравилась. Жаль что ее нет в переводе на русском.
Не могу сказать, что курс был мне незнаком. Скорее наоборот. В 93 году я закончил радиотехнический факультет и полученные знания стараюсь применять на практике. Если не считать разницы в терминах (например, наш метод эквивалентного генератора у них оказался методом Thevenin), общие подходы к обучению очень похожи, наука у нас оказалась одна и та же.
Первые две недели мне показались скучноватыми. Курс рассчитан на студентов, знакомых с физикой (электромагнетизм, электродинамика) и математикой (интегралы, дифференциалы, комплексные числа), но нет знающих ничего дальше закона Ома. Но даже первые простые задачи (метод контурных токов, метод узловых потенциалов и т.д) составлены с практическим подходом (какой провод выбрать, как согласовать источник и нагрузку…). Следующие недели мне давались уже не так просто, особенно там, где нужна математика. Новыми для меня была теория расчета схем на FET (МОП-транзисторы) и на операционных усилителях. От студента требуется хорошее владение математическим аппаратом. (Например, нужно самостоятельно вывести коэффициент усиления малого сигнала схемы с общим затвором, имея формулу зависимости тока стока от напряжения на затворе).
Уровень реализации
Работаю я в сфере IT, так что этот курс мне интересен еще и с точки зрения средств и технологии организации удаленного обучения.
Курс выполнен очень и очень добротно. Начиная от движка и заканчивая работой преподователей и ассистентов. Сайт очень продуманный. Видео лежит на YouTube, проигрыватель по умолчанию Flash, но обещают и поддержку HTML5. На всех страницах с задачами встроенный калькулятор, которым хочется пользоваться. Очень интересно, как организован внутри замечательный «sendbox» — поделитесь, кто разобрался. За 3 месяца пользования сайтом лично я ни разу не столкнулся ни с каким из багов. В то же время в виде вики — разделов доступны для редактирования (не пустые) Course bags (for technical issues) и Course errors (for incorrect answers, etc.). То есть разделы об ошибках, которые доступны для редактирования всем и которые обязательно будут приняты во внимание. Об ошибке, которая могла повлиять на результаты выполнения заданий, было объявлено на главной странице сайта – и сроки выполнения домашних заданий были передвинуты.
Выверены все задачи. И с точки зрения постановки, и решения, и охвата материала. Чувствуется, что над ними долго работали. Очень понравился основной лектор – профессор MIT Ананд Агарвал. Понравился не только мне – об оценке его работы можно судить по количеству положительных отзывов на форуме (фанаты даже публикуют открытки и карикатуры в его честь).
Кто учится
Некоторая официальная статистика:
- Всего зарегистрировалось 154 763
- Решили хотя бы одну задачу 26 349
- Открыли финальный экзамен 10 262
- Получили сертификат (grade не ниже С ) 7157
По темам на форуме можно понять — учится весь мир. Венесуэла, Португалия, Китай, Индия, Вьетнам, Египет, Россия…. Интересно отслеживать менталитет людей на примере отношения к пресловутому «honour code». Северная Америка и Европа очень рьяно оберегают честь честных ответов, Южная Америка не брезгует поделиться ответами и даже бравируют этим. Честно говоря, я пару раз не смог отказаться от подсказок бразильских друзей. Возрастной диапазон и профессиональный состав доже достаточно широкий – есть старшеклассники, есть пенсионеры. Есть люди, которые хотят освежить уже знакомые понятия. Есть профессионалы в совсем других областях (юристы, врачи..). Есть радиолюбители и есть кто станет ими после окончания этого курса.
Немного скриншотов.
Пример лекционного материала.
Лекции есть обычные (что-то пишут или рисуют на доске или листе бумаги), а есть с элементами шоу – например в данном случае лектор приносит в аудиторию электропилы и мы наблюдаем вместе со студентами MIT реакцию цифровых схем на помехи.
Пример лабораторной работы.
Пример экзаменационной задачи. Зелеными «галками» отмечены правильные ответы, если ответ неправильный — ставят «красный крест».
Результаты работы видны в профиле пользователя. В данном случае пропущены две домашние работы и ниже отметки С сделаны две лабораторные работы. На итоговую оценку эти «дырки» не повлияли, по правилам курса из 12 домашних или лабораторных работ берутся 10 лучших.
Выводы
1. Курс просто обалденный очень хороший. Он рассчитан не на самообучение (чем грешат большинство подобных площадок, с которыми я сталкивался), а на настоящее интерактивное удаленное обучение. Не уверен, что такой подход возможен для всех наук.
2. Как бы ни были мы разделены границами и языками, технические науки у нас очень похожи. Спасибо Петру I. И преподавателям моего института.
3. Форум людей со всего мира, объединенных общей задачей – это здорово. Надо учить английский – если лекции и задачи я понимал, то в форуме иногда очень тяжело приходилось.
ХАБРАХАБР: MIT выпустил первый «полностью автоматизированный» онлайновый курс;
ХАБРАХАБР: MIT и Гарвард вкладывают 60 миллионов долларов в дистанционное обучение;
EDX, здесь можно подписаться на новости удаленного обучения от MIT и Гарварда.
Автор: vertu77