Мой краудфандинговый проект «Российские аудиокарты» близится к завершению. Работа над такой задачей дала мне интересный опыт как продаж, так и проектирования изделия. Я хочу поделиться этим опытом, потому что лично заинтересован в таких проектах как потребитель: копроэкономической серийной продукции я предпочту отечественную мелкосерийку, которая разрабатывается в первую очередь для потребителя, с целью показать свой профессионализм и авторский почерк. Итак, краудфандинг по-русски — как это было…
До момента публикации на Хабре, конверсия была абсолютно нулевая. После публикации ситуация резко изменилась, и появилась возможность наблюдать за тем, что происходит.
А происходило следующее:
- Во-первых, люди делились ссылкой на проект в таких местах интернета, о существовании которых я и не догадывался. Информация растекалась, как жидкость.
- Во-вторых, появились посты и письма, посвященные тому, как улучшить изделие.
- В-третьих, обнаружилось, что не все рассматривали проект, как интернет-магазин: кроме заказчиков, переводивших в счет проекта стоимость изделия, появились и меценаты, которые переводили суммы либо меньше заявленной цены продукта (то есть без расчета получения экземпляров изделия), либо больше заявленной цены. Благодаря им начали появляться свободные деньги, что позволит дополнительно усовершенствовать изделие и отправить заказчикам устройство, уже заметно отличающееся от базового, с улучшенными характеристиками.
Путь к совершенству
Для разработчика абсолютно естественно желание если не прийти к идеалу, то довести своё детище до ума. Для того, чтобы это сделать, нужна обратная связь. Интернет дает уникальную возможность получить обратную связь (критика, советы) с минимальными трудозатратами. На меня выходили очень интересные люди, профессионалы, которые тратили свое время, чтобы помочь проекту. Например, товарищ GReY Rage произвёл экспертную оценку и замеры первого образца звуковой карты, что позволило говорить уже предметно об апгрейдах.
Модификация первая. Поскольку ситуации, в которых предполагается использовать карту, у всех разные, я оставил заказчику возможность выбирать длину и цвет USB-кабеля.
Модификация вторая. Деньги меценатов позволят заказать плату с новой топологией. Ёмкость выходных конденсаторов будет увеличена до 420 мкФ, что позволило получить, например, для Sennheiser CX 300-II, нижнюю границу в 23 Гц.
На картинке можно наблюдать испытательный стенд:
Два этих апгрейда уже точно будут реализованы. Если меценатов будет больше, то можно будет сделать следующее апгрейды:
Модификация третья. Стабилизатор питания для микросхемы и перевод её в режим self-powered. Теоретически это решение может в два раза снизить коэффициент нелинейных искажений при работе с усилителем.
Модификация четвёртая. Внезапно обнаружилось, что в Москве производятся довольно приличные ТТЛ-генераторы. Даже применение самого простого генератора вместо кварцевого резонатора позволяет получить на выходе более точный и прозрачный звук. Можно будет установить один из российских генераторов и второй стабилизатор напряжения для него и аналоговой части ЦАП. Это позволит аудиокарте стать первым изделием такого класса, на котором установлен кварцевый генератор.
Перспективы и возможности краудфандинга
Ведя краудфандинговый проект, я сделал для себя важные выводы:
- Во-первых, краудфандинг — это вполне реальная возможность для разработчиков, не имеющих денег на выпуск серии. Если говорить о производстве, то давно существует практика поштучной продажи своих изделий узкому кругу потребителей. Такие изделия очень качественны, но обычно имеют неконкурентоспособную цену. Выпуск серии с помощью коллективного спонсирования позволяет заметно снизить цену за счёт оптовых закупок комплектующих. Да, придётся сделать опытный экземпляр за свои деньги — но это не дороже, чем занятие радиолюбительством. Здесь вместо денег вкладывается время.
- Во-вторых, краудфандинг — это универсальный способ опробовать на адекватность любой новый продукт, даже если речь идет о новой линии на уже действующем предприятии. Технология краудфандинга избавляет от необходимости делать высокорисковое вложение. В лучшем случае можно продать партию, а в худшем — получить кучу полезной аналитики. Даже в случае неудачи вы получаете новые знакомства и значительный апгрейд первоначального изделия: те, кто платит деньги, заинтересованы в улучшении конечного продукта. Это уникальная возможность получить действительно качественную обратную связь: речь в таком случае идет не об абстрактных форумных рассуждениях в стиле “все плохо” и “быть не может!”, а о по-настоящему конструктивной критике, полезной для результата.
Автор: Elbarus