Я люблю читать пресс-релизы компаний, претендующих на что-то футуристичное. Сразу после них кажется, что будущее не просто наступает, а стучится кувалдой в окошко. Однако, выработанный с годами шит-детектор иногда включается и заставляет читать истории внимательнее. Так было с Microsoft и ростом эффективности на 40% при переходе на 4-х дневную рабочую неделю. Очень похоже екнуло и тут.
Бравурное начало. Только представьте: зарядка электромобилей на ходу во время езды по обычной дороге. Долой лишний вес и огромные батареи. Зачем таскать все лишнее, если подзарядка идет по пути, так? Долой очереди на заправках, ведь ты заряжаешься либо дома, либо в дороге. Еще долой все эти ограничения по дальности пробега. Воображение рисует платные выделенные полосы, на которых ты едешь и поправляешь израсходованный заряд. Причем, это не фантастика, потому что такая дорога появится в Штатах в 2023 году. Вау? Да, но есть нюанс. Заходите под кат, будем следить за руками :).
Итак, в феврале по лентам полетела новость, что в 2023 г. в США появится первая общественная дорога с возможностью беспроводной зарядки автомобилей на ходу. Звучало футуристично и круто. Более того, судя по новостям, похожие проекты в пилотном режиме уже действуют в Израиле, Германии, Италии и Швеции. Кстати, в прошлом году про стартап уже писали на Хабре. Общая тональность была такая же - офигеть как круто. А тут еще и США подключились.
У меня есть крохотный телеграмм-канал для своих, куда я периодически пишу про всякие концепты, футуристику и прочие интересные мне вещи. К примеру, как вдруг оказалось, что все магазины Ikea полностью перешли на солнечную энергию, оставаясь при этом подключенными к “грязной”. Если будет интересно, запилю потом отдельный пост на Хабре, а сейчас вернемся к зарядке. Описывая все это волшебство и пытаясь впихнуться в 1024 знака (ограничение на пост с картинкой, спасибо Дуров), поймал себя на мысли, о том, что надо бы почитать подробнее.
Выяснилось, что появится эта дорога в рамках переделки района Детройта, где Ford хочет сделать инновационный квартал. Куча технологий, открытых пространств и тому подобных хипстерских вещей. Как пишут сами форды “Этот проект должен подготовить Ford к следующему столетию инноваций и успеха”.
А это, на секундочку, в жутко депрессивном Детройте. Там, где мэр еще в 2010 году предлагал снести четверть города нафиг, чтобы, цитирую “сконцентрировать оставшееся городское население в определённых областях, дабы улучшить работу необходимых городских служб, которые в данное время испытывают значительные трудности (полиция, защита от пожаров, школы, уборка мусора и снега, освещение и прочее)”.
Впрочем, кто я такой, чтобы советовать Ford, как тратить их деньги. Давайте снова вернемся к дороге.
Итак, дорога и зарядка. Делать ее будет израильский стартап Electreon. Чтобы заряжаться нам нужна индукционная катушка, установка которой в машину стоит около 3,5 тысяч баксов. Уже не бюджетно, но на фоне стоимости той же теслы критическим не считается. Мы же сейчас поедем и как зарядимся, да? Оказывается, не совсем. Дело в том, что протяженность дороги составит всего милю (1,6 км.). Три раза “ха”! Учитывая скорость, скажем, в 60 километров в час, мы будем ехать по этому участку чуть больше минуты. Сколько заряда мы успеем получить за это время? Правильно, около 0.
Сами стартаперы говорят, что зарядка возможна и во время стоянки. Но возникает вопрос, не проще ли тогда установить просто электрозаправку? Заправки на этой дороге тоже есть, даже места под парковки присутствуют. Но говорилось же про зарядку в дороге, правда? И тут мы понимаем, что весь проект стоимостью 2 миллиона (а это, согласитесь, немного) - скорее презентация возможностей и способ зайти на рынок США. Красивая полноразмерная презентация, не более.
Но мы же выше читали о том, что проект так или иначе реализуется в куче других стран, включая родной Израиль. И действительно, в Тель-Авиве Electreon получил свой первый коммерческий контракт и они уже строят зарядку для 200 городских автобусов, которая будет работать во время стоянки (снова стоянки) на терминале. Тут контракт стоит 9,4 миллиона. Зарядка осуществляется по принципу «Зарядка как услуга» (CaaS) и договор рассчитан на 5 лет. Причем, я прекрасно понимаю Израиль: в еженедельный шаббат ты там фиг чего заправишь. На все работы арабов не напасешься, поэтому имеет смысл все что можно автоматизировать.
Любопытно тут вот еще что: о проекте стало известно через несколько месяцев после того, как в стартап устроился бывший президент Израиля Реувен «Руви» Ривлин. Как сказал политик: "После того, как я с удовольствием служил народу Израиля в течение последних семи лет, я решил продолжить уделять внимание одной из самых важных проблем в мире: сохранению нашей планеты”. Ну и начали с родного Тель-Авива.
В штатах, кстати, стартап действовал по похожей схеме: сначала устроил к себе бывшего спикера городского совета Нью-Йорка Кори Джонсона в качестве консультанта по рынку США. А потом стали делать дорогу.
Может быть у них в других странах ситуация лучше? Ну как лучше. В Германии они вошли в проект, целью которого является разработка экономичного и функционального решения для индуктивной зарядки электромобилей во время движения. Проект получил финансирование в размере 1,9 млн евро от федерального правительства Германии. Т.е. ребята просто входят в проект, где, вероятно, снова покажут красивую презентацию.
А в Италии ситуация действительно лучше: там они переделают два автомобиля Stellantis и автобус IVECO и пустят эти аж три авто по кольцевой дороге в милю (снова миля!) длиной. Тут хотя бы есть логика: кольцевая дорога может отлично имитировать поездку по трассе.
К сожалению, реальность выглядит совсем не так, как это следует из бравурных пресс-релизов и красивых статей. Тем не менее, это не мешает Electreon попасть в 100 лучших изобретений 2021 года по версии Time. Кроме того, компания, как это водится у электростартапов, является публичной и торгуется на бирже. Естественно, все эти новости неплохо влияют на котировки компании. Учитесь, стартапы.
Автор: Николай