DIY зарядка для Tesla. Как устроен J1772? Делаем свой wallconnector с куртизанками

в 14:22, , рубрики: diy или сделай сам, j1772, Автомобильные гаджеты, Разработка под Arduino, электромобили, Электроника для начинающих

Зарядное устройство переменного тока для электромобилей с протоколом J1772 по сути своей не зарядное устройство. Чтобы понять принцип работы я решил сделать свой Wallconnector с бюджетом до 10.000 руб. и разобраться как все работает. Опыты с электричеством опасны! Не повторяйте это дома, или повторяйте....решать Вам.

DIY зарядка для Tesla. Как устроен J1772? Делаем свой wallconnector с куртизанками - 1

Чтобы успокоить Вас после кликбейтной картинки, сам коннектор по сути не зарядное устройство, а лишь реле, для подачи питания на разъем после того как разъем подсоединен к машине и машина готова заряжаться.

Чарджер (зарядное устройство) находится в машине, именно чарджер выключает контактор внутри машины по окончанию процесса зарядки, BMS (Battery management system) система, которая контролирует ячейки батареи так же находится внутри машины.

DIY зарядка для Tesla. Как устроен J1772? Делаем свой wallconnector с куртизанками - 2

Существует целый зоопарк разъемов и типов зарядок для электромобилей. Основное отличие в постоянном и переменном токе. В случае AC зарядок Вы ограничены максимальной пропускной мощностью Вашего чарджера.

В случае DC, постоянный ток нужного напряжения направляется прямо в BMS, поэтому максимальная мощность может быть на порядок выше. Например CCS2 Combo и Supercharger V3 могут обеспечивать пропускаемую мощность при зарядке до 250кВт.

Я не устаю повторять, что я технарь, я программист, физмат в мою бухту. Возможно, моя юность прошла в растянутом шерстяном свитере, но сейчас я гордо смеюсь в лицо любому приколу об айтишниках. И ты айтишник, на тебя с обожанием смотрят женщины и с завистью мужчины. Хорошо, что ты уже за компьютером, будем в две клавиатуры хакать зарядку от Тесла.

Так, вот с батареями все не так просто. Литий штука капризная и непостоянная, особенно LiPo. По всем канонам может выдержать до 3C зарядку. Т.е. при емкости батареи в 75 кВт/ч максимальная мощность при зарядке 225 кВт. При 400В это 562,5А.

Если Вас такие цифры уже испугали, добро пожаловать в наш отряд! Да, батарея при такой зарядке бешено охлаждается, с КПД все не так просто, на деградацию никто не смотрит, важны маркетинговые цифры. Новая геометрия ячеек от Макса и новый катод должны творить чудеса. Но мне страшно сидеть в машине, которая заряжается четвертью мегавата.

Это не связано с текущим постом, но при передаче батареи для электромобиля на парковке в Москве я стал виновником взрыва 200 ячеек 18650, я знаю как горит литий на чужих крышах и капотах машин, а у меня в глазах счетчик потерь за сегодня.

В общем, зарядку для переменного тока(ее принято так называть) все-таки я сделал, хотя перед этим смотрел открытые проекты вроде OpenEVSE.

DIY зарядка для Tesla. Как устроен J1772? Делаем свой wallconnector с куртизанками - 3

Изучил устройство Wall connector, mobile connector, мобильных зарядок сторонних производителей.

SAE J1772

Сам стандарт был принят в 2001 году, он же потом переродился в виде Combined Charging System (CCS). Ниже принципиальная схема.

Proximity pin это по сути кнопка в пистолете, который Вы вставляете в машину, Вы нажимаете кнопку, машина понимает и показывает зарядному устройству по pilot pin, что пора тоже отключить контактор, отключает контактор в зарядном устройстве к чарджеру.

Цель этого блока обеспечивать гарантированное отключение питания в случае непредвиденных обстоятельств. Зарядный пистолет должен быть обесточен, когда не находится в зарядном порту автомобиля и автомобиль не требует зарядки.

Вся магия в процессе общения Tesla с wall connector или mobile connector кроется в понимании работы pilot pin, и это очень просто.

DIY зарядка для Tesla. Как устроен J1772? Делаем свой wallconnector с куртизанками - 4

В начальном состоянии ваше з.у. подключает к pilot pin 12V с ШИМ сигналом, по которому машина понимает какой ток максимальный для данной зарядной сети.

DIY зарядка для Tesla. Как устроен J1772? Делаем свой wallconnector с куртизанками - 5

Так как я работаю в https://teesla.ru/, то и з.у. разрабатывал под Тесла. Например Tesla model 3, Y, X, S за редким исключением авто с двумя чарджерами могут принимать при зарядке переменных током до 48А с одной фазы для американских авто и до 16А по каждой их трех фаз для европейских авто.

В моем случае это Tesla model Y чистокровный американец, ток до 48А, поэтому все компоненты я брал на честные китайские 63А, а ШИМ сигнал необходимо обеспечить в размере 80% с частотой в 1кГц.

DIY зарядка для Tesla. Как устроен J1772? Делаем свой wallconnector с куртизанками - 6

Далее мы вставляем разъем с питанием в авто. Сопротивления на схеме j1772 выше условны, для понимания принципа работы. R3 в автомобиле на 2.7 кОм работает как делитель напряжения и у нас на pilot pin остается 9V, все дружно понимают, что машина подключилась к зарядке. Детектор в з.у. и в авто видят работу в штатном режиме.

Машина включает контактор к чарджеру и дополнительной сопротивление 1.3кОм для подтяжки pilot pin к земле. Забыл сказать, что земля для AC и GND для pilot и proximity объединены, еще и поэтому важно иметь хорошую землю на з.у., если Вы гордились тем, что Ваше китайское з.у. терпимо к плохой земле, передайте китайцам большой рахмед.

После включения в авто второго сопротивления, общее сопротивление между pilot pin и GND падает и напряжение на pilot становится 6V, можете посчитать. Детектор в чарджере от всего этого начинает понмиать, что пора и включает свой контактор.

Вот и вся суть зарядки. Обеспечить питание для pilot pin, детектор и контактор. Я взял за основу проект Jacob Dykstra.

DIY зарядка для Tesla. Как устроен J1772? Делаем свой wallconnector с куртизанками - 7

Набросал схему в онлайн редакторе, по возможности проверил и заказал производство.

Микроконтроллер Wemos D1 на основе esp8266 c wifi и bluetoth для блюкджека и куртизанок.

Опторазвязка 4N35 играет роль драйвера, именно через нее мы питаем pilot pin 12V и обеспечиваем ШИМ сигнал.

Компаратор напряжения LM393 играет роль детектора. Настроив переменными резисторами переходные напряжения для сравнения мы получаем подтянутые ноги D8, D7 в переходных значениях 12V, 9V, 6V. Таким образом микроконтроллер понимает подключена ли машина и готова ли машина к зарядке.

Микроконтроллер включает реле, которое включает контактор в силовой части, через реле на плате проходят милиамперы.

DIY зарядка для Tesla. Как устроен J1772? Делаем свой wallconnector с куртизанками - 8

2 недели и из солнечного Шеньженя посылка уже у меня. Никак не могу поверить, что это стоит 2$.

DIY зарядка для Tesla. Как устроен J1772? Делаем свой wallconnector с куртизанками - 9

Силовая часть собрана в щитке на рейке. Все компоненты чистокровные китайские. Слева направо.

В качестве защиты я выбрал УЗО на 63А с проверкой целостности земли.

Решил включить в состав счетчик, чтобы проверять данные, которые указывает машина о заряде и реальное потребление, так узнаю КПД заряда.

Блок питания AC-DC на 12V.

Контактор для отключения фазы и нуля сразу с максимальным током в 63А.

DIY зарядка для Tesla. Как устроен J1772? Делаем свой wallconnector с куртизанками - 10

С монтажом на стене.

DIY зарядка для Tesla. Как устроен J1772? Делаем свой wallconnector с куртизанками - 11

Код Jacob'a

const int PilotPin = 3;
const int ChargeRequestPin = 4;
const int VehicleDetectPin = 5;
const int PowerRelay = 12;
bool VehicleDetected = false;
bool ChargeRequested = false;



const int led1 = 7;
const int led2 = 8;
const int led3 = 9;

void setup() {
  // put your setup code here, to run once:
  pinMode(PilotPin, OUTPUT);
  pinMode(11, OUTPUT);
  TCCR2A = _BV(COM2A1) | _BV(COM2B1) | _BV(WGM21) | _BV(WGM20);
  TCCR2B = _BV(CS22);
  OCR2A = 180;
  OCR2B = 50;
  pinMode(ChargeRequestPin, INPUT_PULLUP);
  pinMode(VehicleDetectPin, INPUT_PULLUP);
  pinMode(PowerRelay, OUTPUT);
  pinMode(led1, OUTPUT);
  pinMode(led2, OUTPUT);
  pinMode(led3, OUTPUT);

  digitalWrite(PowerRelay, LOW);
  analogWrite(PilotPin, 255);
  digitalWrite(led1, HIGH);

}

void loop() {
  // put your main code here, to run repeatedly:
  
  CheckStatus();

  if(VehicleDetected == true){
    digitalWrite(led2, HIGH);
    analogWrite(PilotPin, 64);
  }

  else{
    digitalWrite(led2, LOW);
    analogWrite(PilotPin, 255);
  }

   if(VehicleDetected == true && ChargeRequested == true){
    delay(1000);
    CheckStatus();
   if(VehicleDetected == true && ChargeRequested == true){
    digitalWrite(led3, HIGH);
    digitalWrite(PowerRelay, HIGH);
   }
   else{
    digitalWrite(led3, LOW);
    digitalWrite(PowerRelay, LOW);
   }
    
   }
   else{
    digitalWrite(led3, LOW);
    digitalWrite(PowerRelay, LOW);
   }
   }
void CheckStatus(){
   VehicleDetected = !(digitalRead(VehicleDetectPin));

    if(pulseIn(ChargeRequestPin, HIGH, 5000) > 0){
    ChargeRequested = false;
  }else{
      ChargeRequested = true;
  }


}

О плюшках и куртизанках

В проект заложена возможность применения адресной LED для индикации состояния. Использование RFID для применения ключей и личных кабинетов. Так же личный кабинет может быть через аутентификацию на сервере. Измерение силы тока позволит считать электроэнергию для распределения по лицевым счетам. Но это уже другая история.

DIY зарядка для Tesla. Как устроен J1772? Делаем свой wallconnector с куртизанками - 12

Вывод

Я добился цели разобраться как работает J1772. Зарядное устройство работает. Есть планы как развивать этот проект. В самом начале я планировал уместиться в 10.000 руб., этого не получилось, потому что сам кабель стоит дороже.

Автор: Вячеслав Голицын

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js