Еще в начале 2012 года было зарегистрировано только около 100 электромобилей в Эстонии и были только единичные, в основном частные, электрозаправочные станции. Но уже в декабре 2013 года в стране было зарегистрировано 757 электромобилей и существовала разветвленная национальная сеть «быстрых» электрозаправочных станций. Так в чем же такой успех развития электротранспорта в Эстонии?
1. Продажа квот на выбросы CO2
В декабре 1997 года в городе Киото (Япония) в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата был подписан международный документ, который предусматривает торговлю эмиссионными квотами, как один из механизмов нормализации климатической обстановки на планете. В первую очередь данный документ обязал страны с развитыми и переходными экономиками стабилизировать или сократить выбросы парниковых газов в период 2008-2012 годов по сравнению с 1990 годом.
Документ также дал право странам, у которых выбросы выше заданного уровня, компенсировать данное превышение оплатой тем странам, у которых, наоборот, выбросы стали меньше, чем было определено Киотским протоколом.
Предусмотрено, что доходы, полученные от продажи данных квот на выбросы CO2 должны быть использованы только на экологические проекты, которые бы помогли данные выбросы снизить.
Эстония получила «лишние» квоты на выброс углекислого газа в атмосферу за счет «наследства», которое досталось стране еще со времен СССР по показателями уровня 1990 года, когда на территории Эстонии функционировало большое количество промышленных предприятий. За последние 20 лет количество таких предприятий снизилось не менее чем на 67%, а полученные таким образом «лишние» объемы выбросов CO2 страна продает на специальной торговой площадке. Первым покупателем эстонских квот уже в апреле 2010 года выступила Австрия, которая приобрела право на «дополнительные» 1,4 миллионов тонн выбросов. Сумма данной сделки не разглашалась, однако известно, что Австрия подписала указанный договор при условии соучастия в проекте реконструкции систем теплотрасс в Эстонии общей протяженностью около 40 км. Австрия приняла участие в реконструкции, в том числе с применением своих технологий и оборудования.
Наиболее значимыми покупателями эстонских квот по выбросу вредных веществ в разные годы выступали такие страны как Испания и Люксембург. Эстония на протяжении 2010-2014 годов была активным продавцом на специальном рынке квот и продала их на сумму более 10 миллионов евро.
Отметим, что в последние годы количество квот на выбросы углекислого газа были значительно снижены, в том числе и для Эстонии, и на период 2015-2020 года составляют только 6,3 – 6,47 миллионов тонн выбросов в год. Также ежегодно происходит планомерное снижение цены на покупку квот при их продаже на специальном рынке. Таким образом, получить определенную выгоду от продажи квот для Эстонии становится все сложнее. Однако правительство Эстонии планирует и дальше около половины имеющихся квот продавать на указанном рынке.
2. Покупка эстонских квот японской компанией
Одна из самых значимых сделок по продаже эстонских квот на выбросы углекислого газа состоялась 3 марта 2011 года. Тогда Эстонское правительство подписало договор с японской корпорацией Mitsubishi по обмену 10 миллионов тонн выбросов углекислого газа на 507 электромобилей i–MiEV. Также договором было предусмотрено финансирование японской корпорацией строительство 250 «быстрых» зарядных станций для электромобилей в больших городах и на основных автомагистралях в Эстонии до 2013 года, а также субсидии для первых 500 частных покупателей электромобилей в стране. Для реализации данных соглашений была развернута специальная программа ELMO (elmo.ee) – сокращенно от «electric mobility» («электрический транспорт»). Данную программу осуществляют Министерство экономики и коммуникаций и Министерство социальных дел Эстонии, а также целевое учреждение KredEx.
Первые 50 электромобилей Mitsubishi были поставлены в Эстонию уже в октябре 2011 года и были распределены между работниками муниципальных социальных служб. Правительство запланировало все 507 электромобилей предоставить для таких социальных служб. Однако востребованы были только 336 из 507 электромобилей. Все машины не нашли хозяев в первую очередь из-за заявлений авторитетных органов об ухудшающихся условиях эксплуатации зимой, больших затрат на техническое обслуживание и низкую надежность i–MiEV при движении по труднопроходимым сельским дорогам. Правительством были предприняты новые усилия по распределению оставшихся электромобилей после строительства сети электрозаправок. Однако даже в такой ситуации удалось распределить только 96 электромобилей. Оставшиеся 75 электромобилей распределялись между другими государственными органами в Эстонии, в том числе 19 Mitsubishi i–MiEV получила эстонская полиция.
3. Строительство сети электрозаправок
В конкурсе на строительство и монтаж электрозаправочных станций, финансируемых полностью за счет средств Эстонского правительства, полученных в результате продажи квот компании Mitsubishi, выиграла шведская компания ABB. Уже в конце 2012 года начала функционировать полноценная национальная система сети электрозаправок на всех автомагистралях и дорогах с интенсивным движением, а также во всех эстонских городах с населением свыше 5 тысяч человек.
Не секрет, что пробег на одной «заправке» у большинства современных электромобилей составляет 80–160 км, а время зарядки машин с аккумулятором емкостью 16 кВт∙ч (Mitsubishi i–MiEV) с 0% до 80% даже на «быстрых» электрозаправках составляет около 20–40 минут. С учетом данных факторов электрозаправки расположили на дорогах Эстонии через каждые 40-60 км, а также в городах в местах массового скопления людей, где можно оставить машину на «подзарядку» и отправится заниматься «своими» делами в кинотеатр, магазины, почту, кафе, банк и т.д. Дополнительно были смонтированы 500 традиционных «медленных» электрозаправок в местных муниципалитетах, время заряда на таких электрозаправках составляет 4-10 часов.
163 «быстрых» электрозаправок, смонтированных компанией ABB, имеют два стандартных разъема для зарядки электромобилей: 50 кВт порт CHAdeMO постоянного тока и 22 кВт трехфазный порт переменного тока Mennekes Type 2 с фазным напряжением 220 В. Около 100 таких электрозаправок расположены в городах, а 65 – вдоль автострад. В крупный городах количество «зарядок» следующее: в Таллинне – 27, в Тарту – 10, в Пярну – 5, в Нарве – 2.
Эстония по количеству «быстрых» элекрозаправок в Европе уступает только Португалии, Испании и Великобритании, но в тоже время опережает такие страны как Германия, Норвегия и Нидерланды.
Существуют различные программы по оплате «заправок» для электромобилей на государственных электрозаправках. Стоимость однократной зарядки в различных пакетах услуг варьируется от 1,5 евро до 4,5 евро (в зависимости от количества в течение недели и продолжительности зарядок). Также предусмотрены варианты многократной зарядки в течение месяца (месячный абонемент) за 10 евро (зарядка 1-2 раза в неделю) и 30 евро (более 2 раз в неделю и с ежемесячным лимитом в 150 кВт∙ч, при превышении которого каждая последующая зарядка будет стоить 1,2 евро). Примечание: средняя стоимость 1 кВт∙ч электроэнергии для потребителей в Эстонии составляет около 12,5 евроцентов (~14 центов $) и включает в себя цену общей услуги, цену сетевой услуги, оплату возобновляемой энергии и акциз на электричество.
4. Покупка электромобиля в Эстонии
Для субсидирования физических лиц при покупке электромобилей была выбрана компания KredEx. Для данной цели выделялась сумма до 50% от стоимости электромобиля, но не более 18000 евро. И если в 2013 году рассматривалось и одобрялось около 15 заявок в месяц на субсидирование покупки электромобиля, то в 2014 году число таких заявок увеличилось до 40–50 в месяц. Всего с 2011 по 2014 год государством через компанию KredEx была просубсидирована покупка физическими и юридическими лицами около 600 электромобилей на сумму более 10 миллионов евро.
Помимо денежной дотации на покупку электромобиля компания KredEx выдавала специальные сертификаты на «покупку» 5 МВт∙ч «зеленой» энергии. В среднем с помощью заправок по такому сертификату можно проехать 30-35 тысяч километров. Также компания KredEx выдает кредиты населению в размере до 1000 евро для строительства собственных частных электрозаправок.
Основные марки электромобилей в Эстонии: Mitsubishi i–MiEV (около 540), Nissan Leaf (около 380), Volkswagen e-Up (43), Mia Electrics (36) и Tesla Model S (33, хотя еще в середине 2013 года в стране было зарегистрировано только 5 таких автомобилей).
По данным на февраль 2015 года в Эстонии зарегистрировано 1188 электромобилей. Если вычесть из этого количества 507 i–MiEV и 600 «субсидированных» электромобилей, то получится, что на общих «правах» в Эстонии приобрели не более 100 электромобилей. Таким образом, без специальных «дотаций» и помощи государства развитие электротранспорта невозможно даже в экономически развитых странах. Особенно остро это ощутил эстонский рынок электромобилей во второй половине 2014 года и в первой декаде 2015 года, когда была прекращена выдача государственных субсидий, и, как результат, было зарегистрировано только несколько электромобилей за указанный период. Поэтому, даже не смотря на развитую сеть электрозаправочных станций в Эстонии, население не спешит покупать электромобили. Одним из основных факторов, отпугивающих их от данной идеи, является сравнительно высокая цена электромобилей (по меньшей мере, 30000 евро) по сравнению с традиционными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания.
По словам Арно Силлата, исполнительного директора Союза предприятий по продаже и обслуживанию автомобилей Эстонии: «Без материальной поддержки эти автомобили не продают ни в одной стране мира. Например, возьмем богатую Норвегию. Там высокие объемы продаж электромобилей, но это из-за того, что власти освободили владельцев от автомобильных налогов. За счет этого там популярны «Tesla», потому что покупка такой э-машины полностью себя окупает там».
В тоже время руководитель отдела по развитию транспорта Министерства экономики и коммуникаций Тоомас Хайдак отмечает: «Мы обсуждали эту ситуацию и не исключено, что выплата дотаций, правда, в меньшем объеме продолжится. Но это будет не в этом году. Это будет решаться в рамках госбюджета на следующий год» [2016, примечание proenergo].
Таким образом, другие страны, в том числе Российская Федерация, должны учесть опыт Эстонии и эстонского правительства по развитию электротранспорта, и попытаться реализовать свою модель его развития, уже учитывая данный опыт.
Автор: proenergo