В этом сентябре в США, Канаде и Новой Зеландии организация Drive Electric организовала события, нацеленные на популяризацию электромобилей.
В моём городе событие носило имя Drive Electric Victoria и проходило на территории University of Victoria и рядом с ним.
Но всё это я узнал потом. На самом деле, на «фестиваль» я попал случайно — просто проезжали с друзьями мимо университета и я заметил указатели вдоль дороги, на которых был изображён зелёный автомобиль и зелёная розетка. Сложив два плюс два я сказал друзьям, что догоню их позже и отправился вслед за флажками.
Мероприятие представляло из себя пару палаток, где можно было зарегистрироваться на тест-драйв и перекусить. Кроме этого на университетской парковке номер 10 стояло несколько десятков электромобилей, их владельцы и желающие прокатится. Конечно, всё это было бесплатно.
Я уже ездил на некоторых из EV и даже писал статью про одну из таких поездок на Tesla Model X. В этот раз я выбрал для теста Volkswagen e-Golf, Nissan Leaf нового поколения и Tesla Model 3.
Я коротко расскажу о том, что пишет об автомобиле производитель (данные по США), о том, что говорит о нём владелец и о своих личных ощущениях и субъективных оценках.
Volkswagen e-Golf
Данные производителя
Цена от $30,495
Запас хода 201 км
Рассказ владельца
Владелец — пожилой мужчина.
Это второй автомобиль в семье — для поездок по городу. В обслуживании не нуждается и не ломается — автомобиль надёжный, так как по сути это просто улучшеный Golf, а эта модель прошла очень длительную проверку временем и постоянно совершенствовалась. Кроме него в семье ещё есть SUV гибрид (я не запомнил модель) с очень маленьким расходом топлива. Рекуперация сильно увеличивает пробег, но жена предпочитает её отключать. Педалью тормоза можно не пользоваться. Пробег сопоставим с Hyundai Ioniq.
Мои комментарии
Внешне выглядит как обычный автомобиль — не привлекает внимания, но и не отталкивает. Салон — просто отличный. Хорошие материалы, удобные сиденья, логичные и понятные элементы управления. Одним словом — консервативный немец.
С «включением» возникли какие-то проблемы. Т.е. нужно было нажать кнопку Start, при этом автомобиль «просыпался», но, почему-то не всегда ехал. Нужно было нажать что-то ещё (педаль тормоза?). Я всё делал, вроде бы так же, как говорил владелец, но автомобиль поехал только с третьей попытки — что-то не так или с логикой e-Golf или с моей.
Едет в целом очень хорошо. Неплохо держит дорогу и не пробуксовывает на резком ускорении, несмотря на мокрый асфальт. Есть некоторый запас по мощности. Шума мотора не слышно и вообще, можно сказать, что шумоизоляция хорошая. Плавный ход. Ощущения очень похожи на Hyundai Ioniq (когда-то я делал его тест-драйв и даже собирался купить).
Очень удобно меняются режимы рекуперации — рычагом переключения «скоростей». В положении «D» можно качать его влево или вправо и выбирать таким образом один из трёх режимов, либо просто потянуть его ещё дальше назад, что автоматически включит самый сильный режим — это работает как своеобразный тормоз.
Кроме этого, кнопкой можно выбрать один из трёх режимов езды — от самого энергосберегающего, до «спортивного».
Итого. Небольшой, недорогой, симпатичный, комфортабельный автомобиль с очень скромным пробегом между зарядками.
Nissal Leaf
Цена от $29,990
Запас хода 243 км
Рассказ владельца
Владелец мужчина средних лет.
Хотели купить Kia Kona Electric или Tesla Model 3 со стандартной батареей, но не дождались и решили купить этот Nissan. Очень удобный режим «одной педали» — педалью тормоза можно не пользоваться даже на большом уклоне (автомобиль не катится под горку после остановки). Жене режим рекуперации сначала не понравился, но потом привыкла. Это дорогая комплектация, у которой даже есть помощник вождению (активный круиз контроль и удержание в полосе). Есть не только камера заднего вида, но и круговой обзор. Нет необходимости заряжать его только до 80-90% и не разряжать меньше 10-20% (как это делают владельца Tesla), так как этот «буфер» уже заложен производителем (т.е. его на самом деле нельзя зарядить на 100% или разрядить ниже какого-то минимума). Из недостатков — отсутствие зарядки USB (или хотя бы прикуривателя) для заднего ряда сидений и очень плохое (глючное) приложение для телефона.
Мои комментарии
Если предыдущее поколение Nissan Leaf нелепое, но при этом оригинальное, то тут дизайн кузова просто нелепый. Что может быть хуже? Хуже может быть его салон. Он кошмарен. Очень плохие материалы. Везде только жёсткий и самый дешёвый пластик. На моих фотографиях этого не видно, и даже, возможно, кажется, что он такой же как у e-Golf или даже лучше (если посмотреть на руль). Но это ошибка. Он значительно хуже не только, чем e-Golf, но и, пожалуй, хуже любого другого автомобиля на которых я ездил за рулём последние лет 15.
Элементы управления раскиданы по салону как попало — обратите внимание на кнопку подогрева задних сидений, расположенную сбоку пассажирского! «Шайба» — рычаг переключения режимов бессмысленный, излишне сложный, конечно, очень дешёвый и неудобный. Режим парковки, зачем-то включается кнопкой сверху на этой «шайбе», а режим Drive движением налево и вниз. Панель приборов такая, что на неё не хочется смотреть.
Едет неплохо. Относительно плавный ход. Также как и e-Golf не пробуксовывает на старте. Разгоняется вяло. Мотора не слышно, но шумоизоляция плохая. Плюс, я уверен, что через некоторое время салон начнёт скрипеть и «кряхтеть».
Итого. Небольшой, недорогой, автомобиль с небольшим пробегом и очень плохим салоном, в который не хочется возвращаться. У меня есть подозрение, что его сделали намеренно таким плохим, чтобы не покупали и не пришлось удовлетворять повышенный спрос. Не вижу других причин почему он настолько плох и снаружи и внутри.
Tesla Model 3
Цена от $49,000
Запас хода 500 км
Рассказ владельца
Владелец — девушка.
Влюбилась в Tesla с первого взгляда и долго упрашивала мужа купить. Они совсем не богаты, но очень хотелось. «Воевала с мужем больше часа» убеждая его. Просто обожает этот автомобиль. Приезжает на эти ежегодные мероприятия, чтобы показать его всем и ещё раз пережить это чувство, когда человек видит Model 3 впервые. Педалью тормоза почти не пользуется. Заряжает примерно, раз в неделю. Их счёт за электричество увеличился на $15 в месяц, а раньше они тратили на заправку пару сотен. Автомобили меняют редко — на прошлом проездили 10 лет, на этом хотят проездить даже больше, если получится. Не ломается. Обслуживать не нужно. Я спросил про то, как работает ключ (Model 3 сама открывается, когда приближаешься к автомобилю, с включенным Bluetooth на телефоне). У неё iPhone, приложение Tesla она никогда не выключает и проблем нет, а у мужа Android и бывают проблемы (выключает приложение). Автоматическим «датчиком дождя» (на самом деле там камера используется) она не пользуется — ей не нравится как он работает. Зато автопилотом пользуется активно (они его не покупали, и сейчас он работает в режиме ознакомления). Просила не пользоваться механическими кнопками при открывании дверей, так как есть электрические.
Мои комментарии
Внешне прекрасен. Вообще, я уже писал про него. Внутри — ещё лучше. Отличные, премиальные материалы везде — очень дорогой и качественный мягкий пластик (единственное место, где жёсткий — рулевая колонка), кожа (точнее кож.зам — на самом деле сейчас многие используют не настоящую кожу — жалеют зверей), шпон. Сиденья не понравились — нет вентиляции и опять потела спина (как в Model X). Стеклянная крыша. Двери открываются по кнопке — это очень удобно, но всем незнакомым нужно объяснять как правильно это делать.
Едет отлично. С одной стороны очень «цепкая» на дороге, с другой стороны идёт мягко (я ожидал, что будет гораздо жёстче). Молниеносно быстрая — даже при движении около 40 км в час после нажатия на педаль «газа» мгновенно ускоряется и сильно вжимает в кресло. Хорошая шумоизоляция (примерно, как у e-Golf). Очень сильная рекуперация. Настраивается через меню и имеет всего пару положений, что не удобно — было бы не плохо иметь возможность настраивать её отдельной кнопкой. Со стороны передней подвески при езде по неровностям был слышен почти незаметный стук. Не совсем понятно — это родной звук или неисправность.
Итого. Очень красивый, премиальный, экстремально быстрый автомобиль с очень большим запасом хода.
Итого
Субъективно я бы сказал, что e-Golf — отличный, городской автомобиль. Leaf настолько плох, насколько хороша Model 3.
Tesla — вне конкуренции и вообще из какой-то другой, недостижимой в данный момент ни немцами ни японцами лиги. Когда едешь на Model 3 такой впечатление, что ты как-то переместился на пару десятилетий вперёд и сейчас находишься там, где все остальные автопроизводители будут не скоро.
Автор: Roman Naumov