Tesla Model S в самой мощной версии P100D (762 л.с.) во внутреннем дворике Дворца Независимости, Минск. Фото: БелТА
Беларусь скоро заканчивает строительство АЭС на границе с Евросоюзом, но Польша и Литва уже отказались покупать с неё электричество. В связи с этим власти страны судорожно пытаются найти, куда поставлять энергию в больших количествах внутри страны. Есть идеи перевести жилой фонд на электрическое отопление, а теперь президент Беларуси распорядился создать транспортную инфраструктуру для зарядки электромобилей и разработать несколько моделей электрокаров для села и города, чтобы люди «могли на дачу съездить».
В свой стандартный день рождения 30 августа 2017 года Александр Лукашенко (стандартный, потому что Лукашенко несколько раз переносил его с 30-го на 31 августа и обратно) протестировал электромобиль Tesla Model S. Машина понравилась белорусскому правителю: «Американцы создали суперавтомобиль. Молодцы! — оценил он. — Скорость набирает, что все наши немецкие тестируемые автомобили на двигателях внутреннего сгорания остались мгновенно позади и догнать не смогли. Стартует он, как космический корабль, и ещё мощнее. За две с половиной секунды — 100 км. Но меня интересовало, как он держит дорогу, — идеально».
Чёрную Model S в сопровождении автомобилей «Стрелы» и чёрных джипов охраны видели накануне на минской кольцевой автодороге.
Лукашенко распорядился использовать Tesla для образца и сконструировать белорусский электромобиль более высокого качества, чем электромобиль на базе седана Geely SC7 белорусской сборки. Он дал конкретные распоряжение о компоновке узлов в автомобиле: «Батарея — один из основных элементов. Не надо её всовывать в багажник. Как вы увидели, её положили на дно в Tesla, и она, как я понял, даже удерживает на высокой скорости автомобиль, балансирует движение. Поэтому и нам этим путём надо пойти. Главное — создать хороший двигатель. Основа у вас есть. Поэтому цель сегодняшнего разговора — я вам показал автомобиль. Изучите, посмотрите. Это лучшее, что есть. Это будущее, мы не можем отстать. Мы не можем при наших компетенциях, при такой науке плестись в хвосте. Никто послезавтра, в ближайшем будущем не будет покупать массово так, как это было раньше, автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Сравните этот автомобиль с тем, который мы создали, и стремитесь к этому».
Президент объяснил подчинённым, какие именно модификации автомобиля нужно разрабатывать и зачем: «Вы можете это уже делать, это надо быстрее запускать. Для села — один вариант, для города — другой. Мы подумаем, как вас поддержать потом в производстве, чтобы это было доступно для людей. Надо переходить на электричество. Мы уже опаздываем. Подключайте всех и начинайте работать, что не получается — докладывайте».
Лукашенко признался, что тестирование автомобилей — его давняя страсть, а раньше он уже сидел за рулём электромобилей Mitsubishi iMiEV («похуже, может быть») и BMW i3 («хороший, очень юркий, быстрый, поменьше размеров»). Tesla — третий электромобиль, который ему привезли на тест-драйв. По слухам, это сделал некий автовладелец из Витебска.
Во время посещения Минского государственного автомеханического колледжа Лукашенко развил идею разработки белорусской машины на электричестве: «Для меня главное, чтобы она была надежной, безопасной и долговечной, чтобы не надо было её каждый год ремонтировать. Вы меня убедили в том, что мы должны сделать хороший электромобиль. Для людей, чтобы они могли по городу проехать, на дачу съездить».
Лукашенко подробно обсудил с инженерами принцип работы электрокаров, их технические характеристики, возможности и преимущества, после чего поручил привлечь лучших специалистов к разработке белорусской модели.
Первый белорусский электромобиль Geely SC7 Electro был собран на базе стандартного седана Geely SC7. Из него извлекли ДВС, коробку передач и бензобак, вместо этого вставили электродвигатель, а в багажник поместили массивный аккумулятор (именно это упоминал Лукашенко, когда описывал преимущества размещения аккумуляторов в Tesla).
Geely SC7 Electro белорусской сборки. Фото: Геннадий Можейко
Презентация Geely SC7 Electro состоялась 22 августа 2017 года. Если не считать четырёх концептов «Ё-мобиля» Михаила Прохорова, которые собирали в Минске, то это действительно первый белорусский электромобиль.
Электромобиль ё-Crossback EV, собранный в Шабанах, по слухам, отправили Владимиру Путину
По данным специализированного портала rusautomobile.ru, на сборку нескольких концептов «Ё-мобиля» белорусским разработчикам Михаил Прохоров выделил миллион евро. Один из них олигарх забрал себе, остальные отправил видным российским политикам.
Как известно, запустить в производство «Ё-мобиль» не вышло. Может быть, получится с копией Tesla Model S? В любом случае, Лукашенко распорядился, чтобы белорусский вариант был лучше зарубежного. Это касается не только легковых автомобилей, но и другой техники: «Нам надо, чтобы она не просто не уступала, а превосходила технику наших конкурентов. Суперкомбайн! А также супергрузовик, трактор, электромобиль, притом самые современные», — заявил президент.
Кто знает, может, в будущем сам Илон Маск приедет в Минск, чтобы поучиться у местных инженеров и перенять опыт.
Автор: Анатолий Ализар