Александр Борискин, разработчик DataArt из Воронежа, в начале мая совершил первое в своей жизни восхождение, с ходу покорив самую высокую точку Европы. Специально для коллег Александр подробно рассказал о путешествии к вершине Эльбруса и поделился рекомендациями с теми, кто соберется повторить его достижение.
Александр Борискин, Senior Developer, DataArt, Воронеж
Февраль 2017. Главный вопрос — как провести майские праздники. Идеи были разные, но вариант остаться в городе отбросил сразу.
Я — совсем не альпинист, но восхождение на Эльбрус меня интересовало давно. Это делают многие, есть коммерческие туры, где для покорения самой высокой точки Европы достаточно общей физической подготовки.
У Эльбруса две вершины: восточная (5621 метр) и западная (5642 метра), и несколько маршрутов. Классический — с юга: там есть ратраки, подъемники и много альплагерей. Самый известный — приют LeapRus на высоте 3912 со шведским столом, вайфаем и прочими радостями.
Я, конечно, люблю комфорт, но суть подобных туров вижу как раз в отрыве от цивилизации и интернета — восхождение предполагает некоторый аскетизм. Забегая вперед, скажу, что, поднявшись на высоту 3800 метров, я был готов все отдать, лишь бы оказаться в подобном приюте. Но обо всем по порядку: мы выбрали маршрут с севера, где нет ни ратраков, ни канатных дорог, ни других атрибутов комфортного отдыха.
Наш поход должен был продлиться девять дней:
День 1. Высота 2500. Установка палаток, размещение.
День 2. Акклиматизация на вершине горы Сурх, 3100. Возврат в базовый лагерь.
День 3. Акклиматизация на каменных грибах, 3300. Возврат в базовый лагерь.
День 4. Заброска в штурмовой лагерь «Теплый стан», 3800.
День 5. Акклиматизация на скалах Ленца, 4600.
День 6. Отдых.
День 7. Штурм восточной вершины, 5621.
День 8. Запасной день штурма на случай непогоды.
День 9. Спуск вниз. Отъезд в Пятигорск.
Этот график можно условно разбить на три части: подготовка к штурму, штурм и спуск обратно. Самый серьезный этап — первый, так называемая акклиматизация. Шесть дней вы набираете высоту, поднимаясь выше и возвращаясь в базовый лагерь. Подъем на каждые 100 метров означает меньшее содержание кислорода в воздухе и сопровождается усиленной одышкой. При неудачной акклиматизации можно получить симптомы горной болезни — вплоть до потери координации и рассудка. Если при этом не начать спуск, можно довести себя до отека легких или
В первый день вас доставляют на машине из Пятигорска на высоту 2400 метров, откуда вы поднимаетесь на 2500 для установки палаток. В нашем случае дорога была еще завалена снегом, приехали мы только к вечеру, да еще и в дождь, поэтому ночевать пришлось прямо на месте. Зато недалеко находится красивейший водопад «Султан». Утреннее фото:
Проснувшись и собрав рюкзаки (мой весил 32 кг), мы выдвинулись на высоту 2500. Никогда прежде я такие тяжелые рюкзаки не носил и весь путь думал: «Как дальше идти, если я на этих 100 метрах уже дышу, как загнанная лошадь?!» Пришли, поставили палатки, оставили вещи и выдвинулись на акклиматизационный выход — гору Сурх, 3100 метров.
На следующий день был запланирован выход к каменным грибам — на высоту 3300 метров. Учитывая тяжесть рюкзаков, решили затащить часть вещей в штурмовой лагерь (3800 м) заранее. Я отобрал все ненужные вещи и получил рюкзак весом килограммов 25.
Подъем с 2500 на 3800 давался тяжело: каждые 10 метров приходилось останавливаться отдышаться, поэтому поднимались около семи часов. На пути были и подъемы до 35 градусов, и удобные участки, но, что обидно, попадались спуски, где высоту приходилось бездарно сбрасывать.
Началась снежная зона, мы надели очки высшей степени защиты и панамки, намазались кремом — без него через 20 минут губы станут, как у Анджелины Джоли. Дойдя до лагеря, сбросили вещи и двинулись назад. Если бы не этот спуск, я бы чувствовал себя вполне неплохо. Но 4-часовой маршрут окончательно выбил меня из колеи. Из палатки вылезти в тот вечера уже не смог: жар, озноб, кашель… Я стал опасаться, что недостаток акклиматизации может перерасти во что-то серьезное. Решил, что просыпаюсь, подписываю необходимые документы и уезжаю в Пятигорск — целее буду.
Но человеческий организм — удивительная штука, и наутро стало легче. Однако желания ехать в Пятигорск это мне не отбило, хотя почти все мои вещи, включая телефон, уже были заброшены на высоту 3800 метров, у меня были только паспорт и деньги. Инструктор пообещал, что, если станет хуже, лично спустит меня вниз с вещами. Это придало мне уверенности, и мы вместе выдвинусь в лагерь 3800, попутно пройдя каменные грибы на 3300.
Теперь было значительно легче:
- Легче стали рюкзаки.
- Cпуска обратно не было, только подъем.
- Организм уже привык к этой высоте.
- Я снял нагрудный GoPro и расстегнул грудную стяжку рюкзака, чтобы дышать глубже — это очень важный момент, совсем неочевидный для тех, кто впервые в горах.
Ближе к лагерю начался мокрый снегопад, и мы промокли насквозь… Вот тут-то я и вспомнил про комфортные альплагеря! К слову, нам самим в этом плане повезло. Наш лагерь назывался «Теплый стан» — в центральном доме там была печка, можно было согреться и просушить вещи. Некоторые люди на такой высоте размещаются в палатках. Как они сушат вещи, да и вообще могут там находиться при ураганном ветре, для меня загадка. Видимо, это исключительные любители романтики!
На следующий день планировался акклиматизационный выход на скалы Ленца, 4600 метров. Названы они в честь великого русского физика Эмилия Ленца — того самого, имя которого фигурирует в законе Джоуля-Ленца о тепловом действии электрического тока. В 1829 году он участвовал в первой экспедиции на Эльбрус под руководством генерала Эммануэля.
А у нас в этот день началась сильная метель — видимость едва ли 10 метров. Поэтому его решили использовать для дополнительного отдыха и выходить завтра.
Сразу от границы лагеря начинается ледник, а это значит, что:
- Надо надеть кошки.
- Надо идти в связке, потому что в леднике — трещины. Задача связки — если один попадает в трещину, остальные должны вытащить его оттуда. Кроме этого, связка помогает держать общий темп, а при ухудшении видимости удерживает команду вместе.
Трещина в леднике.
Добрались до нижних скал Ленца — огромных каменных глыб, которые позволяют укрыться от ветра и организовать перерыв.
На этом наш финальный акклиматизационный выход был завершен. Команда почувствовала прилив сил и уверенности в себе. Теперь дело было лишь за погодой. Она на Эльбрусе очень переменчивая, а в мае часто — совсем негостеприимная. Но, судя по прогнозу, мы не зря использовали день для отдыха — прогноз на резервный день, теперь предназначенный для штурма, был самым благоприятным.
6 мая — в день штурма — мы вышли из лагеря в час ночи. Это необходимо, чтобы успеть вернуться при свете солнца. Прогнозируемая продолжительность подъема на вершину 10 (!) часов, примерно шесть–семь часов отводится на спуск. Надеваем утепленный комплект одежды, налобные фонарики и трогаемся в путь.
Примерно до восхода солнца температура была около -15 с ветром. По ощущениям — двигаться нужно постоянно. Только очень короткие остановки, иначе сразу начинаешь мерзнуть.
Пройдя средние Ленцы, сняли обвязку и пошли вместе при свете солнца. Примерно с этой высоты начинаются глюки. Меня о них заранее предупредили, я был к ним морально готов. Отчетливо помню: вижу, как человек наступает кошкой на снег, а звук при этом идет сзади меня. Оборачиваюсь — никого нет. И это точно не эффект эха в горах. Проявления у всех разные, вплоть до разговоров с неодушевленными предметами.
Вернемся к погоде — она на Эльбрусе действительно очень интересная. Солнце может светить так, что под этим ультрафиолетом жарко идти даже одном термобелье. А через 10 минут нужно срочно надевать флиску, ветровку и пуховик. После холода и ветра с восходом солнца начало так печь, что мой организм попросил помощи в терморегуляции. Чтобы снять термобелье с ног, нужно избавиться от кошек, высокогорных бахил, ботинок и штанов. Потом все заново надеть, выполняя все действия на снежном склоне — та еще история!
После смены экипировки продолжаем движение. Внезапно у меня появилось много сил, прямо-таки распирать начало — почувствовал, что готов взбежать на гору. Говорят, это тоже эффект горной болезни. Ребята дали мне проход, я пошел вперед — заблудиться на подходе к вершине сложно: нужно просто идти туда, где выше. Еще полтора часа, и я наверху. Вид оттуда просто прекрасный:
о вершины дошли все, но в разное время, поэтому совместного фото, увы, не получилось. Долго засиживаться на вершине нельзя — организм не привык к такой высоте. Спуск, как и предполагалось, был долгим. Была прекрасная погода, как раз для съемки звездного неба и таймлапсов на GoPro, только сил не было совершенно. Но GoPro все же пригодилась — дома сделал вот такую видеонарезку:
В завершение хочу поделиться некоторыми советами для покорителей Эльбруса, прежде не ходивших в горные походы:
- Если вы собираетесь на Эльбрус в первый (!) раз, лучше идите летом и с юга. Все-таки, наш маршрут был физически очень сложным, да и с погодой нам просто повезло. Один из местных гидов говорил, что в августе у него до вершины доходят все, а в мае это — большая редкость. В частности, из четырех человек в его группе на этот раз штурмовать вершину решился только один — надо сказать, дошел успешно. Но в такую погоду, какая выпала нам, разворачиваться было непростительно.
- К выбору экипировки нужно отнестись очень серьезно. Ботинки должны быть высокогорными, с мембраной Gore-Tex, жесткой подошвой и фиксацией голени. Лучше, если они лягут вам на ногу до похода. Должен быть хороший пуховик, мембранная ветровка, штаны-самосбросы, варежки-верхонки и… в общем, этот список довольно длинный, его высылают заранее, и каждая вещь в нем достаточно важная. От стратегии «теплую куртку возьму у друга, армейский рюкзак у папы, перчатки у брата» лучше отказаться и взять профессиональное снаряжение в аренду в Пятигорске. Такой сервис предоставляет множество магазинов. Только я бы заранее их обзвонил, поинтересовался, что именно есть в наличии.
- При акклиматизационных выходах нужно идти в своем темпе и стараться дышать полной грудью.
- Нужно оформить страховку, покрывающую вертолет. В наше время это можно сделать онлайн и стоит страховка недорого, около 500 рублей. Но чувствовать себя вы будете спокойнее. В день нашего штурма с лагеря на 3800 вертолетом забирали лыжника, сломавшего обе ноги. Вдвойне обидно, что это был первый день его катания.
- Начать подготовку стоит минимум за месяц до восхождения, даже если вы занимаетесь каким-то спортом. Нужно регулярно бегать по три–семь км и ходить в спортзал для укрепления мышц ног и спины. Пропить курс витаминов, предназначенный для активных физических нагрузок.
Мне восхождение очень понравилось. В будущем хочу подняться и на другие горы: предположительно Казбек и Белуху. Они меньше Эльбруса, но по альпийской классификации восхождение на них сложнее. Надеюсь, это не последняя моя статья на эту тему. Высоцкий прекрасно выразил, в том числе, и мое ощущение: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».
Автор: DataArt