Что случилось
Выхлоп автомобилей с двухлитровыми дизельными моторами компании Volkswagen оказался в десятки раз менее экологичным, чем было заявлено по результатам тестов. Компьютер автомобиля намеренно изменял режим работы двигателя так, чтобы на тестах были получены хорошие результаты по выхлопу.
Зачем
Руководство компании Volkswagen пошло на подлог, поскольку они очень хотели и дальше поддерживать репутацию компании как производителя очень экономичных дизельных моторов.
У современных автомобилей в выхлопной системе есть компонент под названием NOx trap (который у нас называют «катализатором»). Его функция – уменьшать содержание оксида азота и других вредных веществ в выхлопе автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.
Но, к сожалению, схема работы NOx trap такова, что его эффективность повышается при повышении содержания в выхлопе несгоревшего топлива. А повышение этого уровня прямо противоположно задаче увеличения экономичности двигателя.
Поэтому руководство компании, не в силах обеспечить выполнение двух диаметрально противоположных задач, пошло на подлог. В современном автомобиле присутствует огромное количество датчиков, собирающих самые разные сведения о различных агрегатах автомобиля. Поэтому не составляет труда, собрав данные с датчиков, определить с высокой точностью состояние и режим работы автомобиля (например: открыт капот; отключена антипротивобуксовочная система, и т.п.).
Специалисты выяснили, что в числе считываемых параметров были положение рулевого колеса, скорость автомобиля, длительность работы двигателя и атмосферное давление.
Бортовой компьютер, отвечающий за работу основных систем, по некоторым заданным параметрам определял, что автомобиль находится в режиме тестирования экологичности, и в этот момент менял схему работы двигателя так, чтобы он сжигал меньше топлива — зато несгоревшая его часть обеспечивала максимально эффективную работу NOx trap.
Таким способом удалось, успешно обманув тесты, выпустить по меньшей мере 11 миллионов автомобилей Volkswagen и Audi. Двухлитровые дизельные двигатели выпускались с 2009 года и устанавливались на марки машин Jetta, Jetta SportWagen, Golf, новый Golf SportWagen, Passat и Beetle, а также Audi A3.
Как обнаружили
Арвинд Тирувенгадам [Arvind Thiruvengadam], ассистент-профессор из Университета Западной Вирджинии, в прошлом году занимался проверкой выхлопа дизельных автомобилей, произведённых в Европе и предназначенных для американского рынка. Они испытывали машины не на стендах, а на реальных дорогах. Было пройдено несколько тысяч километров на автомобилях Volkswagen Jetta, Passat и BMW X5.
Установка для тестирования выхлопа в реальных условиях
По ожиданиям, Passat должен был показать минимальный уровень содержания оксида азота в выхлопе, но в итоге показал уровень в 20 раз больше, чем максимальный, выбранный исследователями.
Выяснилось, что в очень экономичном и не очень экологичном режиме работы двигателя уровень содержания оксида азота в выхлопе в 40 раз превышал допустимые европейские нормы.
Кто виноват
Глава компании Volkswagen уже подал в отставку, но он утверждает, что ничего не знал о подобном подлоге. Специалисты говорят, что в компании такого уровня "все ходы записаны", и указания на разработку и внедрение такой системы теоретически можно отследить.
А кто ещё
Но скандал ещё продолжает разгораться – сегодня стало известно, что глава отдела разработок компании Audi и главный инженер по двигателям Porsche также отправились в отставку. Это были два главных человека, работавшие над марками, также принадлежащими концерну Volkswagen. А тем временем немецкая газета Auto Bild опубликовала исследование, согласно которому и у автомобиля BMW X3 с 2.0 литровым дизельным двигателем содержание оксида азота в выхлопе на деле превышает европейские нормы в 11 раз. Пока BMW открещивается от обвинений и в свою защиту утверждает, что газета не предоставила никаких деталей по поводу того, каким образом проводились упомянутые в статье тесты.
Что делать
В США количество дизельных автомобилей составляет не более 1% от всех продающихся, но их количество медленно росло. Теперь же этот рост может смениться падением. А владельцам автомобилей, скорее всего, придётся столкнуться с тем, что при следующем обновлении ПО, заведующим работой двигателя, их автомобиль станет менее экономичным и более экологичным.
Тем временем, руководство концерна Volkswagen уже отложило в отдельный ящик стола $7,3 миллиарда для покрытия расходов, связанных со скандалом. Правда, возможно, это будут не все её траты. За каждый проданный автомобиль с таким дефектом c 2008 г. компания должна будет заплатить в США $37 тыс. Общая сумма штрафа составит около $18 млрд.
К счастью для компании, доля VW в США была небольшой — в течение многих лет компания пытается понять, как же расширить экспансию на американский рынок, но все попытки были безуспешны. Не исключено, что такой скандал сможет поколебать позиции VW на европейском рынке и привести к массовым сокращениям рабочих мест, что негативно скажется на экономике Германии.
Автор: SLY_G