Минэкономразвития предложило ограничить возврат товаров из онлайн-магазинов. Поправки в закон «О защите прав потребителей» опубликованы на портале проектов нормативных правовых актов и должны вступить в силу со дня опубликования.
«Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, включенного в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену
на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, установленный Правительством Российской Федерации, после непосредственного вручения ему такого товара», — предлагаемое дополнение в закон.
Таким образом, запрет на возврат коснётся товаров длительного пользования и непродовольственных товаров надлежащего качества. В список входит книжная продукция, косметика, электроприборы, мебель, одежда.
Леонид Довладбегян, экс-директор магазина «220 Вольт» и основатель DIY-платформы Mastercity, считает, что в текущем виде поправки не учитывают разные типы магазинов: в омни-канальных сетях, у которых есть офлайн-магазины, должны действовать правила как для стандартной розничной торговли, а для интернет-магазинов без офлайновых точек правила должны быть иными, считает он. Разница в том, что у покупателя нет возможности заранее ознакомиться с товаром и оценить его потребительские свойства. Таким образом, критерием разделения может выступить наличие торговой площади в регионе.
Очевидно для дистанционной торговли (для интернет-магазинов без розницы) правила должны остаться прежними, но для этого нужно соответствующее разделение. Применение правила ко всем интернет-магазинам вообще — это путь в никуда. Сейчас даже некоторые крупные онлайн-ритейлеры вообще не дают ознакомиться с заказанным товаром до его оплаты. От отмены данного правила могут пострадать интернет-магазины, не предоставляющие возможность частичного выкупа, либо им придется вводить эту опцию, а это дополнительные затраты на логистику. Может значительно снизиться популярность постоматов. Кроме того процент предоплат, который и сейчас невелик, значительно уменьшится. Доверие к интернет-торговле в России находится только на стадии становления, и отмена возможности возврата товара надлежащего качества в интернет-магазинах может фактически откатить нас обратно.
Однако в розничных мультиканальных сетях есть физическая возможность посмотреть товар, игроки платят за аренду и предоставляют дорогостоящий сервис потребителю. А значит неправильно распространять на них правила дистанционной торговли.