Кирилл «Likkrit» Малофеев
«LoL практически мертва. Команды не могут поддерживать ожидания игроков — денег просто нет. Уходят команды (в следующем сезоне не будет Virtus.pro), уходят кастеры. С точки зрения денег LoL в СНГ откатилась на полтора года назад», — так в конце прошлого года оценивал ситуацию в киберспортивной дисциплине League of Legends бывший игрок M19 Кирилл Малофеев, известный под ником Likkrit.
Насколько все хорошо или, наоборот, плохо с деньгами в киберспорте в СНГ? Откуда берутся деньги? Какие зарплаты у про-игроков? Что сделать для развития киберспорта в СНГ? Анализируем ситуацию и спрашиваем мнения экспертов отрасли.
Откуда берутся деньги в киберспорте
Согласно отчету аналитической компании SuperData Research (высылается бесплатно отсюда), которая занимается исследованиями игровой отрасли, в общем объеме киберспортивного рынка львиную долю составляют деньги от спонсоров и рекламы. За 2017 г. в мировом котле киберспортивной экономики их набралось 70%. Да, все очень просто и банально: крупные мировые бренды платят за рекламу своих торговых марок на киберспортивных событиях — так и живет киберспорт. Остальные доли примерно поровну приходятся на призовые награды за турниры, ставки на киберспорт, продажу билетов на игровые события и продажу продукции с символикой команд.
Как зарабатывают киберспортивные организации
Львиная доля дохода организации — это все та же реклама. Бренды спонсируют организацию, чтобы их логотип «светился» как можно чаще: в кадре, на сайтах и одежде игроков. Чем больше команда выигрывает — тем дороже она может продать спонсорский пакет. По словам генерального менеджера киберспортивной организации Virtus.pro Романа Дворянкина, 70% дохода приходится на спонсорские контракты.
Кроме того, организации продают мерч — товары с собственной атрибутикой. Еще одна статья доходов — призовые от выигрыша турниров, но это самая малая часть прибыли.
«Самый популярный товар у нас — это реплики игровых маек команд. Их продается около 10 тысяч штук в год, остальные артикулы — по несколько тысяч. Благодаря онлайн-магазинам продажи в 2017-м выросли относительно 2016 на десятки процентов. Сейчас мы продаем мерч на сотни тысяч долларов», — сообщает Роман Дворянкин.
Из соображений коммерческой тайны организации не раскрывают подробных данных о своих доходах.
Заработки киберспортсменов
Киберспортсмены, состоящие в командах, подписывают контракты. Там обозначаются условия получения игроком зарплаты: выступление только за одну команду в течение определенного срока, ношение символики команды и другие пункты. Такая практика распространена в серьезных организациях. Плюс банковские счета игроков пополняются средствами от выигрышей в турнирах (подробнее об этом чуть ниже).
Помимо зарплаты, киберспортсмены нередко зарабатывают на стриминге. Причем стримеры зарабатывают несколькими способами. Первый — это банальный донат, когда зрители жертвуют стримеру собственные деньги. Второй способ — партнерство. Заключив партнерское соглашение с Twitch, можно продавать платную подписку на канал — часть средств направляется стримеру. Кроме того, стример получает отчисления за показ коротких рекламных видео на своем канале (которые вполне успешно блокирует AdBlock). К самым популярным стримерам могут «постучаться» различные компании и предложить сотрудничество за определенную плату — например, предложить деньги за «подвешивание» логотипа бренда на стриме. Чем больше зрителей смотрят игрока, тем охотнее у него закажут рекламу. Например, игрок под ником SilverName, состоящий в команде Team Spirit и играющий в Hearthstone, легко собирает у себя на стриме 12-15 тысяч зрителей.
Теперь конкретно о зарплатах игроков в различных киберспортивных организациях.
Какие зарплаты у киберспортсменов в СНГ
Virtus.pro
Как сообщает генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин, средняя месячная зарплата киберспортсмена в его организации составила $8 тысяч на 2017 год. Но несмотря на заключенные спонсорские контракты (сумма которых не разглашается), выигрыши от призовых и продажи мерча, Virtus.pro планирует выйти на полную безубыточность лишь к 2018 году.
Na’Vi
Гендиректор Natus Vincere Евгений Золотарев в 2017-м сообщил, что в его организации зарплаты профессиональных киберспортсменов, играющих в Dota 2, составили $5-6 тысяч в месяц. По его словам, это относительно небольшие зарплаты, но зато на турнирах по Dota-2 очень большие призовые фонды (по $3-4 млн). По его же словам, зарплаты игроков в CS:GO несколько выше: они хоть и начинаются с $1-1,5 тысяч, но могут доходить до $10 тысяч в месяц. Также менеджер Natus Vincere Дмитрий Репин сообщил, что в 2017-м профессиональные игроки в World of Tanks получают в среднем зарплату в $500-700 в месяц.
Team Spirit
В одном из интервью 2016 года молодой игрок в Dota 2 из команды Team Spirit (тогда он учился в 10 классе) под ником Ramzes666 поделился информацией о своей зарплате. Он сообщил, что если взять среднюю зарплату взрослого человека в 30 тысяч рублей, то он зарабатывает в месяц в 10-15 раз больше. Сейчас он играет за Virtus.pro.
Какие зарплаты у киберспортсменов за рубежом
Team Liquid
Согласно данным портала theverge.com, в 2017-м киберспортивная организация Team Liquid платила игрокам Dota 2 от $100 до $200 тысяч ежегодно.
Ninjas in Pyjamas
Гендиректор шведской команды Ninjas in Pyjamas раскрыл сведения о годовой зарплате своих игроков: в 2017-м команда платила игрокам в CS:GO $170-230 тысяч, а «дотерам» порядка $116 тысяч.
Astralis
Игроки датской команды Astralis под никами devve и Xyp9x в 2016-м поделились информацией о ежемесячной зарплате игроков в CS:GO. Как выяснилось, в среднем она составляет $9 тысяч.
Evil Geniuses
В конце 2016-го известный китайский киберспортсмен по Dota 2 с ником Chuan сообщил, что сильный игрок за год в команде вроде Evil Geniuses зарабатывает порядка $720 тысяч ежегодно (зарплата+призовые).
Overwatch League
Компания Blizzard (автор игр World of Warcraft, Overwatch, Hearthstone, Heroes of the Storm и др.) создала киберспортивную лигу Overwatch League. По правилам лиги руководства клубов могут подписать спортсменов на минимальную годовую зарплату в $50 тысяч, вдобавок обеспечивая медицинскую страховку.
Для наглядности все указанные зарплаты сведем в одну таблицу, выделив три организации из СНГ и три — зарубежные. Годовые зарплаты переведены в месячные.
По таблице заметно, что зарплаты профессиональных игроков в высокоуровневых командах стран СНГ примерно на 25% ниже, чем средние зарплаты киберспортсменов иностранных команд.
Заработки игроков, исходя из призовых
Чаще всего киберспортивные организации забирают не более 10-20% от выигрыша команды в турнире. Это условие прописано в контрактах игроков. Генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин в интервью рассказывает: «80–90% призовых остается у игроков. В прошлом году мы заработали больше двух миллионов долларов призовых — из них организация получила немного».
Сперва разберем, команды по каким дисциплинам есть у шести киберспортивных организаций, которых мы выделили в первой таблице.
Несмотря на обилие команд по разным дисциплинам, турниры чаще всего проводятся по двум: CS:GO и Dota 2. Так, в 2018-м только «дотеры» и «ксеры» шести выбранных организаций участвовали в турнирах, занимая призовые места. В следующей таблице показано, какая команда сколько денег получила из призовых фондов турниров, которые проводились с начала 2018 г.
Из пяти десятков анонсированных и проходящих в настоящее время профессиональных киберспортивных турниров лишь два пройдут на конкретных площадках в СНГ (причем оба в Москве): EPICENTER XL по Dota 2 в Yota Arena и LCL Spring Split 2018. Призовой фонд первого мероприятия — $1 млн. Второго — $176 тысяч. Львиная доля предстоящих турниров пройдет в онлайне, но главными площадками для проведения турниров на местах все равно остаются США и Китай.
Получается, что деньги, крутящиеся в киберспорте, идут в оборот преимущественно не в странах СНГ. Несмотря на это, команды игроков из СНГ примут участие минимум в половине проводимых турниров — они поедут в Стокгольм, Будапешт, Шанхай, Марсель и Лос-Анджелес. Расписание турниров известно лишь до середины года — оставшиеся анонсируют позднее.
Не у всех дела идут хорошо
Однако не в каждой кибердисциплине и организации в СНГ все хорошо с деньгами. В конце 2016 г. бывшие игроки команды ANOX по Hearthstone под никами SilverName, Iner, ShtanUdachi и NickChipper ушли из организации из-за невыплаты зарплат в течение четырех месяцев. Теперь они стали членами Team Spirit.
А профессиональный российский игрок в League of Legends под псевдонимом Likkrit в конце 2017-го сетовал на отсутствие денег в его дисциплине в СНГ. Он считает, что денег на профессиональной сцене LoL в СНГ вовсе не осталось, поэтому хорошие игроки должны покинуть регион и вступить в другие европейские команды. За свою критику он получил запрет от разработчиков League of Legends выступать на турнирах по этой дисциплине.
«LoL в СНГ для игроков с точки зрения денег откатится года на полтора назад. Мы возвращаемся хоть и не в те времена, когда зарплата была по 15 тысяч рублей, но все же довольно далеко», — сообщает Likkrit.
Причина — большие расходы
На поддержание киберспортивных организаций требуются деньги. Генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин сообщает, что основные статьи расходов — это зарплаты игроков. Кроме того, есть тренировочные базы, аренда помещений, оплата питания, перелета на турниры и проживание в гостиницах. Не говоря уже о небольшом штате сотрудников организации. Как сообщает Роман, только на зарплату киберспортсменам Virtus.pro выделяет $2,4 ежегодно.
Бизнесмен Евгений Туголуков, чье состояние оценивалось Forbes в 2011-м в $550 млн, ныне владеет киберспортивной организацией M19 (созданной в 2017-м). По его словам, на содержание M19 уходит минимум $500 тысяч в год — и это было в то время, когда в составе M19 была лишь команда игроков по League of Legends. Теперь в организации есть еще команда по Dota 2.
Что делать, чтобы улучшить ситуацию в СНГ?
С этим вопросом мы обратились к спикерам киберспортивной конференции eSPORTconf Russia 2018: продюсеру киберспортивного направления Mail.Ru Group Ивану Возняку и президенту Калининградского отделения Федерации компьютерного спорта России Роману Алымову.
По мнению президента Романа Алымова, в России с киберспортом все достаточно хорошо.
«Темпы роста аудитории и рынка киберспорта и так достаточно велики. Сегодня, согласно исследованиям и прогнозам опубликованным PwC, рост мирового рынка киберспорта составляет более 20% и к 2022 году должен увеличиться с $327 млн до $874 млн. Очень много зависит от того как будет продолжать развиваться компьютерный спорт, и будут ли участвовать в этом органы власти», — утверждает Роман Алымов.
[прим. — Роман говорит об отчете компании PwC, в котором указано, что в 2016 году выручка от киберспорта в России составила $3,8 млн, тогда как в США этот показатель превысил $108 млн. Тем не менее, аналитики ожидают ежегодный рост индустрии киберспорта в России на уровне 33,2%. По оценкам специалистов, к 2021 году выручка российского киберспорта вырастет до $16 млн. Правда, к тому времени в США этот показатель составит $299 млн.]
Эксперт считает, что появление новых киберспортивных организаций в СНГ зависит от темпов роста киберспортивного рынка и от того, как быстро будет построена спортивная система. Рост зарплат киберспортсменов, по мнению Романа, также зависит от нескольких факторов:
«В про-командах достаточно неплохие зарплаты. Заработок отличается от того, в какой дисциплине и виде программ они выступают. При этом рост зарплаты также зависит от многих факторов. В первую очередь, это заинтересованность правообладателя игры: входит ли киберспорт в их стратегию развития и продвижения игры. Вторая — вовлеченность аудитории. В зависимости от этого будет понимание, станет та или иная дисциплина (программа) интересна брендам, спонсорам, партнерам. Не секрет, что сегодня бренды идут в киберспорт из-за аудитории».
По его мнению, сами игроки должны тренироваться, участвовать в турнирах и показывать себя — только так можно ожидать высокого уровня заработков. А как только в СНГ будет окончательно сформирована система компьютерного спорта, организациям станет проще находить и продвигать талантливых спортсменов.
Иван Возняк не столь оптимистичен. Он считает, что для развития киберспорта в СНГ нужно работать лучше во всех направлениях: создавать понятные программы (включая турниры и лиги), обеспечивать занятость, развивать инфраструктуру и добиваться доступности игровых машин.
«Сейчас все занимаются всем, и многие не понимают, что делать и где больше денег. Сделайте из этого интересный спорт — будет больше денег. Поддерживайте молодых игроков — они принесут больше побед и больше денег. Работайте с профессионалами — у вас будет больше денег», — считает Иван Возняк.
По его мнению, за развитие киберспорта в СНГ ответственны не только федерации, но и крупные компании, а также сами спортивные организации. А когда у широкой публики появится интерес к киберспорту, то и у организаций будет больше спонсоров, больше призовых, и выше зарплаты киберспортсменов. Но чтобы составить конкуренцию крупным зарубежным организациям, необходимо обыгрывать их, учиться у сильнейших и работать лучше, чем остальные.
На вопрос о том, что делать профессиональным спортсменам в СНГ, которым мало платят, Иван отвечает:
«Искать другую команду, другую игру. Перестать заниматься ерундой и взвесить свои реальные шансы. Если хочешь быть на вершине, приготовься, что там мало мест».
Автор: Sergey-Karpov