Ряд испытаний устройства Microsoft HoloLens привели меня к неоднозначному вопросу — "Зажжет или не зажжет этот инновационный девайс от IT-гиганта". Первый раз протестировал его на защите выпускных аттестационных работ слушателей нашей программы "Менеджмент игровых интернет-проектов", куда HoloLens принес один из членов экспертной комиссии, за что ему отдельное спасибо. После этого еще несколько раз тестировал его на конференциях и при личном общении с обладателями этого девайса. Под катом я собрал краткую информацию по устройству, мнения профессионального сообщества по его перспективам и собственные впечатления, а также опрос для хабрасообщества. Очень бы хотелось узнать ваше мнение.
Вкратце про HoloLens
Это небольшой компьютер, надевающийся на голову, не требующий никакой привязки к внешним устройствам. Перед глазами находится полупрозрачный экран, на который подаются видимые объекты создающие иллюзию реального присутствия объекта в мире. Экран — волноводные линзы — линзы с волнообразной призматической структурой, которые правильным образом преломляют и отправляют в наши глаза картинки с расположенных по бокам микродисплеев. Подробное описание оптики и технических характеристик тут.
Сильное отличие от других девайсов дополненной/смешанной/виртуальной реальности, что HoloLens полностью автономны и работа их не завязана ни на смартфон, ни на компьютер, ни на коробочку на поясе. В теории они предназначены для визуализации архитектурных проектов, для создания реалистичных 3D-моделей человеческого тела, полезных для врачей, для обучения, для того чтобы быть еще одним вкусным кусочком экосистемы Windows и использовать десятку и все ее приложения через хололенсы, для «голопортации», для более эффективных коммуникаций, которые типа лучше скайпа и т.д. То есть я теперь не просто пришлю дизайнеру ТЗ на исправление его «шедевра», а прям одев хололенсы пальцем ему тыкну, что есть зона роста в его дизайне и где именно эта зона находится. Судя по позиционированию устройства, наибольшие ожидания от него в b2b сегменте для использования продуктовыми специалистами, которым требуется визуализация. Ну и про индустрию развлечений тоже не забывают.
Ключевыми «конкурентами» являются Meta 2 и Magic Leap. Ни мету, ни ML я лично не пробовал. Если кто неожиданно имел такое удовольствие — поделитесь.
Практическая целесообразность
Вообще в HoloLens самый большой вопрос вызывает практическая целесообразность их использования, особенно при цене в 3К долларов. Правда это цена девкита и возможно консьюмерская версия будет дешевле. Так вот, я поиграл в игры на HoloLens и посмотрел виртуальный тур по сферическим панорамным изображениям Рима и Мачу-Пикчу. Играть мне понравилось, но это только для wow-эффекта классно, а в долгосрочной перспективе в них играть пока нельзя, так как просто напросто нет больших качественных игр под HoloLens и в целом разнообразия контента. У девайсов виртуальной реальности (Oculus, Vive, Sony) сейчас хоть сторы активно наполняются играми. Эти игры не AAA класса, но их все больше и качество все выше. Есть во что поиграть. А у HoloLens нет и вопрос в том, а будет ли? Я не слышал анонсов известных студий про разработку контента под HoloLens. Однако стоит отметить, что небольшие команды даже в России сейчас начинают это делать. И не стоит забывать, что фокус внимания Microsoft по данному девайсу направлен все-таки на b2b.
Зажжет или нет
Исходя из оценки целесообразности и технических характеристик устройства есть разные мнения насчет того, будет ли спрос на HoloLens или нет. Спасибо за мнения участникам профессионального сообщества по виртуальной реальности. С одной стороны есть сильное мнение, что можно провести параллель с google glass, что они мол по тому же пути пойдут и не будет массового спроса. С учетом высокой цены, низкого FOV (30 x 17.5 градусов), отсутствия контента и нормальной экосистемы, что пытаясь сделать универсальный продукт как google glass в итоге получится продукт без целевой аудитории, типа одной рукой за девять зайцев не ухватишься, ну и что даже если посмотреть гуглотренды сейчас, то виден низкий хайп именно по хололенсу в сравнении с другими крупными девайсами VR/AR. Кстати, Sony VR на график даже добавить нельзя, так как остальные затеряются на его фоне.
С другой стороны есть сильное мнение, что пока это же девкит, ранний и сырой прототип только для отладки и доработки. И очень хорошо, что HoloLens продают не дешевле $3000 — покупать такие вещи должны люди, которые очень хорошо понимают, какие дивиденды эта покупка может принести им в будущем, осознающие риски. И что когда доработают, отладят, создадут экосистему, будет готов качественный контент в большом объеме, решат проблему излишне скромного FOV, увеличать срок действия батарейки, вот тогда уже по более низкой «консьюмерской» цене они зайдут в рынок и зажгут. Это вероятно будет через несколько лет, но когда именно тема для дискуссии. Давайте обсудим ее в комментариях и в рамках прикрепленного опроса.
Кроме того, еще раз озвучу такие плюсы устройства как отсутствие проводов и вообще полная автономность, трекинг жестов, крутая 3D-визуализация.
На мой личный взгляд перспективы для того, чтобы зажечь, хорошие. Обусловлены они в в том числе и субъективными ощущениями. Опишу их подробнее. Вот я в шлеме виртуальной реальности провожу 20+ минут и мне тяжеловато становится, чувствую что надо выходить. А в HoloLens не почувствовал такого, наоборот чуть ли не привыкаешь. Лично для меня это сильный фактор в пользу успеха данной технологии.
Так что думаю Microsoft Hololens — хороший задел на возможность создать удобный и популярный продукт в будущем. Сейчас же его можно показывать друзьям, использовать на конференциях, и главное тем, у кого есть желания рискнуть, можно начать делать контент уже сейчас под HoloLens, ожидая взрывного роста этой технологии и стать одним из первых, кто впрыгнул на паровоз с деньгами.
Буду очень рад вашим комментариям на тему перспектив HoloLens и других устройств смешанной реальности.
Автор: