Прошлой осенью мы объявили о том, что планируем расширить IT-команду с 48 до 250 человек. Сразу посыпались вопросы, которые по сути сводились к одному: зачем сети пиццерий 250 разработчиков? Откуда эта цифра? Поэтому в первом посте в нашем блоге хочу ответить именно на этот вопрос (и, конечно, на любые другие в комментах).
Одна система, чтобы править всем
Dodo Pizza – сеть пиццерий, развивающаяся по модели франчайзинга. Сегодня у нас более 450 пиццерий в 12 странах мира, включая США, Великобританию и Китай. Ядро нашей франшизы – информационная система Dodo IS, которая управляет большинством бизнес-процессов в пиццерии.
В Dodo IS разработчики параллельно развивают несколько подпроектов: мобильное приложение, сайт, CRM, ERP, HRM, колл-центр. Каждая подсистема по масштабности работ тянет на отдельный бизнес. Возьмём, например, CRM — десятки компаний по всему миру занимаются лишь тем, чтобы создавать нормальные СRM-решения и распространять их как SaaS, они строят целые бизнесы на этом (на Хабре про это вышла статья в далёком 2010). В Додо — это всего лишь одна из частей платформы Dodo IS.
Если у вас остался вопрос «Почему мы решили создавать собственную информационную систему?» вы можете прочитать ответ на него в блоге Фёдора (нашего СЕО).
Зачем нам столько разработчиков?
Сегодня это вполне очевидный факт – технологии драйвят развитие бизнеса, а новые фичи в Dodo IS драйвят развитие нашего бизнеса. Сейчас мы понимаем, что текущая команда в 50 человек – это критически мало для таких масштабов.
Перед нами стоят срочные задачи бизнеса:
- Мы активно выходим на мировой уровень и открываем новые страны. Сейчас их 12. Существующие фичи надо адаптировать под специфику каждой из них. Например, чтобы запустить кассы, нужно понимать налоговые ставки, особенности интеграции с терминалами и другим оборудованием, как фискализируются чеки, – это лишь малая часть. Дальше, у нас есть единое мобильное приложение, которое сейчас работает только в России. Мы хотим прийти к тому, что мобильное приложение будет запускаться одновременно с открытием первой пиццерии в новой стране. И если вы пробовали нашу пиццу, наверняка слышали про бонусную программу. Но сейчас додорубли доступны только в России, и нужны технические доработки, чтобы мы могли запускать их в других странах.
- Нам нужно выстраивать систему учёта и управления запасами. Например, сейчас наша логика приходов и расходов небезупречна, а ревизии очень тяжело вести в системе. Что приводит к недостоверным данным, ошибкам в прогнозах, потерям и списанием ингредиентов, что в конечном счете приводит к потерям денег.
- Недавно мы запустили новый продукт – пицца половинками. И планируем запустить конструктор пицц – это когда ты сам можешь собрать любую пиццу из любых ингредиентов. Казалось бы, простая задача. Но чтобы запустить этот проект, нам пришлось внести изменения на сайте, добавить конструктор в мобильное приложение, изменить трекинг заказов на кухне, чтобы пиццамейкер видел состав половинок и внести кучу изменений в логику списания ингредиентов, учёта и настройки самого продукта.
- Сеть растёт и появляются франчайзи, у которых пиццерии в нескольких городах. Им нужны единые интерфейсы управления и статистики по всей сети. Сейчас они есть только для отдельных пиццерий.
- Не говоря уже о море доработок, которые просят партнёры, управляющие и клиенты в каждой из 12 стран.
Отдельно стоит вопрос стабильности системы. Пиццерии работают 24/7 по всему миру, поэтому Dodo IS должна работать без перебоев, чтобы время простоя измерялось минутами в год, а не часами (к слову сказать, каждая минута простоя стоит для нас порядка 100 000 руб. и эта цифра постоянно растёт по мере роста выручки – а в прошлом году она выросла вдвое). Поэтому у нас много технических задач по распилу монолита, снижению нагрузки на основную базу данных, мониторингу ошибок и их стоимости, а также быстрому восстановлению системы после сбоя.
Но и это не всё. Мы, конечно, смотрим в будущее. Коротко расскажу о том, в каком направлении:
- Мы уделяем внимание автоматизации и исследуем внедрение технологий распознавания речи, чтобы принять у клиента заказ.
- Мы начали заниматься персонализацией, чтобы создавать уникальный опыт для каждого клиента.
- Мы уже умеем прогнозировать смены и стоим на пороге прогнозирования продаж, чтобы управлять запасами и экономить много денег, снизив потери. Ведь иногда пиццерии перезапасаются ингредиентами и их приходится списывать, когда подходит срок годности.
- Мы серьёзно хотим улучшить доставку, сделать умный диспетчер заказов, чтобы система сама определяла, какому курьеру какой заказ отдать, тогда получится минимизировать время доставки.
- Мы хотим сделать открытое API, чтобы любой мог посмотреть данные Додо и, чем чёрт не шутит, сделать своё мини-приложение для заказа.
- Мы хотим интегрироваться с поставщиками, чтобы каждый раз, когда мы везём пиццу, клиент знал, что за сыр в пицце, где он произведён и в каких условиях хранился.
- Мы открываем пиццерию будущего в Китае. Там совсем не будет кассиров, заказы будут приниматься только через мессенджер WeChat. Основа дизайна пиццерии — видеопанели, где будут крутиться нестандартные для европейской пицца-индустрии видеоролики. Повсюду будут расположены QR-коды, максимум взаимодействия будет переведено в цифровые каналы. Это не просто будущее, это реальность, которую мы создаём сейчас.
Откуда цифра 250? Почему не 300 или 500?
В какой-то момент пришло осознание, что вообще все достижения Додо в бизнесе происходят за счёт одного очень простого фактора — цели. Не просто цель, а та, к которой хочется идти, которая драйвит, мотивирует вставать по утрам. Тогда ты начинаешь думать иначе, думать, что сделать, чтобы она стала ближе. Она сначала кажется нереалистичной, но затем цель становится всё более осязаемой и достижимой.
Рассказать, почему 250? Потому что это много, это большая цель. 300 тоже много, но когда пообщались с финансовым директором, поняли, что есть риски. Может 300, но на 3 года? Нет, 3 года это очень далеко, создастся ощущение, что времени ещё вагон. Надо на 2 года. Давай 250 на 2 года? Договорились.
Всё. Жизнь изменилась.
Каждый вопрос, онбординг нового разработчика, приоритизация бэклога, вкладывание в рост и развитие, вопросы зарплат и еще куча всего решается через призму 250. То, что есть сейчас, работает? А будет работать, когда будет 250 человек? Нет? Меняем.
Масштабирование команды
Сейчас у нас 11 команд, Product Owner знает и помнит все задачи и нюансы по проекту. Когда команд будет 50, держать в голове всё будет просто невозможно.
У нас есть понимание и описанные правила, как масштабировать команду, мы уже начали это делать. Базовый фреймворк, который мы используем — LeSS или Scrum на больших масштабах. Недавно мы реализовали первый в России кейс LeSS Huge. Это история о том, как применить принципы, элементы и элегантность Scrum на 250 человек настолько просто, насколько это возможно. Мы каждый день готовим ребят к тому, что будет 50 команд, а не 10.
В будущих статьях мы расскажем более подробно о том, как устроена наша команда разработки.
Кто он, разработчик Додо
Додо-разработчик — человек, прежде всего, увлеченный. Каждый из нас увлечён своим делом, кодом, продуктом. Мы не боимся принимать решения, нести за них ответственность. Не боимся ошибиться. Мы хотим делать мир лучше. Мы готовы к вызовам и к постоянному росту. Одна из важнейших ценностей — доверие. Доверие в принятии решений, построении и развитии команды, системы, стека технологий. Доверие во всём. Доверие рождает ответственность.
Пишите
Нам нужны люди, чтобы и дальше сворачивать горы. Если вы хотите присоединиться к команде и попробовать свои силы, пишите нам (Виталик ждёт). Если вы тоже верите, что это крутые идеи, пишите. Пишите, даже если думаете, что в статье булшит. Мы открыты к справедливой критике и новым идеям. Только так можно двигаться вперёд и менять мир.
Автор: Александр