Создание документации — самая скучная часть в разработке игр. Так думают многие разработчики, а некоторые из них уверены, что «документация устаревает раньше, чем она написана». Отчасти они правы. В современной разработке игр жестким многостраничным документам нет места. Но это вовсе не значит, что документация бесполезна. Геймдизайн документ (диздок, GDD) как стандарт документации для создания игр эволюционировал вместе с индустрией.
Живой, постоянно обновляемый всеми членами команды, диздок является основой коммуникации, ускоряет процесс разработки и позволяет избежать множества проблем, от дублирования задач до разработки бесполезного функционала.

Что такое диздок?
Диздок (или GDD — Game Design Document) — это подробный документ, который описывает концепцию, механики, визуальные элементы и другие ключевые аспекты разрабатываемой игры. Он служит основным руководством и обеспечивает единое понимание будущего проекта у всех членов команды.
В диздоке удобно фиксировать:
-
описание общей концепции игры, включая жанр, платформу, целевую аудиторию, тематику, стиль и цели игры;
-
определение основных механик игры, правил, управления, прогрессии, взаимодействия игроков с игрой и друг другом;
-
краткое описание игрового сюжета, истории, лежащей в основе игры и целей, к достижению которых будут стремиться игроки;
-
описание персонажей, локаций, событий и заданий игры, характеристики всех этих элементов и их взаимосвязи;
-
проект графической реализации, задающий визуальную стилистику, цветовые решения и эффекты, а также соответствие графических решений концепции и игровому сюжету;
-
описание звукового оформления — музыкального ряда, аудио-эффектов, озвучки, тайминга и контекста использования звуков для создания игровой атмосферы;
-
конечную цель и видение проекта, что особенно важно при разработке крупных и сложных игр.
Кроме того, диздок можно использовать для общения с другими заинтересованными сторонами. Например, с инвесторами и издателями.
Как правильно структурировать дизайн-документ?
Когда-то GDD были детально расписанными стостраничными документами, которые пытались объять все аспекты и детали разработки будущей игры. Такие документы было невозможно не только поддерживать в актуальном состоянии, но порой и просто прочитать. С развитием agile-методологии подходы к созданию документации тоже становились более гибкими, и сейчас каждая команда адаптирует типовую структуру диздока для решения своих уникальных задач.
Однако существуют некоторые общие разделы, которые часто включаются в дизайн-документ.
Введение
-
название игры;
-
жанр;
-
платформы;
-
целевая аудитория;
-
краткое описание (логлайн).
Концепция игры
-
основная идея;
-
уникальные продаваемые пункты (USP);
-
вдохновение и референсы — источники информации, материалов, artworks, игры и других ресурсы, на которые команда разработчиков ссылается при создании игры.
Сеттинг и мир игры
-
описание мира (локации, времена, культуры);
-
история мира (предыстория, события).
Персонажи
-
главные персонажи (описание, характеристики, мотивация);
-
второстепенные персонажи;
-
враги и NPC (неигровые персонажи).
Игровая механика
-
основные механики (управление, взаимодействие);
-
прогрессия игрока (уровни, навыки, предметы);
-
система боя и конфликта.
Сюжет
-
основной сюжет (начало, середина, конец);
-
квесты и подзадачи;
-
выборы игрока и последствия.
Арт-стиль
-
визуальный стиль (графика, цветовая палитра);
-
концепт-арт персонажей и локаций;
-
интерфейс пользователя (поддерживаемые устройства ввода-вывода, пункты меню, игровой экран, функции и опции).
Звук и музыка
-
звуковые эффекты;
-
музыкальное сопровождение;
-
описание атмосферных звуков.
Принципы работы над диздоками
Вот лучшие практики создания современных диздоков:
-
Документация к игре должна быть простой. Оригинальная концепция игры не всегда оправдывает себя. Возможно, вам придется отказаться от игры или изменить направление ее разработки. В любом случае, сведите к минимуму количество исходной документации, чтобы не пришлось переписывать многостраничный документ. Начните с одностраничного документа и дайте ему эволюционно развиваться.
-
Пишите ясно и лаконично. Избегайте излишних деталей, но при этом охватывайте все важные аспекты. Используйте простые предложения и избегайте сложных терминов. Документ должен был доступен и понятен всем членам команды.
-
Создавайте диздок командой. Если вы не являетесь независимым разработчиком игр, работающим в одиночку, вовлекайте всю команду в процесс с самого начала. Сделайте свой диздок центральным местом, где члены вашей команды совместно выявляют, обсуждают и решают проблемы.
-
Диздок должен развиваться вместе с проектом. Диздок полезен только в том случае, если он постоянно обновляется. Выберите простой и понятный инструмент документирования и позвольте вашему дизайн-документу развиваться вместе с вашей игрой, обновляя его ежедневно.
-
Используйте средства визуального моделирования. Не позволяйте читателям утонуть в тексте. Многие идеи можно гораздо нагляднее передать с помощью диаграмм, блок-схем, концепт-артов и ментальных карт.
Какая польза от дизайн-документа?
Грамотно составленный дизайн-документ способствует:
-
Упрощению коммуникации. Дизайн-документ детализирует идею проекта, чтобы каждый член команды, будь то программист, дизайнер, художник или менеджер проекта,четко осозновал как свои задачи и цели, так и цели и задачи проекта в целом. Это позволяет избежать недопонимания и избыточного общения.
-
Согласованности разработки. Благодаря диздоку все аспекты разработки могут быть согласованы и систематизированы, что снижает риск нестыковок.
-
Лучшему управление изменениями. Благодаря дизайн-документу легко отслеживать изменения и корректировки, предотвращая ненужные изменения, которые могут нарушить согласованность проекта.
-
Улучшению взаимодействия со стейкхолдерами. Дизайн-документ позволяет зафиксировать принятые решения и обосновать их, что особенно важно при необходимости объяснить выбор методов и технологий заинтересованным сторонам.
При отсутствии дизайн-документа часто возникают такие проблемы:
-
разные члены команды могут иметь разные представления о проекте;
-
задачи могут дублироваться, что приводит к потере времени и ресурсов;
-
проект может отклониться от изначальной концепции, создавая трудности в конечной реализации;
-
дизайн может оказаться несогласованным, если не заданы общие правила и рекомендации.
Все это может привести к увеличению сроков разработки и требуемых бюджетов.
Сервисы для написания дизайн-документа
А теперь посмотрим на сервисы, которые могут быть полезны для создания и ведения дизайн-документов.
Плюсы:
-
бесплатный доступ;
-
совместное редактирование в реальном времени;
-
доступен онлайн из любой точки.
Минусы:
-
неудобно работать с взаимосвязанными документами, нет понятия проекта;
-
сложно создавать кросс-ссылки и переходить по ним;

Плюсы:
-
продвинутая интеграция с Jira и другими продуктами Atlassian;
-
мощные функции управления документацией;
-
подходит для больших команд.
Минусы:
-
сложный для новичков интерфейс;
-
требует платной подписки для полного спектра функций;
-
невозможно оплатить из России;
-
есть случаи блокировки российских аккаунтов.

Плюсы:
-
универсальность и гибкость;
-
возможность интеграции баз данных и таблиц;
-
отличные функции форматирования.
Минусы:
-
сложная кривая обучения;
-
платная подписка для командного использования;
-
невозможно оплатить из России;
-
есть случаи блокировки российских аккаунтов.

Плюсы:
-
простота и интуитивный интерфейс;
-
поддержка вики-структур и визуальных связей;
-
специализирован под создание диздоков.
Минусы:
-
ограниченные возможности форматирования;
-
бесплатная версия очень ограничена по функционалу;
-
невозможно оплатить из России.

Плюсы:
-
российский сервис, нет проблем с оплатой;
-
данные хранятся в России;
-
легкий вход, минималистичный дизайн, поддержка Markdown;
-
специализирован под создание диздоков.
Минусы:
-
на момент обзора отсутствует версионность;
-
в бесплатной версии ограничен функционал.

Заключение
Дизайн-документ — критически важный элемент в разработке игр. Он помогает команде работать более слаженно и организованно. Диздок — это живой документ, который должен обновляться и развиваться вместе с проектом. Инвестирование времени и усилий в его создание, вовлечение всех членов команды в его поддержание, использование визуальных элементов и инструментов командной работы делает диздок мощным инструментом, который значительно повышает качество и скорость разработки и помогает достигать успеха в разработке игр.
Автор: losivc