Тору Иватани является одной из самых известных личностей в индустрии видеоигр. В апреле 1979 года, то есть вот уже почти 35 лет назад, работая в компании Namco, он начал делать игру PacMan, которая была выпущена 22 мая 1980-го. Тору Иватани был дизайнером, программистом – Шигео Фунаки, за музыку отвечал Тошио Каи. Практически втроём они изобрели жёлтенького Пэк-Мэна, поедающего всё на своём пути. И сегодня игра пользуется популярностью. Когда в честь 30-тилетия игры, Google запустила PacMan Doodle, в течение первых суток в неё сыграло 505 миллионов человек. Pacman несколько раз упоминается в Книге рекордов Гиннеса, в частности, как «самая успешная игра для игровых автоматов».
С 2007 года Иватани работает профессором в Токийском Политехническом университете, где читает студентам лекции о том как игры могут принести счастье в жизнь людей.
Здесь приводятся его мысли об играх и о жизни, которые Тору Иватани изложил изданию «The Japan Times» в июне 2010 года.
Хорошую игру всегда легко понять. Игрок должен сразу понимать её смысл. Например, когда вы смотрите игру в гольф, то сразу понимаете, что цель игры – закатить шарик в лунку. То же самое, например, и с игрой Super Mario Brothers, и с игрой в пинбол – в этих играх вы точно знаете, что нужно делать.
К веселью нужно подходить со всей серьезностью. Еще с детства я люблю itazura, то есть озорничать. Я всегда делал каких-нибудь чертиков, неожиданно выскакивающих из коробочки чтобы удивить кого-то или над кем-то подшутить. Я приклеивал пластиковых жуков к пружинкам так, чтобы они выпрыгивали из сумки, связывал друзьям шнурки. Я до сих пор иногда так делаю. Веселье – прежде всего! А также в конце всего и посередине.
Чтобы сделать хорошую игру, нужно время. Хотя разработчики игр нередко работают в «турбо-режиме», далеко не все заказчики обычно терпеливы. Я понимаю и тех, и других. Для создания хорошей игры требуется, наверное, около 100 человек, и пару лет времени. И сколько компаний могут себе это позволить? Но игры – как хорошее вино или виски. Им нужно время чтобы «созреть».
Хотите узнать, что творится в мире – идите в tachinomiya. (Тачиномия — «стоячие бары», довольно распространённые в Японии). Я стараюсь ходить только в самые дешёвые места, там я вижу людей такими какие они есть – кого-то счастливым, кого-то растерянным. Алкоголь и болтовня в таких заведениях текут сплошным потоком, так что там можно узнать много интересного.
Чтобы сделать что-то по-настоящему хорошее, нужно научиться сопереживать. Нужно любить людей и желать сделать их счастливее. Делая Pacman, мы много думали о том, что чувствует тот, за кем беспрерывно гонятся. Нам хотелось не мучить игроков, а просто пощекотать им нервы. В конце концов у Pacman всегда есть путь к спасению, и это весело!
Все люди – игроки. Голландский историк Йохан Хейзинга опубликовал в 1938 году книгу под названием Homo Ludens («Человек играющий»), где писал об играх как явлениях культуры, о том, как они важны для творческого развития. Все мы хотим удовлетворить свое любопытство чтобы заполнить какую-то пустоту внутри себя.
Чем больше нового узнаешь, тем лучше. Бывает, я сплю полтора часа в сутки. До полчетвёртого утра я смотрю телевизор, перещелкивая каналы. На каждом задерживаюсь не больше 5 секунд. Затем перемещаюсь за компьютер и сижу еще и в интернете. Там полно интересного.
Если вы открыты и дружелюбны, то результаты придут. Просто делайте вашу работу хорошо, и все будет как надо.
Если вы заботитесь о качестве того, что делаете, то, вероятно, у вас может получиться что-то хорошее. Японцы обычно заботятся о качестве. Чтобы сделать что-то правильно нужны подготовка и тщательность. Мы рождены для этого.
Даже если вы не очень хотите стать известным, это может с вами случиться. Программист Фунаки и звуковик Каи ушли из Namco сразу после создания Pacman, поэтому моё имя более известно чем их имена. И это, конечно, не очень хорошо.
Один из смыслов моей жизни – помогать другим и самому не быть никому обузой. Я сам мою посуду, хожу в магазин за покупками, готовлю простые блюда.
Когда какая-то идея кажется вам классной – спросите не меньше 10 человек что они думают о ней. Я вообще советую вам задавать вопросы всем и обо всем.
Happy end – это то, чего хотят все. Здорово, когда мы уверены в будущем счастливом финале уже в начале. Это что-то вроде популярного сериала на японском телевидении, когда мы точно знаем что в конце каждой серии все плохие будут наказаны, а хорошие – вознаграждены.
Помощь слабым и создание для них новых возможностей – отличная мотивация для работы. Мне бы хотелось делать игры, которые приносят радость всем – даже тем, кто раньше никогда не играл по каким-то причинам. Например, из-за отсутствия у них денег, электричества или еще чего-то, что необходимо для игр сейчас. Слепые и прочие люди с какими-либо проблемами тоже хотят играть.
В жизни у меня никогда не было чёткой цели. Тем не менее я достиг определенных результатов. Естественное течение жизни – лучше всего.
Болтуны не вписываются в наш маленький мир. В жизни мы не можем быть как Pacman, не закрывая рот ни на минуту. Если вы любите много говорить и мало слушать, то будьте готовы к тому, что вас «съедят» или выкинут из группы.
В первую очередь думай о других, и тогда, возможно, окружающий мир задумается о тебе. Ну а если нет, то и ладно.
_________________
Можно заметить, что множество дизайнеров до сих пор вдохновляются Pacman. Они создают мебель, торты и многое другое.
Делают и дизайны для футболок. Вот такое изображение пришло недавно от одного из дизайнеров на наш сайт LuckyTee.ru
По нашим правилам такую футболку можно купить исключительно в течение трех дней. В следующий раз футболки с таким дизайном будут продаваться только после следующего Большого взрыва (если верить теории Стейнхардта-Тюрока). Цена сегодня всего 480 рублей с бесплатной доставкой и неизвестно как оно будет дальше. Наш сайт вот тут – LuckyTee.ru.
Автор: iamAnton