Генри Дрейфус — один из редких гениев, чья работа не просто меняет мир вокруг нас, но и формирует наше представление о том, каким он должен быть. Его имя известно за пределами мира дизайна, а идеи вдохновляют новые поколения специалистов. Сегодня обсудим, как начинался его творческий путь, какие у него были принципы, и, конечно, вспомним несколько известных работ. Так что ниже — и о полезном, и прекрасном!
От театральных миров — к реальности
Генри Дрейфус родился 2 марта 1904 года в Нью-Йорке. С детства проявлял интерес к искусству, рисованию и техническим новшествам. Его любознательность и стремление к творчеству не остались незамеченными: родители поддерживали юного Генри в его увлечениях и создали для него все условия, чтобы он мог развивать свои таланты.
После окончания школы Генри поступил в Художественную студенческую лигу Нью-Йорка и изучал сценографию — это стало для него первым профессиональным опытом в мире дизайна. Театральные постановки, с которыми работал молодой человек, получили признание благодаря эстетически выверенному подходу и инновациям в оформлении сцены. Но амбиции Дрейфуса простирались гораздо дальше рамок театра. Он видел потенциал своего искусства в реальном мире, где дизайн мог служить людям.
В 1929 году Дрейфус открыл собственное дизайн-бюро в Нью-Йорке. Так начался его путь к мировой славе.
Мыслить как Дрейфус
В основе подхода Дрейфус лежала простая идея — «Вещь должна быть удобной», и у него отлично получилось воплотить ее в реальность. И ведь все это реализовывалось в 30-е годы XX века, когда индустриальная эпоха возводила машины на пьедестал, а человек был тем, кто их обслуживал.
Генри Дрейфус не только перевернул это доминирующее мировоззрение, но и привнес в дизайн рациональный подход: заложил основы прикладной антропометрики и фактически создал с нуля концепцию эргономики. Благодаря его усилиям дизайн начал ориентироваться на человека, потребности и комфорт.
Одна из заслуг Дрейфуса — создание Джо и Джозефины, шаблонов человеческого тела. Они использовались для проектирования объектов, максимально адаптированных под антропометрические параметры людей. Сегодня, беря в руки зубную щетку с удобной рукояткой, усаживаясь в эргономичное офисное кресло или глядя на часы с удобным циферблатом, стоит вспомнить того, кто стоял у истоков дизайна и эргономики.
Мыслить как Дрейфус — значит видеть красоту в комфорте и рациональной эстетике, доведенной до уровня искусства. Никаких излишних украшений — только строго необходимое, но с вниманием к деталям. Для Дрейфуса мелочей не существовало: каждая линия и форма была наполнена смыслом и продумана до совершенства.
Проекты великого мастера
Да, их было немало. В этом посте вспомню несколько:
Телефон Western Electric Model 302
Настольный телефонный аппарат, разработанный Генри Дрейфусом в 1937 году для компании Western Electric. Он стал одним из первых устройств, объединивших в себе эргономичный дизайн и передовые технические решения своего времени. Аппарат предназначен для использования в домах и офисах — он стал фактически основой современного «телефонного дизайна».
Model 302 отличалась литым металлическим корпусом, который потом заменили на более легкий термопластик. Его форма продумана с учетом удобства пользователя: трубка удобно лежала в руке, а вращающийся номеронабиратель обеспечивал тактильный отклик. Model 302 быстро стала популярной благодаря своей надежности, долговечности и эстетике и производился вплоть до начала 1950-х годов. Сегодня этот телефон считается иконой эпохи и часто упоминается как пример успешного сочетания функциональности и дизайна.
Bell Princess
Телефон Bell Princess, представленный компанией Bell System в 1959 году, тоже разрабатывался Дрейфусом. Он отличался компактными размерами и овальной формой. Особенность модели – подсвечиваемая циферблатная панель, служившая ночником, что отражено в рекламном слогане: "It's little... It's lovely... It lights".
Этот телефон был не только средством связи, но и стильным элементом интерьера. Собственно, как и большинство вещей, созданных Генри Дрейфусом. С момента появления первой модели телефон неоднократно модифицировали и дорабатывали. Последняя версия вышла в 1994 году.
Пылесосы Hoover
В 1934 г. компания Hoover обратилась к Генри Дрейфусу с целью обновления линейки своих пылесосов. Он полностью переработал дизайн, придав пылесосам более обтекаемую и эстетичную форму.
Одной из самых известных моделей стала Hoover Model 150, она вышла в 1936 году. Пылесос выделялся каплевидным корпусом из бакелита, который полностью скрывал механические части устройства. Для того времени выглядел он футуристично. Среди функциональных особенностей Model 150 были индикатор заполнения мешка для пыли, автоматическая регулировка высоты ручки и двухскоростной двигатель.
В 1957 году Дрейфус разработал модель Hoover Convertible Model 65. Она получила новую систему Automatic Shift, которая автоматически увеличивала скорость двигателя при подключении дополнительных насадок и улучшила производительность устройства. Convertible оставалась в производстве до начала 1990-х годов.
Дизайнерские решения Генри Дрейфуса для пылесосов Hoover улучшили их функциональность и повысили эстетическую привлекательность бытовой техники, устанавливая новые стандарты в промышленном дизайне. Ну и счастливые покупатели, конечно, буквально расхватывали эти устройства как горячие пирожки.
Поезд 20th Century Limited
20th Century Limited — роскошный пассажирский поезд, он курсировал между Нью-Йорком и Чикаго с 1902 по 1967 год. В 1938 году компания New York Central Railroad поручила Генри Дрейфусу разработать новый дизайн поезда, чтобы подчеркнуть его статус «поезда века». Дрейфус создал узнаваемый облик локомотива J-3a Hudson с обтекаемой формой, которая улучшила аэродинамику и стала символом стиля и прогресса.
Интерьеры вагонов были полностью переработаны. Дрейфус использовал полированные металлы и древесину, чтобы создать уютную и роскошную атмосферу. Каждый элемент, от мягких кресел до удобных спальных мест, был тщательно продуман. Тогда пассажирам предложили красную ковровую дорожку, которая стала синонимом премиального обслуживания. Благодаря инновациям Дрейфуса 20th Century Limited получил репутацию стильного и весьма комфортабельного поезда своего времени.
Honeywell T87 Round Thermostat
А здесь у нас термостат, разработанный Генри Дрейфусом в 1953 году для компании Honeywell. Устройство стало революционным в своей категории благодаря простоте, функциональности и новаторскому дизайну. До его появления термостаты выглядели громоздко и были сложны в использовании. Дрейфус решил эту проблему, разработав компактный круглый корпус.
Ключевой особенностью T87 стало удобство: температура регулируется поворотом корпуса, так что настройка была интуитивно понятной даже для неопытного пользователя. Четко читаемая шкала температуры и компактный размер устройства сделали его популярным среди потребителей и профессионалов. Термостат выпускался десятилетиями и до сих пор считается символом утонченного промышленного дизайна. Благодаря T87 Дрейфус подтвердил свой статус мастера, способного соединить эстетику с функциональностью.
К слову, современные аналоговые термостаты Honeywell практически не отличаются от модели, созданной Дрейфусом. Вот, например, фотография модели CT87.
Функций у новых моделей больше (некоторые модели совместимы с цифровыми девайсами и модулями) но база, предложенная Дрейфусом, остается прежней.
Складные конструкции моментальных фотоаппаратов Polaroid — тоже работа Дрейфуса.
Джо и Джозефина
Выше я уже писал про Джо и Джозефину, теперь давайте поговорим о них подробнее. В своей книге "Designing for People" (1955) Дрейфус описывает Джо и Джозефину как воображаемую семью. Это гипотетические среднестатистические пользователи. С их помощью дизайнерам проще разрабатывать продукты, подходящие максимально широкой аудитории.
В другой книге "The Measure of Man and Woman: Human Factors in Design" (изначально "The Measure of Man", 1960) он рассказывает про обобщенные антропометрические данные, описывая, как он использовал эту информацию в своей работе. В книге он представил детализированные диаграммы тела человека.
Дрейфус не только собирал реальные антропометрические данные людей, но также интересовался их предпочтениями и привычками. Конечно, не для удовлетворения любопытства, а с вполне конкретной целью - сделать свои проекты удобными, интуитивно понятными для сотен тысяч человек.
Даже кожух тракторного двигателя Дрейфус создал на основе собранных антропометрических данных. Решетка радиатора спроектирована таким образом, чтобы тракторист мог его протереть, с учетом того, что на руке надета рабочая рукавица.
Работы Дрейфуса — это о том, что хороший дизайн — не только красивая картинка, но и глубокое понимание потребностей пользователя. Его идеи и подход, ориентированный на человека, применяются и сегодня в самых разных областях — от промышленного дизайна до разработки цифровых интерфейсов.
Автор: Darya_Frolova