Геймификация — это использование игровых механик в неигровых ситуациях и продуктах. Элементы игры все плотнее входят в нашу повседневную жизнь. Например, мы можем делать покупки в каком-то одном супермаркете только потому, что нам надо собрать коллекцию героев из «Звездных войн» или все время платим картой mastercard чтобы заработать баллы. Геймификация позволяет улучшить поведенческие факторы вашего сайта и вовлечь пользователя. Собственно поэтому мы и решили немного добавить фана и в наш продукт — клавиатурный тренажер Ratatype.
Немного истории
В 2013 году был создан англоязычный клавиатурный тренажер Ratatype, ориентированный на Америку.
Пару лет на сайте в интерфейсе и логике ничего не меняли, так как он был сделан круто, стильно, модно, молодежно. Но время идет, и продукт надо развивать. Проанализировав сайт, аудиторию и ее поведение, мы поняли, что учиться печатать, конечно, хорошо, но еще лучше это делать с долей фана и соревнования.
Каждый курс на Ratatype состоит из нескольких уроков (в разных языках разное количество уроков, минимальное в английском — 15). А каждый урок содержит несколько упражнений от 5 до 23.
Как мы пришли к геймификации
Прошел упражнение — увидел, сколько совершил ошибок и какая твоя скорость. Хороший результат или не очень — непонятно. Мотивации пройти еще раз нет. Чтобы пользователи не скучали и старались улучшить свои навыки, мы решили добавить элемент геймификации в процесс обучения. Идея очень простая — после прохождения упражнения награждать пользователя звездочками.
А так прошел упражнение, увидел свою скорость и количество ошибок, но почему-то не получил все звезды. Значит, можно улучшить результат и перепроходишь упражнение еще раз.
С идеей определились, теперь надо было продумать механику и решить, какое количество звезд использовать.
Детали разработки
Сначала, конечно же, посмотрели, как у других, в том числе конкурентов. Поняли, что в основном дают 3 или 5 звезд. Посмотрели самые популярные игры (например, Cut the rope и Angry birds), там было по 3 звезды.
Решили делать 3 — это проще.
"
Механика
За что, собственно, давать звезды?
- У нас, например, чтобы пройти упражнение, надо набирать текст быстрее 50 зн./мин и совершить не более двух ошибок. Значит, первую звезду можно давать просто за прохождение упражнения.
- Мы считаем, что минимальность ошибок важный фактор в скорости печати. Печатаешь без ошибок — значит, не отвлекаешься на их исправление, значит, печатаешь быстрее. Вторая звезда — за 0 ошибок и минимальную скорость.
- А третью решили давать за скорость при совершении не более двух ошибок. Порог скорости установили везде разный.
- Посмотрели, с какой скоростью пользователи проходят упражнения.
- Свели все в одну таблицу Excel.
- Разбили скорость на диапазоны от 50 зн./мин и до максимума с шагом в 10.
- Решили, что третью звезду смогут получить примерно 30% от всех пользователей, а у остальных будет стимул перепройти упражнение.
- Определили порог на каждое упражнение согласно предыдущему пункту.
Дизайн
Казалось бы, что тут думать? Звезды и все тут, нарисовал, покрасил в нужный цвет — готово. А неееет, ценность нашей компании «Хорошо или никак» не дает такое делать. Просто звезды — слишком банально и в них нет души. Поэтому мы решили создать команду помощников для нашего героя: звездочку (куда ж без нее), мишень и молнию.
"
Получились живые герои, которые, к тому же, появляются с анимацией.
Кроме того, переделали представление уроков в личном разделе, чтобы было видно итоговый результат по каждому уроку и упражнению в частности.
"
Программирование
Старались сделать больше меньшими средствами, и все равно процесс занял примерно 1 месяц, но это с учетом тестирования и правок. Кстати, тестировщиков у нас нет, поэтому данную функцию выполняет сам программист и менеджер. Над проектом работал 1 senior программист, ниже немного деталей по проекту:
- Скорость и количество ошибок задается в админке, в настройках упражнения.
- Награда пользователя по прохождению строки записывается в базу в виде числа 1-4.
- Расчет наград за целый урок (по совокупности пройденных упражнений) ведется на выводе, на тех страницах, где это нужно показать.
- При определении награда за урок дается, если все строки урока содержат эту же награду. Например, получить мишень можно, только если все упражнения урока были пройдены без ошибок.
- Анимация происходит за счет изменения свойств css наград и управляется на JS. Состоит из 3 одинаковых по своей логике циклов для отображения 3 наград и запускается спустя 0,3 сек после обработки на ajax результатов прохождения упражнения и вывода их в модальное окно.
Результат
Если вы ожидали увидеть здесь супер-графики роста посещаемости, то вынуждена вас огорчить. Мы добавили небольшой элемент игры в одно из мест на сайте, и в большей степени это повлияло не на посещаемость, а на поведенческие тех пользователей, которые уже ходили к нам. Поэтому аналитику смотрели в основном по вернувшимся пользователям. В данном случае сравнивали 2 недели до закачки обновлений и после (дата Ч — 27 апреля).
Итак, что изменилось?
- Выросло количество просмотров страниц на 3%.
- Выросло среднее время нахождения на сайте на 4%.
- Выросло количество страниц на один сеанс на 3%.
- Уменьшился показатель отказов на 5%.
"
А вот сравнение 2 месяца до и после обновления.
"
Мы не собираемся останавливаться и придумаем еще что-то интересное для наших пользователей. А учитывая то, как быстро растет и развивается индустрия игр, то это просто необходимо.
Почему стоит геймифицировать ваш продукт
- Вы становитесь ближе к пользователю.
Классно делать продукт с каким-то героем. Вы можете взять животное и придумать оригинальное имя, которое будет ассоциироваться с вашим брендом. Можно придумать какого-то чудика или монстра. - Повышается узнаваемость бренда.
Помните скрепку-помощника в ворде, ну классная же была. Можно оживлять любой предмет — главное не боятся и не ограничивать фантазию. - Увеличивается вовлеченность пользователя.
Все просто: герои, награды, бейджи, баллы, фишки, очки и т. д. манят пользователя приходить к вам снова и снова. Проводить больше времени на сайте или зарабатывать очки с помощью 5 покупок в онлайн-магазине, или пробежать 5 километров, чтобы получить такой долгожданный бейдж. В этом поле очень много пространства для экспериментов. - Немного веселья во время работы еще никому не мешало.
Позвонил 30 клиентам — получи монетку в админке, первым выставил счет — забери конфету, задеплоил фичу — +1 в карму. Небольшие мелочи привносят в работу сотрудников фан и азарт. А если еще все это сдобрить остроумными и ободряющими фразами, эффект будет еще круче!
На этом все, пойду пробегу свои 10 км, а то круги не закрыты.
P. S. Следующая статья будет про email-рассылки, в которых мы активно задействовали наших героев. Кстати, Ratatype существует еще на украинском, русском, французском и испанском языке. Так что можете пойти потренироваться.
Автор: Даша