На днях фильму «Матрица» исполнилось 20 лет. Офигеть, не правда ли?
По этому случаю WIRED сделал лонгрид на основе книги о сестрах (тогда еще братьях) Вачовски, из которого можно узнать много нового о карьере режиссеров-сценаристов до и во время создания культового фильма.
- Как Лана и Лилли с самого детства мечтали сделать свой би-муви, и много-много раз неуспешно пытались запитчить совершенно невероятные истории голливудским агентам и студиям.
- Как сестры занимались плотничеством и ремонтом в Чикаго, когда им позвонили из Голливуда, и действительно предложили снять кино (поначалу не особо удачно).
- Как возможность для сестер возникла из-за того, что индустрия искала более дешевые способы делать фильмы, а Лана и Лилли придумывали сценарии так, что они не стоили как запуск ракеты в космос.
- Как разносторонние интересы и задротская натура Ланы и Лилли позволили им смешать мифологию «Одиссеи» Гомера с фильмами Стенли Кубрика, принципами Дзен буддизма и философией Рене Декарта. Докиньте туда Бодрийяра, япоский кибер-панк из 80-х, Платона и Сократа. Взболтайте, но не перемешивайте. Из этого коктейля получился сценарий «Матрицы».
- Как, чтобы убедить руководство Warner Brosers, сестрам пришлось нанять художника комиксов Джефа Дарроу, чтобы тот нарисовал ключевые эпизоды в виде манги.
- Как презентуя биг боссам концепцию фильма с картинками, Лана рассказывала историю, а Лилли издавала звуки спецэффектов.
- Как получив 60 миллионов денег, сестрам все равно пришлось снимать кино в Австралии, где все стоило существенно дешевле Калифорнии.
- Как роль Нео предлагали Сандре Баллок (поменять пол героя для Вачовски было не проблема), но она отказалась, и как сестры отыскали Киану Ривза, родную душу: интеллектуала и философа по натуре, находящегося в экзистенциальном поиске.
Не буду тут рассказывать про все кунгфу — вы и так его узнаете, если прочитаете статью. Хочу лишь отметить, что история создания великого кино порой не менее завораживающая, чем само кино.
Интересно то, как сильно Матрица повлияла на поколение, от расширения границ того, что возможно в кино, до манифестирования вопросов в масштабе миллионов зрителей, которые с каждым днем становятся все более актуальны.
В этом плане, Оракул и ложка не просто так пересекаются с шаманскими церемониями, которые неожиданно стали так широко доступны. Выбор синей пилюли тоже несильно отличается от выбора синего антидепрессанта (или чего-нибудь еще серотонинового) в современной фарме.
Лана Вачовски так сказала про философское наследие «Матрицы»: «В нашем мире Матрица повсюду. Люди принимают способы думать, которые им навязывают, вместо того чтобы прорабатывать свои собственные. Свободно мыслящие люди — это те, кто подвергают сомнению любого рода Матрицу, любую систему мысли или убеждений, будь то религия, политика или философия.»
Lorn — Anvil: Один из множества примеров, как «Матрица» повлияла на эстетику фильмов и клипов о технократическом будущем
Автор: ponchiknews