Как и обещал, в этой заметке речь пойдет о процессе создания схемы Минского метро.
Начало
Идея нарисовать схему метро Минска пришла мне в голову, когда увидел обновлённую версию от отечественных дизайнеров. Их, в тестовом режиме, повесили на некоторых станциях. Так сложилось, что мы встретились с ней лицом к лицу на платформе станции метро Уручье. Она выглядит вот так:
Я подумал, что можно сделать её намного проще и информативнее, выкинув лишнее и правильно расставив акценты.
Начал собирать коллекцию хороших схем и наткнулся на клёвые советы Ильи Бирмана. Посмотрел схемы из портфолио, впечатлился. После прочтения описание создания схемы метро Екатеринбурга, я понял, что могу написать Илье письмо, спросить совета. Быстренько набросал первую версию на уровне достаточности и отправил письмо. Вот так выглядела первая версия:
Илья согласился участвовать в роли арт-директора и началась продуктивная работа. Кстати, я очень плохо знал Иллюстратор и никогда не делал схемы метро или что-то подобное. Через неделю Илья предложил рисовать город подробно:
Если в городе всего две линии, надо рисовать остальной город тоже.
Давай какой-то кусок центра покажем прям честно, со всем фаршем, включая дворец советов, или как он там называется, подпишем проспект независимости, парк, чтобы было интересно. А за пределами центра оставим только оставшиеся станции.
Нужно было равномерно залить всю свободную область, использовать её максимально полезно. Я нарисовал сначала центральные улицы, парки, выходы из метро, реку, железную дорогу и даже трамвайные пути. Потом добавили здания.
Примерно в этот момент к нам присоединился ещё один дизайнер Костя Евстратенко. Мы сразу раздели зоны ответственности и придумали как будем работать дальше. Костя на себя взял изометрические достопримечательности, а я всё остальное. Ещё мы пришли к выводу, что нужно показать национальную библиотеку, спортивные арены, новую ветку, железнодорожный и авто вокзалы.
Чтобы разобраться ещё лучше в нанесении парков и рек на картах, Костя задал несколько вопросов в рубрику советов Бюро. Через несколько дней Илья дал нам развернутые ответы про реки и парки. Пошла активная совместная разработка, поэтому дальше я разделю заметку по месяцам. Такая навигация поможет ориентироваться в процессе.
Февраль
В феврале мы все силы бросили на центр города. Расширили его, добавили зелёную ветку. Составили список улиц, которые в него входят. Я начал перерисовывать линии и станции, выбрал радиус скруглений улиц и линий, предложил Илье несколько вариантов станций в центре:
Костя нарисовал несколько черновиков с разной детализацией, собрали всё в кучу получилось так:
Добавили МКАД, линии и реку за центром. В центре переделали станции, нарисовали заново четыре здания, добавили мост. Подготовил версию на белом фоне и на синем. Выбрали белый, с ним приятнее:
Заворачиваем и отправляем Илье. На следующий день мы получаем развёрнутый ответ. Илье не нравится общая расцветка, здания слишком блестят, тень от острова ужасная.
Линии стекают прикольно, но по смыслу вообще не то. Люди будут запинаться! Вокзал нужно подписать крупно и железную дорогу понятную сделать.
На переходе нужен красивый градиент.
Единственная круглая линия МКАДА выбивается. Плохо. Самолётик очень маленький.
Цветовые схемы для зданий Илья посоветовал подсмотреть в игре «Монумент валли». Там очень много клёвых зданий.
Дальше я расскажу про процесс работы в марте и апреле. Многие удивляются, что мы делали такую работу 8 месяцев. Хочу уточнить этот момент. Мы с Костей уделяли схеме метро не более 7 часов в неделю. В целом, я потратил чуть больше, чем 200 часов на эту работу. Это не так мощно звучит, как 8 месяцев.
Март
В марте мы искали визуальный язык. Изучив правки Ильи, мы переделали старую версию. Первое, спуски линий с острова. Они стали более гладкие:
Далее деревья. Мы собрали папку файлов с разными картами и схемами. Некоторые из них впечатлили особенно:
Вдохновились и собрали новую версию. Попробовали разные цвета в зданиях и детализиpовали их. Сделали новые деревья и реку. Добавили градиент переходу — стало лучше:) Сгладили спуски линий и тень у центрального острова. За городом станции показали «пеньками». Использовали более родные цвета для города:
Отправляем Илье, получаем ответ:
Парки, деревья, река — кайф.
Но в целом пока всё бесформенное. Половина площади пустует. Стоит сейчас бросить максимум сил именно на это. На центральном острове можно явно скукожить часть пространства. Парки подписаны очень мелко. Пустые кварталы надо как-то хоть чем-то заполнить ещё. Слишком много изломов у реки за центром.
Половина красного хвоста не подписана. Кажется, будто от Купаловской до Первомайской ехать неделю. Меня пока парит тень, которую остров отбрасывает на схему. Может, как-то без этого обойтись? Стекания линий сами по себе прикольные, но смысла в них нет, и они выглядят как изломы.
В целом форма не кажется красивой, а целое важнее деталей. Это не значит, что детали не важны. Это только значит, что если с деталями всё прекрасно, а в целом получается не очень, то это не катит :-)
И тут у меня появилась идея, которая стала значимой. Если форма в целом кажется не красивой, то нужно использовать круг. Следовательно, нужно полностью перерисовать центр города, чтобы он вписался в фигуру. Я быстро накидал прототип и отправил Илье.
Илья сказал, что идея нравится и попросил постараться сделать линии симметричными. Кубами мы с Костей отметили здания, которые планируем рисовать. Ещё добавили зелёную линию для теста.
Вот такой черновой макет получился в итоге:
Ответ Ильи:
Нужно как-нибудь сжать или заполнить пустующие кварталы. Центральный круг должен выглядеть более-менее равномерно плотным.
Кружочки зря темнее линий. Нужен новый шрифт, этот не катит. Логотип метро этот не очень, действующий лучше.
Бордер у круга надо убрать, а фон за его пределами сделать темнее.
Я понял, что старый центр города не выживет, нужно перерисовывать всё с нуля. Чтобы плотно распределить вес, нарисовал схему в блокноте.
Стало видно, что улицы нужно рисовать под 45°, нарушая географию. Так смотрится эстетичнее и рисовать стало проще. Самые пустые края центра решили обрезать, чтобы увеличить плотность.
Апрель
В апреле мы пытались подружить Минск с нашим кругом в центре. За основу взяли меньшую часть центра, чтобы она стала плотнее. Все улицы под 45°. Все стало чуть крупнее. Добавил зелёную ветку. В парках начал рисовать холмы и деревья. В центре случайно получился подмигивающий смайл.
Илья пишет:
Надо как-то сжать расстояние между Октябрьской и Площадью Победы. При этом попасть перекрёстком красной и синей линии в центр круга.
Cтранно, что цвет остановок отличается от цвета линий. Я бы пока вернул пеньки за пределами круга.
Надо придумать, как все станции слева подписать справа от линий. Более того, я бы даже посмотрел, как бы всё смотрелось, если станции справа подписать слева. Это позволит плотнее формат залить.
Зелёную линию плохо видно над парком.
Одинаковые расстояния между центральными станциями и пересечение ровно в центре… Надо перерисовывать центр снова. Я собрался с силами, нарисовал и показал новый прототип Илье:
Заодно я решил попробовать новые обозначения станций в центре и за ним. За центром — обычные пеньки, в центре — более детальные.
Ответ арт-директора:
Парки надо сделать спокойнее. Особенно, там где зелёная линия. Давайте только без легенды обойдёмся. Попробуем подписать сразу всё на схеме.
Надо понять, что полезного у нас будет снизу. Режим работы? Цены проезда?
Насчёт обозначений станции в центре. Сейчас их не видно, потерялись. Давай еще поищем…
Верхние станции синей линии возле круга хочется написать справа.
Речку точно можно бледнее, она сейчас спорит с линиями.
Контраст шрифта между центральными и нецентральными станциями надо чуть больше или, наоборот, не делать. Сейчас почти но не совсем.
Продолжение про работу в мае, июне и июле читайте у меня на сайте. Там самое интересное.
Автор: Ivan Zviahin