Многие из вас уже знают, что Epson производит принтеры для печати на футболках, фотопринтеры для печати галерейных и выставочных работ, сублимационные принтеры, которые печатают на термотрансферной бумаге, а вот про экосольвентные мы ещё не рассказывали.
Самое время исправиться, ибо на недавно прошедшем чемпионате по виниловому стайлингу – Russian Wrap Masters Сup 2017 – все работы для оклейки печатались на экосольвентном принтере Epson SureColor SC-S80610.
В этом посте расскажем и покажем, как происходит печать и оклейка автомобилей, а также какие материалы годятся для подобных задач.
Russian Wrap Masters Cup
В конце сентября в Москве прошел ежегодный Чемпионат России по оклейке автомобилей — Russian Wrap Masters Cup 2017 (между прочим, отборочный этап чемпионата мира). Лучшие мастера-оклейщики со всей страны боролись за звание чемпиона России и право представлять страну уже на Чемпионате Мира. Работу мастеров оценивала международная судейская бригада во главе с вице-чемпионом мира Колином Скабересом.
Безусловно, оклейка, как и аэрография — удовольствие не из дешевых. И цены заметно варьируются. Многое зависит от материалов и площади оклеиваемых поверхностей. Чем больше и рельефнее площадь, тем дороже квадратный метр. Метр качественной премиальной литой пленки с настоящей ламинацией и печатью обойдется где-то в 50-60 долларов. Конечно, можно подобрать и более бюджетный вариант, варьируя материалы и качество печати. Стоимость оклейки автомобиля полностью обойдется от 1000$ до 6000$. Что удивляет, так это то, что даже при таком пороге вхождения, встречаются народные умельцы, которые могут в своем гараже провернуть эту операцию (имея на руках отпечаток, само собой), но скорее всего результат будет далек от совершенства.
Но мы поговорим все-таки о профессиональном подходе.
Аэрография и винилография
Итак, вы решили сделать своего коня уникальным — пришло время определиться: аэрография или винилография?
Аэрография |
Винилография |
Преимущества: 1. Отличное противоугонное средство, машина заметна и запоминается. 2. Срок эксплуатации намного больше, чем у пленки. 3. Аэрография — это работа художника, т.е. вы приобретаете картину, только написанную не на холсте, а на кузове автомобиля. |
Преимущества: 1. Обычно, более доступное решение по цене, чем аэрография (зависит от площади покрытия). 2. Оклейку всего автомобиля можно произвести в считанные дни. 3. Если винил надоест, его можно безболезненно снять или заменить. 4. Надежная защита автомобиля от мелких царапин и сколов. 5. Всегда известен финальный результат, который можно увидеть сперва на мониторе, а потом точно такой же в деталях на своем коне. |
Недостатки: 1. Качество аэрографии зависит только от профессионализма мастера. Можно получить весьма посредственную картинку, которую сложно исправить. 2. Очень длительный процесс (зарисовки на бумаге, обсуждение эскиза занимают примерно 2-3 месяца). 3. Если рисунок надоест, избавиться от него будет очень трудно. Разве что заклеить винилом :-) 4. Продать машину с аэрографией бывает непросто. 5. Ну и, конечно же, цена: профессионалы берут примерно 300-500 долларов за небольшую задумку, которая не выходит за пределы одной детали; если же это качественная, прорисованная до мелочей картина, то 700-1000 долларов. За капот обычно идет двойная цена ввиду значительной его площади. |
Недостатки: 1. Срок использования — до 7-ми лет, в отдельных случаях — до 10-ти. 2. Выгорание. Если винил был, к примеру, только на крыле, то после снятия цвет краски, которая была под винилом, будет немного отличаться по тону (чуть-чуть светлее или темнее) от цвета на кузове автомобиля (часто решается легкой полировкой). Минус заметен, если оклеивается часть элемента. Например, кружок на капот, дверь. |
Предположим, что рассмотрев все «за» и «против» вы выбрали винил. Что дальше?
- Определяемся с рисунком и деталью, на которую хотим его нанести.
- Выбираем пленку (с привлечением профессионалов), ведь от ее типа зависит не только стоимость, но и то, сколько наш шедевр будет радовать владельца и окружающих.
Пленочных дел мастер
Для автостайлинга используются виниловые пленки. Винил – это народное название. На самом деле это все ПВХ — поливинилхлорид.
В зависимости от типа производства пленки бывают каландрированные и литые.
Каландрированные в свою очередь разделяются на мономерные и полимерные, в зависимости от типа винила, используемого при производстве. Полимерный или мономерный винил-сырец окрашивают, нагревают, пропускают через экструдер (от лат. extrudo — «выталкивать») – машину для размягчения материалов и придания им формы путем продавливания через профилирующий инструмент. Затем многократно прокатывают через серию разогретых валов-каландров. В результате материал буквально растягивается до необходимой толщины и получается тонкая плёнка. Поскольку при создании каландрированных пленок материал испытывает постоянное напряжение в направлении движения (пленка фактически протягивается через машину), при воздействии температур и времени они стремятся вернуться в исходное состояние, насколько это возможно.
Мономерная каландрированная пленка – это в первую очередь бюджетные решения для печати. Очень часто можно встретить рекламные вывески в трещинах или следы клея вокруг расписания работы на дверях банка. Такое происходит, когда пытаются сэкономить и используют бюджетную пленку дольше, чем положено по времени.
Для автовинила профессионалами мономерные пленки не используются. А вот полимерная каландрированная пленка уже может использоваться на слегка изогнутых поверхностях и применяется для автовинила при недолгосрочных решениях, также для рекламы на общественном транспорте.
Литье
Именно литые пленки используются для т.н. «враппинга» (wrapping), то есть обтяжки/оклейки автомобилей. При литьевой технологии полимерный винил-сырец растворяют в растворителях и выливают на специальную подложку. После нескольких дополнительных технологических циклов получается очень тонкая плёнка, причем метод литья позволяет добиться не только малой толщины материала, но и его равнотолщинности по всей площади.
В литьевых пленках нет остаточного напряжения, и соответственно, нет усадки. Такая плёнка исключительно устойчива и стабильна и характеризуется минимальными внутренними напряжениями.
В большинстве случаев компоненты сырьевой смеси для литья, которые обеспечивают качества готовых пленок, дороже тех, что используются при каландрировании. Но долговечность и легкая формуемость оправдывают более высокие затраты при покупке литых пленок.
Показатель | Каландрированные | Литьевые |
Срок службы | 1–7 лет | до 10 лет |
Минимальная толщина | 60 мкм | 40 мкм |
Съеживание | есть | нет |
Температурная стойкость | до 90 °С | до 115 °С |
Растяжение в холодном состоянии | с тепловой обработкой | без тепловой обработки |
Сцепление пленки с криволинейной основой | только с тепловой обработкой | без тепловой обработки |
Немного о процессе печати
Конечно, вас как заказчика не будет сильно волновать, на каком принтере печатается ваша картинка, главное – результат. А вот мы предлагаем принтеры, поэтому не можем не поделиться тем, чем гордимся – серией широкоформатных принтеров для наружной печати. Кратко расскажем о технологии и самих принтерах.
Что за экосольвент и зачем он нужен
В начале был сольвент. Сольвентные чернила крайне агрессивны и фактически въедаются в носитель (чаще всего это баннерная ткань). За счет этого печать максимально устойчива к внешним воздействиям — дождю, солнцу и механическим повреждениям. Циклогексанон, содержащийся в сольвентных чернилах, признан достаточно вредным для окружающей среды и здоровья человека. Помещения, где работают сольвентные машины, должны быть обязательно оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Кроме того, низкое разрешение печати (360 dpi) и достаточно крупный размер капли (40−80 пл) ограничивают применение таких принтеров наружной печатью широких и сверхшироких форматов. То есть при ближайшем рассмотрении будет видна зернистость.
Одним из краеугольных принципов производства продукции для компании Epson является экологичность продуктов, поэтому даже для создания работ для наружного применения мы производим только экосольвентные принтеры. В чем отличие?
Экосольвентные чернила достаточно стойки для наружной печати, при этом подходят для печати интерьерных работ, как наиболее безопасные во всей группе чернил на основе растворителя. Срок хранения отпечатка при использовании в наружном оформлении — до 3 лет без ламинации.
Кроме того, экосольвентные принтеры серии SureColor SC-S имеют разрешение 1440 dpi, а минимальный размер капли составляет всего 4,2 пл. Чернила Epson UltraChrome GS3 практически не имеют запаха и не содержат никель, поэтому не требуют дополнительных систем вентиляции, что позволяет использовать принтеры Epson SureColor SC-S в обычных офисных помещениях.
Принтеры для экосольвентной печати обычно используют для печати рекламы, например, люкс-брендов, виниловых наклеек для оклейки авто, то есть тогда, когда необходимо высокое качество (детализированность) и стойкость.
В линейке экосольвентных принтеров Epson три модели: Epson SureColor SC-S40610, Epson SureColor SC-S60610 и Epson SureColor SC-S80610.
Максимальная ширина печати у всех моделей 64 дюйма (1624 мм), а отличаются они цветностью и скоростью печати:
- Epson SureColor SC-S40610 — младшая модель в линейке, для печати использует 4 цвета (CMYK).
- Epson SureColor SC-S60610 — та же четырехцветная модель, только с двумя печатающими головками и 8 слотами для картриджей (CMYK+CMYK). Благодаря двум печатающим головкам развивает скорость до 95,3 кв.м. в час.
- Epson SureColor SC-S80610 — флагманская модель с 8 и 10 цветами, включая белые и металлизированные чернила, благодаря чему можно печатать даже на прозрачных пленках.
Все работы для участников Russian Wrap Masters Cup печатались на Epson SureColor SC-S80610.
Андрей Лобов, организатор Russian Wrap Masters Cup 2017, технический специалист Orafol, поясняет, почему для печати работ участников выбрали экосольвентный принтер Epson:
«Качество работы и стойкость результата, в первую очередь, зависят от материала и навыков мастера-оклейщика. А вот качество самой картинки — это, безусловно, заслуга принтера. Мы заметили принтер Epson SureColor SC-S80610 еще в 2016 году на выставке Druppa в 2016. Тогда привлек внимание яркий и сочный отпечаток: такой цветопередачи и яркости цветов, особенно красного, мы раньше не встречали. Все, кто клеит винилографию, это отмечают».
Как правильно клеить автомобильную виниловую пленку
Мы, конечно, рекомендуем обратиться к специалистам, чтобы сделать все правильно и получить желаемый результат. Профессионалы знают принцип работы с пленкой, последовательность действий и имеют в наличии все требуемые материалы и оборудование.
Весь процесс подразумевает работу с реагентами и химически активными веществами, поэтому обязательно соблюдение техники безопасности:
- чистое помещение с хорошей вентиляцией;
- температура не ниже +22 градусов;
- невысокая влажность, а то пленка может начать отслаиваться;
- если при оклейке мусор попадет под покрытие, это может привести к деформации материала.
Способы и этапы оклеивания
Два основных способа — это сухой либо мокрый способ.
Оклейка на сухую поверхность проходит быстрее, чем на влажную. Однако при сухом приклеивании скорректировать расположение материала, если винил уже наложен на поверхность авто, невозможно.
Мокрый способ более практичный — наклейку можно слегка подвинуть, развернуть и разгладить.
Этапы оклейки
Прежде всего нужно провести подготовку.
- Обезжирить кузов/детали автомобиля, на которую будет приклеиваться пленка.
- Примерка. Необходимо тщательно рассчитать положение пленки на поверхности машины.
- Нужно отсоединить пленку от бумажной основы, которая прикрывает клейкую часть, и взять распылитель с раствором из воды и моющего средства.
- Следует сделать специальные каналы для отвода воздуха, чтобы можно было без проблем устранить появившиеся пузыри. Такие воздухоотводы делаются из ракеля, если проводится сухая оклейка винилом, или выгонки, которая подходит для мокрого способа.
Последний этап – это ламинация.
Для пленок с печатью обязательна правильная ламинация. К сожалению, часто ламинируют таким же, но прозрачным материалом. Это в корне не верно. Использовать необходимо именно пленку для ламинации. Во-первых, она должна быть такого же уровня, что и печатная пленка, к примеру литая. Кроме механической защиты, правильный ламинат обеспечит защиту от УФ излучения и печать не выцветет через год, да и через пять тоже. К тому же, наносить пленку с ламинацией будет удобнее и проще.
Красота!.. Страннота?
В качестве послесловия поделимся интересным фактом: в Японии каждый год проходит мероприятие под названием «Itasha». 痛車 – буквально «Машина, боли», т.е. одновременно такая, за которую и до боли стыдно, и «боли для кошелька» из-за дороговизны превращения автомобиля в нечто, описанное ниже. В приципе термин изначально применялся к чрезмерно дорогим итальянским машинам японских нуворишей. Затем уже перекочевал на винилографию с аниме. Кстати, на первом чемпионате России использовался именно itasha-дизайн.
Автовладельцы и фанаты манги и аниме собираются на ивенте и демонстрируют свои… произведения искусства в виде авто, обклеенных пленкой/разрисованных изображениями любимых персонажей мультфильмов и комиксов. Причем оценивается не только экстерьер, но и интерьер автомобиля. Проще показать, чем рассказывать:
На Jalopnik есть публикация с кучей фото и доставляющим обсуждением (на английском). Вы, главное, дышите ровно и спокойно, когда будете смотреть фотографии =)
Кроме того, о мероприятии в свое время рассказал Дэнни Чу. Есть фоторепортаж, а также отрывок авторской передачи Culture Japan, посвященный данному мероприятию:
Кстати, передача отличная. Всем, кто интересуется Японией (и владеет каким-никаким английским), рекомендуем к просмотру.
Плейлист со всеми эпизодами на канале автора. (Осторожно! Затягивает надолго!)
Благодарим компанию ВИНК за технические консультации при подготовке поста.
Автор: Армен