Ведя со знакомыми диспут об эскадренных миноносцах-вертолётоносцах типа Hyūga (16DDH), порождение IHI Corporation (Япония), по вопросу: японский ли это «Мистраль» или масштабированный в «минус» советский авианесущий крейсер (ТАВКр пр. 1143), потроша сайты японской судостроительной промышленности, случайно наткнулся на творение Mitsubishi Heavy Industries судов Ramform(SSS) W-класса, о коих я и не знал и не слыхивал. Прежде, чем перейти к ним, не удержусь, и приведу фото самого предмета спора и цитату из wiki:
Официальная классификация как эсминец-вертолётоносец не соответствует реальным боевым возможностям корабля. Корабль значительно превышает по водоизмещению эсминцы-вертолётоносцы предшествующих типов, имеет сплошную полётную палубу и относительно большую авиагруппу, что позволяет классифицировать его как лёгкий авианосец. Авторитетный военно-морской справочник Jane’s Fighting Ships классифицирует его как вертолётоносец
[1]
Фотографии triangles-ship меня сразу впечатлили. Экие занятные пепелацы.
Как их называть и классифицировать на бытовом уровне?
Треугольные, дельта суда или короткие корабли? А может плавучие утюги?
В 2012 году норвежская сейсморазведочная компания Petroleum Geo-Services (PGS) оформила заказ на постройку двух (а в последствии ещё пары) Ramform-судов W-класса. Заказ был размещён на японской компании «Mitsubishi Heavy Industries». Суда являются представителями серии Ramform.
Могу предположить, что прообразом такого инженерного и дизайнерского подхода послужило судно «Марьята III», построенное судостроительной компанией «Tangen verft» специально для разведывательных целей с таким расчётом, что обеспечивается малая шумность работы механизмов и хода. Тишина и незаметность необходимы, что бы не создавалось помех записи измерений и прочих гидроакустических и электронных систем. Судно имеет высокую устойчивость, что облегчает работу датчиков на этой стабильной платформе. Для достижения высокой стабильности судна оно было выполнено в форме Ramform.
Большая ширина повлияла на метацентрическую высоту судна, которая составила около 16 метров. Судно настолько «живучее», что может продолжать функционировать даже при значительном повреждении части внутреннего набора. Естественно присутствует и «северный пакет»: длительное воздействие низких температур или большие количества воды/льда на палубе-не являются какой-либо существенной проблемой.
Корабль оборудован так, что он может работать в северных полярных регионах без перерыва очень длительный период времени.
FS Marjata это судно дальнего гидроакустического наблюдения и разведки, построенное для ВМС Норвегии еще в 90-х. специально для участия в проекте ELINT.
Основная зона деятельности разведывательного корабля ВМС Норвегии «Марьята III» располагается между 34 – 36 градусами восточной долготы — районе, находящемся в непосредственной близости от границы территориальных вод России. Точнее – всего около 30-40 километров (менее 20 миль) от побережья Кольского полуострова.
Внутренности «Марьяты» буквально нашпигованы дорогостоящей электронной начинкой и разведывательными инновациями.
На Северном флоте ВМФ России практически все российские моряки знакомы с ней и даже дали ей уменьшительные прозвища типа: «Машка», «Маруся» и даже «утюг», из-за своей похожести на этот предмет домашнего быта.
[3]
Возвращаясь к Ramform, можно отметить, что внешний вид этих судов нельзя спутать ни с чем, он разительно отличается от других геофизических судов
Как отмечает компания PGS: корабли типа «SSS Ramform» являются наиболее мощными и эффективными судами для морской сейсморазведки из всех когда-либо существовавших. Они также являются самыми широкими.
В этих судах соединены вместе все самые продвинутые морские технологии и возможности в области морской сейсморазведки «GeoStreamer».
Корма судна шириной 70 м оборудована 24 барабанами с сейсмическими косами. Они могут тянуть за собой сеть «сейсмокос», покрывающую площадь более 12 км[2] (эквивалентно 1 500 футбольным полям или трем с половиной Центральными паркам в Нью-Йорке).
Увеличенное рабочее пространство и уникальное оборудование делает операции с участием корабля более безопасными и функциональными.
Как для компании PGS, так и для её клиентов более быстрое развертывание и извлечение оборудования, а также увеличенная продолжительность пребывания в море означают быстрейшее завершение сейсморазведочных работ и увеличенный коэффициент непрерывной работы в неблагоприятных погодных условиях. Что влияет и на стоимость сейсморазведки и на её безопасность.
Автономность судов составляет 120 дней без дозаправки, они являются всепогодными. Интервал между заходом в порт для обслуживания может быть увеличен ещё на 50%.
В ноябре 2015 года судно Ramform Titan при проведении съемки в Бенгальском заливе установило своеобразный рекорд
Было задействовано 18 сейсмокос, каждая длиной 7,05 км, с расстоянием между ними в 100 м. Все вместе они образовали полосу шириной 1,7 км, а общая площадь сети составила 15,6 км2.
Впервые сейсмосъёмка такого объема была проведена с одного судна.
Судно берёт на борт более 6 тыс. тонн топлива и оборудования. При проведении разведки оно буксирует за собой сеть из нескольких сотен тысяч сейсмодатчиков.
Корабли типа «SSS Ramform» обеспечивают безопасное и комфортное проживание, а также рабочую обстановку для 80 членов экипажа. На борту имеется 60 одноместных кают, а также 10 двухместных кают для посетителей с раздельными санузлами.
Тип «Ramform» выделяется необычной Δ-видной формой корпуса в плане с широкой кормой.
Сами корабли ходят под Флагом Багамских островов, как и их многие «собратья», тяготеющие к экономии по налогообложению и портовым сборам.
Подробнее с техническими характеристиками судов Ramform класса Titan можно познакомиться с помощью инфографики, размещенной на сайте компании PGS.
Четвертый корабль Титан-класса, Ramform Hyperion, должен быть спущен на воду в 2017 году.
Видео с сайта компании PGS даёт представление о концепции, применении и перспективах таких судов:
Возвращаясь к японской судостроительной промышленности (и MHI в частности, где построили и строятся суда Ramform- класса) процитирую:
Японские корабли можно отличить по идеальному состоянию палуб и бортов. Красота достигается двумя способами:
- традиционной японской аккуратностью и вниманием к деталям;
- экстремально-молодым возрастом, который у многих кораблей не превышает 10 лет.
[2]
на фото эскадренный миноносец типа «Акидзуки» или «Акицуки» («Осенняя Луна»)
Не только идеальная чистота на палубе, но и узнаваемый, интересный дизайн, совмещённый с японской бережливостью, функциональностью и поэзией.
Причём это присуще не одним лишь военным кораблям, но и вполне гражданским судам: 9 августа 2014 — Diamond Princess посетила Владивосток.[4]
Примечание:
- Diamond Princess (Бриллиантовая принцесса) — большое круизное судно, находящееся в собственности и используемое компанией Princess Cruises. Изготовитель Mitsubishi Heavy Industries.
- FS Marjata 3: норвежские власти подверглись критике со стороны российской стороны во время и после поднятия затонувшего российской подводной лодки К-141 Курск. По мнению российской стороны действия судна были слишком агрессивными и своими маневрами могли сорвать спасательные работы. Корабль также находился в районе аварии в то время, когда она произошла.[5]
[2]edo_tokyo: «Всего за одно десятилетие состав ВМС самообороны Японии (JMSDF) пополнился 10 новыми эсминцами.»
[3]«Энциклопедия кораблей»
[4] 9 августа 2014 — Diamond Princess во Владивостоке-Roman Dmitrienko
[5]Iskaldt mellom Norge og Russland
видеоканал: Viktor L
www.shipmodels.info
www.vsegei.ru
www.marinetraffic.com
www.embjapan.ru
www.globalsecurity.org
www.flickr.com
www.smartage.pl/ramform-titan
Автор: AntoBro