Вчера в Политехническом музее состоялась встреча с американским режиссером-документалистом Гари Хаствитом, который успешно использовал метод народного финансирования для всех своих проектов. Его лекцию «Краудфандинг и общество будущего» и показ дизайн-трилогии Хаствита организовала команда Beat Film Festival в сотрудничестве с Planeta.ru. На протяжении часа Гари делился своим опытом, отвечал на вопросы зала, а также общался по скайпу с со-основателем сайта Kickstarter Чарльзом Адлером.
Операторы «Планеты» зафиксировали всю лекцию от начала до конца, и скоро мы выложим видео с русским переводом, а пока вкратце расскажем о чем шла речь.
Основная идея, которую пытался донести Хаствит, заключается в том, что краудфандинг – это не попрошайничество: «Вы не просите денег, вы приглашаете людей стать частью своего проекта». Краудфандинг — это со-творчество, и главная задача авторов – вовлечь целевую аудиторию, чтобы кампания стала развлечением для обеих сторон: акционерам было бы интересно следить за динамикой проекта и чувствовать себя его частью, а создателям — интересно общаться с аудиторией и получать от нее бесценный фидбек. Например, для своего фотопроекта «Olympic City» Хаствит с партнером объявили голосование на тему: «Какой город, принимавший Олимпиаду, стоит включить в свой фотопроект?». Первое место, как ни странно, с большим отрывом заняла Москва, второе — Берлин и третье — Токио. И это одна из причин визита Хаствита в Москву.
Второй актуальный тезис: «краудфандинг – не волшебство!», как думают многие… Это не магическое действо и не генератор легких денег, нужно усиленно трудиться, доказывая уникальность, состоятельность и необходимость своей идеи, проекта. Цели должны быть скромными.
Хаствит отметил также важную составляющую системы краудфандинга – доверие к авторам проектов. «Возможно, именно этого не хватает русским? Должны быть состоящиеся, признанные художники, артисты, которые бы использовали краудфандинг для реализации своих проектов, тогда дело пойдет и в России. Нужно создать критическую массу интереса, чтобы люди увидели состоявшиеся проекты».
Чарльз Адлер по скайпу рассказал о тенденциях в мире краудфандинга, и о том, как изменился характер проектов за последние три года. Адлер заметил, что «авторы проектов не всегда понимают какие культурные механизмы задействованы в краудфандинге», и что «сейчас авторы проектов все больше анализируют на Кикстартере свои риски, а не ищут единомышленников», как это задумывалось изначально. И как нам показалось, это его не особенно радует, так как все соучередители Кикстартера люди творческие и занимаются разными видами искусства.
В конце лекции Гари ответил на вопросы зала. Мы узнали, что Гари является большим поклонником Дэвида Линча, что он не смотрит телевизор и не понимает, зачем он вообще нужен, и зачем нужна система дистрибуции, если есть интернет и можно выстраивать отношения напрямую. А также, что «хороший графический дизайн – это моя слабость, проект сразу выглядит более реальным!». Говоря о будущем краудфандинга, Хаствит подчеркнул, что он может решить много проблем, в том числе социальных. Хорошо, что в мире появляется все больше площадок для народного финансирования, так как у людей есть возможность продвигать проекты в своей стране: «Желаю вам успеха. Главное, не сдавайтесь!»
Показ фильмов Хаствита «Objectified» и «Urbanized» состоится 21 ноября в 19.00 и 21.00 в Лектории Политехнического музея.
Автор: JuliaP