Здравствуйте, дорогие читатели!
Если кто-то пока не заметил, напоминаем: у нас вышла роскошная книга легендарного американского фотографа Брюса Бэрнбаума "Сущность фотографии: умение видеть и творить"
Под катом — перевод вдумчивой и слегка многословной статьи господина Бэрнбаума о секретах фотографического творчества. Мы бы сказали, тизер к книге.
Всем приятного чтения
Смотреть на вещи просто. Мы постоянно на них смотрим, даже не задумываясь об этом. То и дело мы бросаем взгляд на тот или иной предмет, но так ли часто мы действительно видим то, на что смотрим?
Книга Сущность фотографии. Умение видеть и творить рассказывает о том, что фотограф не может быть сторонним наблюдателем. Фотограф должен улавливать взаимосвязи между предметами в сцене, независимо от того, является ли она постановочной (студийной), уличной, пейзажной архитектурной или любой другой. Фотограф должен видеть, как элементы сцены соотносятся по форме, очертаниям, тонам и цвету, причем рассматривать эти отношения в контексте трехмерной панорамы, открывающейся у него перед глазами. Фотограф должен распознавать, как цвета, линии, очертания и оттенки на переднем плане сочетаются с цветом, очертаниями и т.п. на среднем и заднем плане. Фотограф должен уметь замечать, что достаточно сместиться на десять сантиметров вправо – и вся панорама перед глазами значительно улучшится. Фотограф-портретист должен подсказать модели, как ему (ей) расположиться на светлом или темном фоне, либо как подобрать более выгодную позицию в сложном интерьере или на местности, чтобы снимок получился выразительнее. Фотограф должен разбираться в типах освещения, знать достоинства и недостатки каждого из них. Освещение, идеально подходящее в одной ситуации, может быть неприемлемо в другой.
Свет и творчество
Чтобы научиться различать такой свет, который украсит сцену, и такой, что только отвлекает от нее внимание, требуется опыт. Поскольку фотоаппарат запечатлевает лишь свет, фотограф должен научиться видеть свет, понимать, как он подчеркивает или портит линии, очертания, цвета, размерность и другие аспекты сцены. Умение видеть свет приобретается с опытом, поскольку на самом деле человек привык присматриваться не к освещению, а к предметам. Мы занимаемся этим с рождения. Младенец учится узнавать маму, папу, а затем — и другие объекты, которые кажутся ему важными. Но никто не пытается посмотреть на маму или на кого-либо (что-либо) еще как на совокупность светотеней. Человек не учится соотносить линии, очертания, фигуры — например, чем похожи и чем отличаются овал маминого и овал папиного лица. Нет, человек присматривается к чертам лица как таковым. Итак, умение рассматривать элементы конкретной сцены в контексте их освещенности, как совокупность линий, форм и контуров отнюдь не приобретается само собой. Фотографическому зрению нужно учиться.
Это сложно, поскольку глаз и фотоаппарат «видят» по-разному. Когда вы изучаете сцену невооруженным глазом, радужка то расширяется, чтобы вы могли лучше увидеть самые темные участки сцены, то сужается, чтобы самые яркие пятна не так резали глаз. Итак, в сущности, любую сцену вы рассматриваете с переменной апертурой. Но когда вы спускаете затвор фотоаппарата, вся сцена запечатлевается в одной апертуре – той, которую вы установили. Если вы не разбираетесь в технических тонкостях управления контрастностью в процессе подготовки снимка (речь может идти о традиционной пленочной экспозиции или о цифровой съемке), то рискуете потерять массу информации, которую рассчитывали сохранить в итоговом изображении.
Проблема дополнительно усугубляется из-за того, что у фотоаппарата всего один объектив, а человек обладает бинокулярным зрением. То есть, вы одновременно видите сцену левым и правым глазом, поэтому она приобретает глубину, которую не улавливает фотоаппарат. Попробуйте рассмотреть сцену одним глазом — тогда вы убедитесь, что глубина ее значительно ослабнет. Если вы хотите передать глубину снимка, то должны усвоить, как «одноглазый» фотоаппарат «видит» сцену при различном освещении, научиться распознавать, какое именно освещение помогает подчеркнуть глубину сцены.
Все это довольно сложно. Удивительно, но многие считают: «я взял в руки фотоаппарат – вот я и фотограф». Все равно, что утверждать: «у меня есть ручка – вот я писатель». Все совсем не так. Фотография бывает предательски сложной. Но некоторые обладают врожденным талантом к фотографированию, и осваивают это искусство быстрее.
Люди, интересовавшиеся моими семинарами, либо некоторые из моих студентов нередко говорили, что у них «глаз наметан». У некоторых – действительно. Как правило, они имеют в виду, что умеют находить красивые сцены. И хотя мне совсем не нравится их разочаровывать, оказывается, что подыскать годную сцену может практически каждый. Человек, впервые оказавшийся в долине Йосемити, едва ли не обратит внимания, как там красиво. Но большинству людей после этого покажется, что у них «глаз наметан». Нет, все не так просто. Наблюдательный фотограф умеет улавливать такие взаимосвязи между формами, которые просто бросаются в глаза, если рассматриваешь сцену в одном ракурсе, но отнюдь не так заметны, стоит немного изменить точку обзора. «Глаз наметан» означает, что вы понимаете, при какой погоде или каком освещении данная сцена выглядит экстраординарно, а при каких условиях – довольно неброско. Опытный фотограф умеет быстро заметить необычную и особенно интересную сцену на оживленном перекрестке в суете, которая царит там практически круглосуточно. С опытом вы научитесь подмечать моменты, когда сила и тип света, падающего на лицо человека, вкупе с интересным поворотом головы, позволяют сделать шикарный портрет, выделяющийся на фоне большинства студийных снимков или фотографий «Vip-персон», выступающих с «важной речью», какие можно повстречать на 6-й странице ежедневной газеты.
Чтобы создавать хорошие снимки, нужно научиться видеть свет и взаимосвязи предметов в сцене. Научиться видеть как фотоаппарат. Было бы здорово, если бы фотоаппарат мог видеть как человек, но, к сожалению, это не вариант.
Личные интересы как отражение творчества
Осваивая искусство видеть свет и улавливать взаимосвязи между предметами, вы также должны подобрать себе тематику и выбрать ритм. Энселу Адамсу нравились пейзажи, точнее — горы, и его лучшие фотографии, бесспорно – как раз те, на которых изображены такие величественные ландшафты. Возможно, он стал бы хорошим фотографом-портретистом, но портреты в его исполнении определенно не сравнились бы с такими пейзажами, и он не снискал бы той славы, которую имеет. Возможно, Август Зандер стал бы хорошим фотографом-пейзажистом, но созданные им портреты немецких рабочих – это ошеломляющие, волнующие, пронзительные изображения. Эти и другие великие фотографы всегда тяготели к определенному жанру, имевшему для них особое значение, постепенно отходя от других тем. Вот почему у них получались столь выдающиеся работы.
Мои интересы эволюционировали от пейзажной фотографии к абстракции, а затем к монументальной древней архитектуре. На протяжении всего творческого пути я старался расширять имеющиеся интересы, не отступая от них полностью. Другие действуют иначе. Кто-то сразу определяется с интересами и придерживается их всегда. Некоторые легко меняют интересы, отбрасывая старое и прикипая к новому. Другие начинают с разнообразных интересов и постепенно сужают спектр до одной-двух тем, с которыми работают до конца своих лет. Какой подход верный? Какой ошибочный? Оказывается, все варианты хороши, нет более или менее выигрышных. Ваш творческий метод должен отвечать вашим интересам. То, что пригодилось мне, может не подойти вам или другому фотографу – и наоборот. Так вы сможете сформулировать собственные интересы, найти канву, ваш уникальный творческий путь. Так вы признаете, что ваши интересы могут изменяться, расширяться и конкретизироваться. Поймете, что вы и только вы можете определить, чего хотите от фотографии. Одному вам решать, как она будет выглядеть, что вы хотите продемонстрировать, чего избежать, что подчеркнуть — иными словами, о чем должна рассказать ваша фотография. Она ваша, и со временем вы выработаете свой стиль и курс.
Некоторые преподаватели фотоискусства подталкивают учеников ограничиться какой-то узкой сферой интересов. Я против такого подхода. Каждый человек многогранен. Разумеется, в жизни у нас много интересов; как же ограничиться всего одним интересом в фотографии?
Креативные изображения — придерживайтесь фотографического ритма
Бывают фотографы, которым нужно выбрать жанр, исследовать его, сориентироваться там и постепенно понять, как в нем работать – а лишь потом у них начинают получаться снимки-шедевры. Я знал несколько фотографов, прошедших такую эволюцию. Их первые снимки ничем не блистали, хотя сам фотограф просто пылал энтузиазмом к выбранной тематике. Но время шло, они настраивались на нужный лад, их фотографии становились все боле интересными, рафинированными, глубокими. Фотографы находили свой путь и двигались по нему с невероятной силой, изяществом и мастерством.
Харрисон Бранч, много лет возглавлявший факультет фотографии в университете штата Орегон, впервые осматривая новое место, где собирался фотографировать, сперва всякий раз приходил туда без фотоаппарата. Если место казалось ему интересным, он возвращался туда – вновь без фотоаппарата – чтобы лучше рассмотреть все нюансы. Наконец, после нескольких визитов, он уже приходил с фотоаппаратом и снимал.
Я работаю совсем не так как Харрисон. На самом деле, я и не смог бы работать как Харрисон. На совместных семинарах мы обсуждали такую разницу в подходах с нашими слушателями. Обычно я быстро подмечаю вещи и активно на них реагирую, либо не реагирую вообще. Оказавшись на новом месте, я делаю там мои наиболее сильные снимки почти без подготовки. Постепенно исследуя это место, я нахожу материал для более деликатных работ.
Не знаю, почему мне удается увидеть все самое интересное почти сразу — но ведь получается! Снова и снова ловлю себя на этом. Какой метод правильнее: моя спонтанная реакция или харрисоновский тщательный анализ? Правильно и то, и другое. Метод Харрисона отлично ему подходит. Он знает свой ритм, и лучше всего работает в своей манере. Я – в своей. Вам придется выработать собственный стиль. Вполне вероятно, что мой метод и метод Харрисона – это две крайности, а другим подойдут какие-то промежуточные варианты. Отлично. Нужно работать с удобной для вас скоростью, в оптимальном ритме. Собьетесь – вылетите из игры. Стремитесь в свою зону комфорта.
Как инструментарий влияет на творчество
Во многих отношениях цифровая фотография полностью перевернула подход к фотоискусству. Обычно фотограф сначала смотрел, потом снимал, уделяя время на композицию изображение, поиск взаимосвязей в кадре и лишь потом спуская затвор – даже если специализировался в столь динамичном жанре, как уличная фотография. Сегодня большинство фотографов, работающих с цифрой, сначала снимают, а потом смотрят. Сначала изображение экспонируют, потом проверяют на дисплее камеры, что получилось. С цифровыми фотоаппаратами такой стиль работы естественен, поскольку если отснятый кадр вам не нравится – вы его просто удаляете. На пленке так сделать нельзя, вы постоянно движетесь от предыдущего кадра к следующему. Цифровая фотография определенно раскрепощает, позволяет снимать больше, но это палка о двух концах, поскольку в таком случае может получаться много откровенного брака.
По-моему, «фотографический ритм» — это нечто другое. Вы просто желаете, надеетесь, нажимаете кнопку, а потом смотрите, что вышло. Никакого личного ритма тут нет. Просто погоня за количеством, которое, если повезет, начнет переходить в качество. Признаться, я и сам могу удалить несколько цифровых экспозиций, но почти всегда дело в том, что я не угадал контраст, который, как мне казалось, уложится в пределы выбранной выдержки – а он получился слишком резким. Либо по другим схожим причинам. Но не из-за неудачной композиции и не из-за того, что снимок серьезно режет глаз.
Сущность фотографии
Конечно, это еще не все. Учитесь самовыражению через фотографию, так, чтобы снимки были наполнены смыслом и даже немного тяжеловесны. Здесь не обойтись без визуальных исследований, экспериментов и, конечно, без личного удовлетворения. Нужно найти сцену, постановочную или естественную и распознать, каким потенциалом для вашего самовыражения она обладает. Нужно стремиться к созданию не менее впечатляющих снимков, чем у Энсела Адамса, Эдварда или Бретта Уэста, Корнелла Капы, Имоджен Каннингем или Себастьяна Сальгадо
Автор: Издательский дом «Питер»