Программистам теперь приходилось думать не только о том, как программа справится с задачей, но и о том, как пользователь справится с программой, чтобы выполнить задачу. Стало ясно, что хороший пользовательский интерфейс может повысить продажи. Если приложение простое и интуитивное в использовании, пользователи большего с ним добьются и останутся довольны.
Первым шагом стала стандартизация. В числе того, что сделал Macintosh, а позже и Windows, было введение в обиход ряда взаимодействий с программами, которые мы сейчас воспринимаем как норму. Меню «Файл» с возможностями вроде «Создать», «Открыть», «Сохранить» и «Закрыть» стало распространённым повсеместно. На диалоговых окнах появились кнопки «Ок» и «Отмена». Все эти команды делали именно то, чего от них ожидаешь.
Своего максимального развития эти идеи достигли в основополагающей книге Алана Купера «Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия», в которой были кодифицированы и разъяснены многие дизайн-паттерны, которые пользователи уже стали воспринимать как должное, а также был проложен путь для новых идей, призванных усовершенствовать взаимодействие между людьми и компьютерами.
Увы, в наши дни всё, что окружает нас в сети, показывает, что эти, очень дельные и полезные, соображения понемногу утрачиваются.
Кнопка «Ок» отмирает
Одним из фундаментальных принципов, широко применявшихся в разработке графических пользовательских интерфейсов, была предельная ясность относительно того, какое действие будет выполнено при клике мышью. Если, скажем, пользователю выдается диалоговое окошко с рядом вариантов, из которых нужно выбирать, на нем всегда должна быть кнопка «Ок», которая сохранит внесенные изменения, и кнопка «Отмена», которая их отклонит.
Кнопки «Ок» и «Отмена» играли важную роль. Пользователь мог зайти, например, в «Настройки», изменить там какие-то параметры, а затем нажать на «Ок» и быть уверенным, что изменения вступили в силу. Но нередко бывало и так, что человек что-то поменял, а потом подумал: «Хотя нет, хочу, чтобы всё было как раньше». Тогда он нажимал кнопку «Отмена», и всё возвращалось в исходную точку. Никакой трагедии.
К сожалению, эта простая и понятная схема каким-то образом затерялась при переходе в интернет.
В интернете часто можно видеть страницы с настройками без кнопок «Ок» и «Отмена». Вместо кнопок нужно нажимать на крестик в правом верхнем углу – тогда диалоговое окно закроется, а все внесенные изменения сохранятся.
Но что если вы внесли изменения, а потом решили, что они вас не устраивают? Как тогда всё сбросить и пренебречь этими изменениями? Никак. Ответственность теперь на вас, бедолаге – придется самому вспоминать, что именно вы меняли, и приводить всё в прежний вид. А вспомнить порой бывает непросто.
Еще того хуже, когда для закрытия диалогового окна вообще нужно кликнуть на область экрана за его пределами, а потом сидеть и думать: «Так мои изменения сохранились или нет?» Кнопки «Ок» и «Отмена» необходимо вернуть.
Требуется ловкость при управлении мышью
Другое изменение, которое действует на нервы – от тех, кто пользуется мышкой, теперь требуется хирургическая точность в движениях (не говоря уж о тех, кто пользуется тачпадом). В какой-то момент выполнение обычных действий стало возможно только с прокачанной мелкой моторикой.
Одна из замечательных возможностей, которые дают нам графические пользовательские интерфейсы – изменение размеров окон, а также перемещение их по экрану. С приходом мониторов очень большого размера, это стало вдвойне полезным. Однако поставщики операционных систем (недобро кошусь на вас, Windows) начали создавать сложности при растягивании и перемещении.
В новых версиях Windows я поразительно много времени трачу на то, чтобы захватить мышкой нужный участок в углу или на краю окна приложения и изменить размер. Если же мне нужно перетащить окошко, часто бывает трудно отыскать подходящее место в верхней части, которое можно захватить для перетаскивания. Раньше у окон приложений были бросающиеся в глаза заголовки, разглядеть и кликнуть не составляло проблемы.
Посмотрите на вкладки в своем браузере. Если у вас, как и у большинства людей, их открыта целая куча, то куда же вы поставите курсор, чтобы переместить окно в более удобное место?
Раньше такие аффордансы (этот термин ввел в обиход Дон Норман в своей замечательной книге «Дизайн привычных вещей») можно было быстро найти и без труда использовать. Границы окна были шире, и ухватиться за них было проще; то же можно сказать и о заголовке. Но, как я понимаю, ради эстетичности границы истончились до предела, и теперь попасть на них мышкой не так-то просто.
Это что за приложение?
Идем дальше. Случается такое, что я вообще не уверен, какое приложение сейчас передо мной. В прежние времена приложения ясно заявляли о себе – в заголовке значилось их название. Сейчас не то.
Вот, например, какое это приложение?
Ну да, понятно, что браузер. Но какой именно – Google Chrome? Firefox? Кто бы знал. На самом деле, это Microsoft Edge. Но как я должен об этом догадаться, глядя на приложение? Насколько вижу, этой информации там просто нет. Нужно переходить куда-то еще, чтобы разобраться, что же все-таки перед тобой. Гр-р-р.
Свою тираду о Microsoft Edge как неотвязном и совершенно неустранимом раздражителе отложу до другого раза.
Всё стало серым
Цвет – действенный индикатор. Мы знаем, что если перед нами что-то красное, нужно быть настороже, а если зеленое – можно расслабиться и наслаждаться жизнью. В пользовательских интерфейсах цвет также приносил много пользы. В золотой век графических интерфейсов было принято делать кнопку цветной, чтобы показать, что она активна и на нее можно нажать, а неактивные кнопки оставлять серыми. Подобным же образом активные вкладки раньше маркировались яркими цветами, а неактивные – тусклыми, серыми.
Вот, например, какая из этих вкладок активна?
В какой-то момент дизайнеры, похоже, решили, что серый и черный – аккуратные, стильные цвета, и перестали пользоваться яркими оттенками, чтобы размечать границы и описывать состояния. Я видел даже такие интерфейсы, где выбранный элемент отмечался темно-серым цветом, а невыбранный – светло-серым. Послушайте, серый цвет – это вообще не про активность или сфокусированность. Синий – да. Зеленый – да. Серый – это отсутствие фокуса.
Мне кажется, произошло следующее: дизайнеры пришли к справедливому выводу, что серый действительно предпочтительнее черного, а затем слишком увлеклись этой мыслью и стали красить серым всё подряд. Но серый не предпочтительнее всех прочих цветов.
Главное – эффектность
Меня печалит то, что для разработчиков приложений и операционных систем эффектность как будто бы стала важнее, чем полезность и простота в использовании. Работать с программами должно быть легко. У людей должна быть возможность делать то, что им нужно, не прилагая лишних усилий и не гадая: «Что это сейчас произошло?» Хорошо то приложение, которое просто выполняет свою задачу, не заставляя меня ломать голову или читать мануалы. Форма – это важно, но приносить функциональность в жертву на алтарь формы – это провал. Ну да, согласен, мелкий жемчуг. Но эта эпидемия плохих решений в юзабилити очень раздражает и разочаровывает. Раньше было лучше.
Автор: InlyIT