Положительный опыт применения ретрокомпьютеров-бейджей на прошедшей в мае конференции в Белграде (новость на Хабре и на Hackaday) побудил руководство Hackaday повторить эксперимент на следующем мероприятии — Superconference, или сокращённо Supercon, которая пройдёт в ноябре в Пасадине. Новая модель гаджета ещё интереснее.
Он поставляется с ремешком, позволяющим носить его как бейдж, включён в стоимость посещения конференции, и оставляет позади по характеристикам настольные компьютеры восьмидесятых. В оригинале ссылка на страницу приобретения билетов приведена два раза в начале статьи и один раз в конце — это SEO-приём? — я же приведу её один раз.
Как и прежде, он содержит цветной дисплей разрешением 320х240 пикселей, полную QWERTY-клавиатуру и неисчерпаемые возможности программирования. В его прошивке снова есть и Бейсик, и CP/M, но предустановленных игр теперь несколько, и появились пасхалки. А что выжмут из всего этого участники конференции за те три дня, в течение которых она будет проходить — посмотрим.
Разработчиком второй модели бейжда, как и первой, является Войя Антонич — тот самый, автор компьютера Galaksija, увидевшего свет в 1983 году. И новая разработка тоже может быть при желании повторена и вами. Выглядит устройство потрясающе, но ещё интереснее взять его в руки и набрать программу на Бейсике на клавиатуре, которая, как и у предыдущей модели, громко щёлкает. Вдумайтесь в это число: 30000 кнопок. Столько их потребовалось, чтобы изготовить компьютеры для всех участников.
Как он устроен и что с ним можно сделать?
Бейдж снова оборудован дисплеем, вмещающим довольно много хорошо читаемого текста. Он опять полноцветный, что понравится авторам демок, но его, разумеется, можно использовать и в качестве монохромного. Сборку машин в этот раз будет производить компания Macrofab, которая сама оплатила часть их стоимости. У пяти компьютеров-прототипов платы красные, у серийных они будут чёрными. В правом верхнем углу снова расположен RGB-светодиод, а в Бейсик включён оператор для управления им.
Самое интересное происходит на обратной стороне платы. Обработкой данных занимается микроконтроллер PIC32MX370, а микросхема SST26VF016BT добавляет 16 мегабайт (не гигабайт!) флеш-памяти. И то и другое подарено компанией Microchip.
Там же расположены усилитель и динамическая головка. Программировать трёхголосные мелодии (привет, ВИ53) можно на Бейсике и Си.
Нововведением стала макетная плата для сборки периферийных устройств к компьютеру. Подключается она к гребёнке, такой же, как у первой модели, и имеет крепёжное отверстие. В плате самого компьютера теперь предусмотрено такое же отверстие, которого в соответствующем месте платы первой модели не было. Здесь показан прототип макетки, серийный вариант будет также чёрным. На ней предусмотрены площадки для приставок, управляемых по шине I2C, изготовленных согласно спецификации.
На гребёнку выведены четыре GPIO, управляемых из Бейсика, шина I2C и последовательный порт. На конференцию рекомендуется взять PICKIT и кабель с FTDI.
На предыдущей конференции к гребёнке чего только не подключали. Ещё до обеда на экране одного из бейджей можно было дистанционно порисовать со смартфона, сопряжённого с ним по WiFi. Другие компьютеры были «обучены» обмену данными по радиоканалу непосредственно между собой (вспоминаем Cybiko?).
Лезем в прошивку
Прошивку написал Яромир Сукуба, и работа над ней продолжается на GitHub прямо сейчас. Он начал с готового токенайзера, доработал его, а затем добавил функции по управлению динамической головкой, RGB-светодиодом, GPIO, дисплеем, работой с ОЗУ при помощи команд PEEK и POKE, и.т.д. Как и прежде, здесь есть эмулятор Z80 и ОС CP/M, а микросхему дополнительной флеш-памяти можно использовать в качестве дискового пространства для этой ОС.
Рекомендуемые темы проектов:
- программы на Бейсике
- трёхголосная музыка
- ПО для ОС CP/M
- управление периферией по GPIO, I2C и последовательному порту
На предыдущей конференции многим понравилась двухпользовательская игра, где на экране компьютера одного из игроков корабль стрелял лазером, и луч «телепортировался» на экран компьютера другого игрока. А вы сможете сделать, например, четырёхпользовательскую версию такой игры?
Компьютеров будет изготовлено столько же, сколько зарегистрируется участников, без запаса, и если вы не попадёте на конференцию, то купить такой бейдж отдельно вряд ли сможете — участники не захотят их продавать. Но так как он является открытым аппаратным обеспечением, можно никуда не ехать, а сделать его самостоятельно — пусть и на не очень красивой плате, зато свой. А это означает, что подобные машины могут появиться и на других крупных мероприятиях, так или иначе связанных с ретрокомпьютингом, включая Chaos Constructions.
Автор: tormozedison