Развитие кремниевой долины: день в техшопах, общие качества мобилизаторов, партнерские бизнес-модели. Первая часть здесь.
Техшопы — еще один пример развивающих форматов цифрового производства. Сегодня в мире работают 11 техшопов, которые посещают более 10 000 человек. 8 находятся в США, по одному во Франции, Японии и ОАЭ. Выручка сети в 2015 году составила 14 миллионов долларов.
Вечер субботы в техшопе Сан-Хосе
В Калифорнии три техшопа — в Сан-Франциско, Сан-Хосе и на полпути между ними в Рэдвуд Сити. Техшоп в Сан-Хосе — это 12 цехов: Laser Studio, 3D Studio, Machine Shop, Hot Shop, Plastics Area, Grinding Room, Finishing Room, Electronics Lab, Metal Shop, Wood Shop, Textiles Area, Garage Area.
Сотни видов оборудования в них — гидроабразивный станок, плазморезки, 15-ти тонный пресс, лазерные граверы и резаки, 3D принтеры, швейные машины. Самый высокий спрос на лазерные резаки, иногда их надо бронировать заранее и ждать очередь. Много компьютеров с программным обеспечением CAD/CAM. В каждый техшоп вложено более миллиона долларов в станки и инструменты, технологии и оборудование. Техшопы открыты для всех и работают с раннего утра до полуночи.
Техшоп в Сан-Хосе работает с 2006 года. В бизнес-модели предусмотрено все необходимое для того, чтобы реализовать любые идеи, включая цифровую систему управления для задуманных проектов. Тех, кто не имеет опыта в производстве — увлекательно научат, а тем, кто опытен, предложат помощь в проектировании и экспериментах. За 120 долларов и несколько вечеров новичков здесь научат, к примеру, сварке.
В техшопах каждый день проводятся 5-10 групповых занятий для взрослых и детей. Среди них такие курсы, как производство из композитов, проектирование и изготовление мебели на фрезерных ЧПУ, красивая вышивка с помощью ЧПУ швейных машин и многие другие.
Расписание занятий на месяц
Годовой абонемент в техшоп стоит 1650 долларов в год, принцип работы очень схож с фитнес-клубами: владельцам клубной карты доступно всё оборудования для материализации своих идей. К сожалению, в Techshop San Jose не оказалось книжной и сувенирной лавки, проспектов, журналов и книг о техшопах и современном производстве. Нам показалось, что не хватает нормального объяснения, что такое техшоп, чем интересны классы, что можно сделать с оборудованием. При этом, книги и журналы издательства Maker Media, увлекательно рассказывающие о методах современного производства и всех возможных «сделай сам» направлениях, продаются в каждом книжном и почти на каждом газетном прилавке Калифорнии.
Когда мы уходили поздним субботним вечером, в цехах техшопа продолжали что-то паять, резать, около десятка человек что-то программировали. А воскресным утром следующего дня в Техшопе Рэдвуда мы встретили команду из нескольких преподавателей и полутора десятков посетителей, которые увлеченно работали над проектированием автономных автомобилей. Группа из 7 девушек училась шить с помощью швейных машин с числовым программным управлением.
Основные общие качества пространств-мобилизаторов и других подобных техшопам мест – активное сообщество, доступность и открытость, комплексная инфраструктура.
Сообщество. Вокруг собирается сообщество пассионарных энтузиастов, которые с удовольствием работают с оборудованием и решают задачи своих проектов. Предприниматели, студенты, производственники, изобретатели, инвесторы – все они включаются в экосистему, с помощью которой проектам, находящимся в самой ранней стадии развития, иногда удается трансформироваться в бизнес с ощутимым возвратом на инвестиции. Мобилизаторы часто проводят мероприятия (отслеживать и записываться на них можно на eventbrite.com и meetup.com), на которых люди разных сообществ встречаются и обсуждают проекты, новые идеи, развивают отношения.
Доступность. Мобилизаторы, как правило, расположены в центре городов с расчетом на то, что проходящие мимо могут в них зайти даже поздно вечером.
Окна техшопа в субботу ночью — в витринах продукты техшоперов, включая деревянные барбекюшницы
Гостем техшопа вполне могут люди, обладающими нулевыми знаниями в производстве, дизайне или программировании. В 2016 техшоп в Рэдвуде запустил мобильный проект вместе с Fujitsu – «Techshop inside», мобильную мастерскую для увлекательного, проектно-ориентированного обучения STEAM (science, technology, engineering, arts, math) в тех городских районах, жители которых не имеют доступа к современному техническому образованию.
Инфраструктура. Команда, оборудование, программное обеспечение, образовательные программы – все необходимое для того, чтобы превратить свою задумку в первый прототип, в MVP (Minimum Viable Product), пройти через валидацию гипотез и вывести продукт на краудфандинговую платформу. Должности помощников в командах техшопов – “dream consultant”, по сути — консультант по материализации мечты. Их ключевые показатели эффективности – скорость освоения вами инструментов, оборудования, CAD/CAM для реализации вашей идеи.
Еще один тренд долины – развитие бизнес-моделей взаимного дополнения ресурсами возможностей различных компаний. Пример – работа трех производственных компаний –контрактных производителей fictiv.com и sculpteo.com, глобального гиганта flex и технологического коворкинга Techshop. Эти компании расположены в Сан Франциско на минимальном расстоянии друг от друга.
В том числе благодаря этому их бизнес-модель работает через синергию различных ресурсов.
Ресурсы Fictiv и Sculpteo — удобный и простой онлайн маркетплейс для b2c заказов, молодая и энергичная команда предпринимателей. Скорость в исполнении заказов: готовность изготовить и доставить детали за 24 часа.
Ресурсы TechShop — открытый до полуночи для производства малых заказов и прототипов парк оборудования и энергичная, очень молодая, почти без бизнес-опыта команда.
Ресурсы Flex, микрофабрики и инновационной лаборатории — высокоточное дорогое производственное оборудование и высококомпетентные дорогие специалисты.
Благодаря неформальному (или формальному, не суть) партнерству все три компании зарабатывают тем, чем по отдельности заработать невозможно или очень сложно. Fictiv и Sculpteo принимают заказы (3D модели деталей) через простой и удобный веб-интерфейс. При этом для компании нет необходимости нести затраты на содержание парка производственного оборудования и дорогих специалистов: эту функцию выполняет микропроизводство Flex. Задачу «spark the curiosity», фактически – маркетинг, создание и развитие нового рынка сложных DIY продуктов решает TechShop.
Также представьте, что происходит, когда люди из этих компаний, команды, заказчики и клиенты, встречаются на митапах или вечером за кружкой пива. Из обсуждения их идей, мыслей и желаний они начинают создавать новые продукты, сервисы и компании. И благодаря экосистеме относительно быстро растут.
Резюме части 2:
1. В городах кремниевой долины для каждого реализована возможность зайти с идеей и уйти с продуктом, воспользовавшись станками, оборудованием, инструментом и помощью команды техшопов. За последние три года число техшопов увеличилось, они пользуются популярностью, в том числе, во Франции, Японии, ОАЭ. План запуска на ближайшие годы – в десятках других стран.
2. Техшопы открыты и расположены в центрах городов, реализуя, в том числе, маркетинг ценности индивидуального и командного производства и созидания – для баланса потребительских моделей.
3. Компании долины используют преимущества бизнес-моделей взаимного дополнения ресурсами возможностей различных компаний и синергии через обмен ресурсами. Пример – Fictiv, Sculpteo, Flex и Techshop.
Роль новых компаний в трансформации отраслей, выводы и резюме – в третьей части статьи.
Более подробно о техшопах, статистика развития, проекты, success stories — здесь
Авторы: Павел Биленко (Pavel_Bilenko at skolkovo.ru), Максим Фельдман (Maxim_Feldman at skolkovo.ru). Московская Школа управления СКОЛКОВО, 2017.
Автор: Павел Биленко