Ушами можно любить, на них можно вешать лапшу. А ещё ушами можно… видеть.
Много лет назад голландец Питер Мейер, сотрудник научно-исследовательского отдела компании Philips, начал работу над проектом Seeing With Sound, призванным заменить зрение незрячим людям. Идея была весьма необычной и на первый взгляд довольно спорной. Человеческий
По отзывам экспериментаторов, после долгих и регулярных тренировок незрячие люди, пользующиеся vOICe'ом, могли передвигаться в помещениях, не натыкаясь на предметы, и даже читать крупный текст, например надписи на вывесках.
Такой проект не мог не привлечь внимание трансгуманистического сообщества РТД еще в 00-х, но только к середине 10-х прогресс железа и интернет-ресурсов позволил дать разработке vOICe новый импульс и организовать кампанию на Boomstarter, которая сегодня успешно завершается более чем на 100%. Базовый проект предусматривает создание 5 пилотных экземпляров системы для слепых пользователей плюс их обучение, но если кто-нибудь желает помочь еще одному человеку с ограниченными возможностями стать немножко Бэтменом, а заодно получить софт и обучающие материалы для экспериментов и сувенир на память, то это можно успеть сделать до 20:34 MSK 4 августа. Более подробно о проекте можно почитать на странице кампании, а сейчас несколько слов об истории его разработки от Яны Артищевой ака telegamochka:
Пять лет назад решили создать подобную систему и мы. Меня эта тема заинтересовала, т. к. имела непосредственное отношение к созданию носимого компьютера (НК). Кроме того, в то время наголовные дисплеи были малодоступны, дороги и громоздки, и меня интересовала разработка звукового интерфейса к НК. Так что когда мои друзья из РТД рассказали мне о проекте vOICe, я с большим интересом присоединилась к разработке.
Мы создали vOICe-систему на базе ASUS'овского нетбука и спортивного «хайратника» со вшитой в него веб-камерой. Система получилась громоздкая, не самая удобная, с небольшим (меньше часа) временем работы — но вполне пригодная для экспериментов.
К сожалению, в форумах незрячих мы не нашли поддержки. Не нашлось даже людей, которым бы было интересно опробовать систему. Впрочем, нетбук со стандартной ОС, лямками креплений и проводом от укреплённой на голове вебкамеры был малопригоден для того, чтобы незрячий человек мог им воспользоваться без посторонней помощи. Прототип есть прототип — и не более того…
Что гораздо менее удивительно — не заинтересовал наш проект и гос.институты.
И мы начали самостоятельно осваивать систему. Но зрячим это сделать гораздо сложнее. Во-первых, мотивация — она гораздо менее сильна. Да, мы сделали систему. Да, ею интересно научиться пользоваться. Интересно — но не более. Во-вторых, у зрячего человека из всех способов восприятия зрение — на первом месте, остальные же чувства, включая слух — как правило, на втором плане и
И тем не менее, мне удалось добиться каких-то успехов в освоении vOICe. Ходить по комнате с завязанными глазами я не научилась, зато после нескольких недель тренировок я смогла сначала определять, какая фигура нарисована на озвучиваемой картинке — прямоугольник, овал или отрезок. Потом я научилась «слышать» несколько взаимно пересекающихся фигур, зарисовывать их взаимное расположение и определять яркость каждого объекта. Не на 100%, но на 60-70 мне удавалось довольно точно воспринять картинку. Пробовала я играть и в аудио-версию старого доброго «Вольфенштейна» — но, увы, абсолютно безуспешно.
Просуществовав чуть более года, наш проект постепенно угас.
Как видим, эпоха Raspberry Pi, Epson Moverio, Google Glass и краудфандинговых *starter'ов дает подобным проектам гораздо больше шансов на успех, чем 5 или 10 лет назад. Так получилось, что опубликовать конкретно этот проект на GT и вообще в хабрасемействе удалось только сегодня, на финишной прямой, но это только первый пилотный эксперимент. В связи с чем предлагаю подумать: а какие еще инициативы для помощи людям с ограниченными возможностями можно реализовать именно благодаря сегодняшним технологиям, и каких еще технологий универсального характера (платформ, подобно вышеупомянутым) нам еще не хватает, чтобы в течение 5-10 лет существенно увеличить количество и качество таких проектов?
Автор: vxsw