Об инфракрасной съёмке я впервые узнал из переводной книги о фотографии, изданной ещё во времена СССР. Там было представлено несколько снимков с характерной атмосферой в кадре. Угольно-чёрное небо с облаками и белая растительность создавали ощущение запечатлённого сновидения и крепко запали в память.
Тогда, в конце девяностых, даже для опытных фотографов фотосъёмка в ИК-диапазоне была непростой задачей. Требовалась свежая специализированная фотоплёнка, которую нужно было тщательно оберегать от нагрева. Зарядку такой плёнки в камеру нужно было проводить в полной темноте, так как через «хвостик», вынутый из кассеты (выполняющий роль волновода) могла засветиться чуть ли не вся катушка.
Но со временем научно-технический прогресс сделал цифровые камеры доступными настолько, что появилась возможность в домашних условиях адаптировать их под съёмку в инфракрасных лучах.
Однажды в разговоре с приятелем выяснилось, что он продаёт фильтр ближнего ИК-диапазона B+W 093 пропускающий часть излучения, находящуюся за красным краем спектра. Не раздумывая, я сразу выкупил фильтр и стал воплощать задумку.
Внешне фильтр был похож на абсолютно непрозрачный кусок чёрного стекла и только полуденное Солнце могло «пробить». Сквозь него выглядело как тусклый красный кружок.
Внимание! На всякий случай предупрежу, что не используйте ИК фильтры для наблюдения за Солнцем, т. к. они отсекают только видимую часть спектра, а инфракрасная проходит почти полностью и может представлять опасность для зрения! Для визуальных наблюдений используйте специализированную солнечную плёнку.
Советую брать фильтры, отсекающие красную часть спектра. Их спектральное окно идёт после 800 нанометров. Так, вы получите бескомпромиссный результат и максимально возможный контраст.
Опытным путём фотолюбители выяснили, что фотокамера Nikon D70 имеет «окно прозрачности» в фильтре, стоящем перед матрицей. И если надеть на объектив ИК фильтр, то в солнечный день хватает яркости освещения для съёмки с экспозицией около секунды. У меня как раз была такая модель. Как почтой доставили фильтр с головой нырнул в ИК фотосъёмку.
Обратите внимание на размытый след от утреннего бегуна, выдержка составила 1,6 секунды
Тот самый штатив, чья тень часто стала появляться на снимках. Без него было никак
За время экспозиции облака успевали сдвинуться и размазаться.
Тополиный пух подсвечивается солнечным светом и создаёт эффект космического пейзажа
Люблю снимать старинные деревенские дома в ЧБ, особенно в ИК. Тёмное небо придаёт кадрам зловещее и одновременно безмятежное настроение
Энтузиазм был неисчерпаем. Почти всюду носил небольшой штатив и жадно снимал различные пейзажи и сюжеты. Однажды я даже фотографировал со штатива в движущемся автобусе, настолько увлёкся :)
Немного жутковато получились пешеходы, переходящие широкую улицу. Выдержка 3 секунды.
▍ Необычные открытия
С первых снимков обратил внимание на странно выглядящую человеческую кожу. В ближнем инфракрасном диапазоне она приобретает полупрозрачный, восковой вид. Губы и волосы теряют контраст, их пигментация становится почти незаметной. Однако, радужная оболочка глаз хорошо поглощает ИК-излучение.
Фотография: Nick Garrod
Некоторые предметы и ткани, выглядящие чёрными в видимом свете хорошо отражают в ИК. Ботинки из замши и штаны из синтетики выглядят почти белыми, а хлопчато-бумажные шнурки у ботинок и резиновая подошва — тёмными.
В пасмурные дни резко снижается количество ИК составляющей в освещении. Из-за чего небольшой костёр становится ярким их источником. Сравните эти два кадра, они сняты почти одновременно. Удивительно, одежда стала почти однотонной.
Также обратите внимание на цвет ткани фоторюкзака в левой части кадра. Примечательно, что разные его части отражают ИК в неравной степени. Визуально части ткани неотличимы.
▍ Переделка
Когда появилась более совершенная фотокамера, а старичок D70 бесполезно пылился в шкафу, решился на переделку. Она заключалась в разборке фотокамеры и удалении заграждающего ИК-фильтра перед матрицей, так называемого hot mirror-а. Вот подробная инструкция с картинками.
Я не снимал весь процесс, сделал пару кадров на память
У меня эта процедура не вызвала затруднений и справился за вечер. Но важно предупредить вас о некоторых последствиях вмешательства.
▍ Есть шанс необратимо повредить камеру при разборке. Можно поцарапать матрицу или сломать нежные механизмы затвора и порвать тонкие шлейфы. Если не уверены в себе, лучше отдайте ремонтникам сотовых телефонов, у которых руки натренированы на подобные задачи.
▍ После переделки камера будет снимать с искажёнными цветами, а автофокус начнёт промахиваться.
Также перестанут адекватно работать шкалы ручного фокуса, так как при извлечении фильтра перед матрицей меняется оптическая схема камеры (как именно меняется, не знаю, умничать не стану :) Придётся озаботиться и сделать новые отметки бесконечности на шкалах. Например, я опытным путём выяснил, на каком значении находится новая «бесконечность» и сделал отметку при помощи треугольной наклейки.
▍ Матрица лишается защитного слоя, будьте предельно осторожны при очистке.
Есть два варианта переделки. Можно вместо вынутого фильтра вклеить кусочек обрезанного ИК-фильтра. Тогда у вас будет возможность снимать ИК с любым объективом, в т. ч. сверхширокоугольным. А можно оставить надеваемый на объектив фильтр нетронутым и пользоваться объективами, к которым он подходит по диаметру. Либо использовать несколько фильтров. Ещё существуют кольца-адаптеры, позволяющие устанавливать фильтр большего диаметра на объективы с меньшим диаметром оправы.
Я выбрал способ без обрезки фильтра стеклорезом, но он имеет существенный минус. Так как фильтр для видимого спектра непрозрачен, то оптический видоискатель становится бесполезным. Но, скажу честно, эти особенности даже добавляют некоторую изюминку. Результат всегда чуть-чуть непредсказуем по композиции.
Я делаю несколько дублей, слегка изменяя наклон фотокамеры. Почти всегда снимаю на широкоугольный ретро-объектив Cosina 20 мм f/3.8 У него удобный, подходящий под большинство кадров угол зрения, посредственные характеристики и ещё он отлично ловит зайцев. В совокупности эти особенности придают несовершенство в картинку, делая её настроение под ретро.
После переделки вы сможете снимать уже с рук, на выдержках примерно 1/100 секунды, это позволяет запечатлеть динамичные сюжеты. Экспозамер по датчикам лучше не использовать и снимать в ручном режиме, контролируя экспозицию по экранчику (по гистограмме). Главное — избегать пересветов в сюжетно важных местах.
Маленький лайфхак — следует в самой камере выбрать баланс белого по снимку (через меню камеры) то она интерпретирует цвета таким образом, что сразу получается чёрно-белый кадр. Если не сделать, то кадр будет окрашен в фиолетово-белый градиент. Но это делается для удобства просмотра, я настойчиво рекомендую снимать в RAW, чтобы потом был небольшой запас для тонокоррекции и шумоподавления.
Вот таким нехитрым образом мы получаем фотокамеру без видоискателя, автофокуса и автоэкспозиции, но на которую можно снять потрясающие снимки. Дерзайте, моя цель — заразить вас азартом и показать, что этот вид съёмки доступный.
▍ Можно ли переделать другую фотокамеру?
Да, на сайте, посвящённом переделке фотокамер для ИК-съёмки, есть внушительное количество тьюториалов для распространённых моделей фотокамер Nikon, Canon, Sony и др.
Летняя безмятежность
По ставшей уже доброй традиции все снимки доступны по лицензии CC0 и залиты в облачную папку.
Автор: Андрей Ларин