В начале 2019 года маркетинговые, HR и digital-команды ЛАНИТ поняли, что компании нужен вирусный ролик, чтобы повысить узнаваемость бренда и показать, какие классные, веселые люди работают у нас. Эффект от такого видео предугадать невозможно, учитывая количество и скорость появления информации в сети. Поэтому во время обсуждения идеи мы решили сделать не один ролик, а целую серию видео. Так шансы завоевать внимание зрителя стали бы намного выше. В итоге, мы остановились на том, что сделаем комедийный мини-сериал про жизнь в айтишном офисе и назовём его «сИТком».
Мы собирались делать контент именно для соцсетей, поэтому решили играть по их правилам. В соцсети люди приходят развлекаться, поэтому, например, новостные и документальные ролики для создания потенциального вирусного эффекта вряд ли бы подошли. Мы уже делали короткие образовательные видео ранее, но идея не пришлась по душе аудитории: их редко и неохотно смотрели.
Изначально мы думали сделать сериал про взаимоотношения программиста с его женой, где жена стала бы центральным персонажем. Конфликт был бы в непонимании между «обычным» человеком и человеком из IT-сферы. Позже нам это показалось немного банальным, так как стереотип, что айтишники – это типичные гики, да и вообще, что программирование — не женское дело, уже устарели. Решили пойти от обратного. Появился первый персонаж сериала — системный архитектор Катя. Её образ помог разработать сюжет для первой серии, где обыгрываются стереотипы о специалистах IT-сферы:
«В кабинете сидит неуклюжий и самоуверенный начальник. К нему на собеседование приходят две Кати: одна на должность системного архитектора, другая — личным помощником.
Катя, системный архитектор
Катя, личный помощник
То, как выглядят девушки, идёт вразрез с взглядами на людей в голове начальника. Он, естественно, путает соискательниц. Эти образы стали отправной точкой. Дальше начали появляться и раскрываться другие персонажи: программист, сисадмин, клиент, стартапер, подрабатывающий курьером и другие».
Каждый эпизод выходит по пятницам, днём. Премьера первой серии состоялась 4 октября 2019 года
Производство серии проходит в несколько этапов:
- пишется сценарий,
- его утверждает режиссёр,
- сценарий согласовывается внутри компании,
- репетиции, съёмки, монтаж,
- новое согласование, но уже готовой серии.
На сценарий уходило от двух до пяти дней — в зависимости от загруженности и настроения сценариста (люди творческой профессии — такие люди творческой профессии). Утверждение режиссёром и согласование сценариев внутри компании проходило достаточно быстро, в течение одного дня. Правок практически не было. Репетиции длились недолго, прямо на съёмочной площадке.
Backstage
Мы несколько раз прогоняли все сцены, находили нужное настроение и в этот же день снимали. Итого на репетиции и съёмку одной или двух серий у нас уходил один съёмочный день. Поскольку юмор рождается спонтанно, участники старались импровизировать. Мы никогда не держались строго в рамках написанного сценария, если вдруг получалось что-то удачное или смешное, мы это оставляли. К примеру, реплика начальника про «полный бизнес» в первой серии — находка актера. А в серии «Молекулярная кухня» в конце босс переходит на гомерический хохот — не столько импровизация, сколько случайный момент, к которому мы пришли после нескольких дублей (возможно, в этом смехе можно услышать крик о помощи «начальника»). Ещё пример, на этот раз из серии «Курьер». Во время приветствия актер, играющий доставщика, залезает на стол, чтобы поцеловать руку Кате. Этого не было в сценарии, просто актер почувствовал, что это нужно и можно сделать. Особенно интересно смотреть на взгляды актёров в этой сцене, которые наблюдают за неожиданным поворотом событий. Да, в той же серии курьер перечисляет набор абсолютно нелепых функций, которые можно будет встроить в разработанные им наушники: проектор, навигатор, мультиварку и так далее. Конечно, актёр не заучивал этот список, он просто ходил в разные стороны и перечислял предметы, функции, которые взбредут в голову.
Самая яркая случайность произошла на съемках эпизода «Лампочка» (как символично). В самом начале серии помощница Катя сминает договор и раздраженно кидает его в программиста Колю. Бумажный комок прилетает точно ему в нагрудный карман. Изначально он должен был попасть коллеге в голову и упасть на стол перед ним. На то, чтобы это случилось красиво ушло какое-то колоссальное количество дублей и ничего не получалось. Мы, наверное, в течение часа кидались в несчастного Сергея Шаповалова (он же Коля) скомканными бумажками, но они то пролетали мимо, то приземлялись не туда, куда нужно… И вот после того, как он уже очень сильно рассердился и в сердцах крикнул: «Ну что же вы такие криворукие?!» — очередной бросок и бумажка падает прямо ему в карман. Конечно, мы решили брать именно этот дубль и больше не испытывать на прочность голову актёра.
Монтировалось все силами наших сотрудников, поэтому сборка серии занимала неделю. Но это примерные цифры. Иногда удавалось смонтировать и за два-три дня, а иногда уходило и полторы-две недели. Финальное утверждение, как и согласование сценария, тоже проходило быстро — не больше двух дней.
Сотрудники ЛАНИТ Digital (дочка в группе компаний) режиссируют (глава отдела продвижения) и монтируют (руководитель видеопроизводства компании) сериал. А вот сценарии ко всем эпизодам (кроме первого — автором выступил режиссёр) писали молодые выпускники сценарного факультета ВГИКа. Однако когда написанное в казалось нелогичным или непонятным, вся команда садилась и обсуждала проблемный фрагмент. Иногда отказывались от каких-то реплик, иногда меняли содержание, иногда что-то меняли местами. Порой случалось и спорить из-за содержания, но обошлось без конфликтов и следовательно без часового эфира «Пусть говорят».
Нам повезло друг с другом. Внутри ЛАНИТ есть театральная студия. В ней преподают профессиональные актёры, выпускники ГИТИСа. Наши коллеги с огромным удовольствием занимаются актёрским мастерством. Это, кстати, была ещё одна причина, по которой мы решили делать именно ситком. Мы думали, что сотрудникам будет очень интересно сняться в настоящем кино. Поэтому практически все актёры сИТкома — сотрудники компании. Правда, три человека из актёрского состава пришли со стороны: сисадмина Васю играет актёр любительского театра, клиента в серии «Курьер» и мужа Кати в серии «Молекулярная кухня» – профессиональные актёры. Но все быстро сработались и сдружились. Поэтому во время создания сериала не обнаружились ни подражатели Эдварда Нортона, ни фанаты методов Хичкока.
Сисадмин Вася — Михаил Лисин
Егор Ибрагимов в серии «Курьер»
Рамиль Мубинов в серии «Молекулярная кухня»
Режиссёр уже работал со всеми, кто снимается в сериале, поэтому команде не пришлось тратить время на кастинг. Актёрам предложили роли. Никто не отказался, все нашли возможность участвовать.
С поиском локаций нам тоже повезло. Поиска просто не было. Все съёмки проходили в офисе «ИНСИСТЕМС», компании, которая входит в нашу группу. У коллег очень красивое и современное помещение. В основном, мы снимали на третьем этаже, в open-space. А для первой серии директор компании выделил нам свой кабинет. Съемки проходили только по выходным. Во-первых, в будние дни люди работают (это все-таки офис, а не павильон студии). Вечером никогда не угадаешь, как долго ещё люди будут оставаться на рабочих местах. Мы бы просто друг другу мешали. Во-вторых, в вечернее время уже темно, это совсем другое освещение и совсем другое настроение на съёмочной площадке. В-третьих, главных героев у нас играли не профессиональные артисты, а сотрудники компании. Им точно было удобнее в выходные.
Главной трудностью стало формирование графика. Поскольку у всех работа и свои дела, проблематично собрать людей в одном месте в одно время. Многим приходилось жертвовать своими планами и свободным временем. Сложности были и во время съёмок. У каждого актёра были свои особенности. Например, у Михаила Лисина в серии «Пасхальное яйцо» случился затык на выучивании его длинного монолога про сакральный смысл пасхалок, он никак не мог запомнить последовательность. Ребята в три голоса раскладывали ему логику монолога, но все равно ему это давалось с большим трудом. Плюс был в том, что, чем больше у Миши не получалось, тем сильнее он начинал злиться. Благодаря этому получился образ несколько психованного взбудораженного сисадмина.
Вообще съёмочная группа вместе с актёрами подошли к процессу максимально серьёзно. Многие не только участвовали как артисты, но и помогали в организации процесса, например, снабжали необходимым реквизитом. Так, Аня Орлова (системный архитектор Катя) приносила ноутбуки, распечатанные старые договора, мышки. Для съемок новогодней серии весь коллектив бегал по разным магазинам и покупал продукты для оливье. Правда, потом мы поняли, что оливье можно купить готовым.
Как бонус, после съемок каждой серии мы заказывали пиццу. Вспоминали смешные моменты со съемочного дня, обсуждали серии.
Как отреагировала аудитория
Конечно, когда создаёшь что-то подобное, то в душе надеешься, что это будет принято максимально восторженно и тепло. Именно поэтому реальность всегда немного не совпадает с ожиданиями. Супервирусного эффекта с сИТкомом не произошло, но сериал был принят достаточно хорошо. Мы не получили ни одного негативного комментария, каждую серию, суммарно по соцсетям (Facebook, VK, YouTube и Telegram), посмотрело около 20 000 человек. А все серии только на YouTube посмотрели 17 тысяч уникальных зрителей. Кроме того, на YouTube-канале ЛАНИТ почти на треть выросло количество подписчиков.
Возможно, и вы захотите стать одним из постоянных зрителей нашего канала после просмотра новой серии сИТкома. На это раз мы подготовили особенный, новогодний эпизод, который закрывает первый сезон нашего сериала.
P.S. А какие у вас любимые ситкомы (после нашего, конечно)? Ждём ответы в комментариях.