Данная статья написана радиолюбителем, имеющим опыт руководства проектами по разработке и постановке на производство сложной радиоэлектронной аппаратуры. Цель данной статьи: помочь энтузиастам в организации их проектной деятельности, а также обозначить различия в подходах к реализации любительских (D.I.Y.) и коммерческих проектов.
Радиолюбительское движение существует уже больше века. Радиолюбительство – это хобби, т.к. радиолюбители осуществляют своё творчество в свободное от работы время. Творчество радиолюбителей обладает всеми отличительными чертами проектной деятельности:
- направлено на создание уникального продукта;
- имеет ограниченный возможностями семьи бюджет;
- имеет ограничение по отнятому у семьи времени.
Уникальным продуктом D.I.Y. проекта с точки зрения радиолюбителя может быть как собранная из радиоконструктора ёлочная гирлянда (да-да!), так и пакет конструкторской документации в объёме, достаточном для организации мелкосерийного производства разработанной в рамках проекта оригинальной радиоэлектронной аппаратуры.
Помимо создания уникального продукта приемлемым результатом любительского проекта может быть:
- чувство радости от технического творчества;
- чувство гордости за реализованный проект;
- укрепление отношений в семье.
А вот чего в результате любительского проекта быть не должно, так это:
- бесцельно потраченных денег и времени;
- ухудшения отношений в семье;
- урона здоровью и имуществу от взрыва, пожара или удара электрическим током в процессе проектной деятельности.
Простые правила
Для достижения успеха любительского проекта и минимизации потерь, как моральных, так и материальных, достаточно руководствоваться простыми правилами:
0. Не привлекать никакого внешнего финансирования до момента создания рабочего прототипа уникального продукта проекта.
1. Убедиться в технической возможности успешной реализации проекта ещё до принятия решения об открытии этого проекта.
2. Понимать, что на ранних стадиях ни сроки, ни бюджет любительского проекта планированию не поддаются.
3. Помнить, что на ранних стадиях Ваш любительский проект никому, кроме Вас, не интересен.
4. Не забывать, что на ранних стадиях любительский проект финансирует только семья энтузиаста отнятыми у неё временем и деньгами.
В основе этих простых правил лежит коренное отличие любительского проекта от коммерческого: свобода творчества в условиях финансирования из собственных средств.
В любительском проекте исполнитель имеет право самостоятельно обозначить цель проекта, его сроки и бюджет. Проектная деятельность может быть начата, прекращена или приостановлена исполнителем в любой момент. Все результаты проекта принадлежат исполнителю.
Привлечение внешнего финансирования влечёт за собой ответственность исполнителя перед инвестором за результаты проекта. Инвестор имеет право влиять на цель проекта, сроки и бюджет. Прекратить или приостановить проект можно только с разрешения инвестора. Инвестор полностью или частично владеет результатами проекта.
Простой пример
Радиолюбитель опубликовал конструкцию на базе микроконтроллера ATmega328P-PU в корпусе DIP-28. Схема разработки подобных решений проста:
- определяется замысел проекта;
- берётся заведомо исправная доступная по цене отладочная плата с ATmega328P-PU «на борту», с которой совместима несложная бесплатная среда разработки с библиотеками;
- из множества опубликованных в сети open source проектов для этой платформы выбирается какой-либо проект, подходящий для реализации замысла;
- производится макетирование разрабатываемого решения путём «обвязки» отладочной платы необходимой периферией;
- проводится или адаптация под требования к продукту выбранного open source проекта, или разработка оригинального ПО;
- после отладки ПО и схемы на макете разрабатывается печатная плата изделия, отвечающая уровню технологических возможностей разработчика.
Надо заметить, что эта «простая схема» на 100% соответствует нашим «простым правилам»:
0. Внешнее финансирование не привлечено.
1. Техническая возможность реализации была доказана наличием подобных проектов, опубликованными другими разработчиками.
2. Техническое задание, расписание проекта и его бюджет не разрабатывались.
3. Разработанное в рамках проекта решение опубликовано.
4. Время и деньги семьи сэкономлены использованием open source software, а также макетированием решения ещё до заказа печатных плат и комплектующих для их сборки.
+ Бонусом к «несложной схеме» ещё может быть и вовлечение своих детей в проект, что однозначно способствует улучшению отношений в семье.
Почему всё так, а не иначе
В рамках любительского проекта, без команды разработчиков и привлечения финансирования, сказать новое слово в технике практически невозможно. Все подобные идеи уже или теоретически обоснованы в научных статьях, или реализованы другими энтузиастами и затем опубликованы в открытых источниках, или воплощены в промышленных образцах. Это печально, но, тем не менее, упрощает доказательство технической возможности реализации замысла любительского проекта, а также избавляет от необходимости играть в «страшную коммерческую тайну», необходимость в которой возникает, разве что, в случае, когда у Вас есть, что патентовать. Но это уже, скорее, стартап, чем D.I.Y. проект.
Обычно, целью любительского проекта является повторение, или усовершенствование какой-либо существующей разработки или конструкции, где-то уже опубликованной со всеми схемами, чертежами, исходными кодами. Эта разработка или конструкция, также, может продаваться или в виде набора для самостоятельной сборки, или уже собранной на производстве. Ещё одной целью любительского проекта может быть переделка существующей разработки или конструкции для её какого-нибудь необычного применения. Например, радиолюбитель разрабатывает антенный анализатор на основе набора для сборки радиостанции.
После того, как техническая возможность реализации замысла проекта определена, рассматривается способ технической реализации этого замысла. На этом этапе проводится подробный анализ существующих решений с точки зрения схемотехники, конструктива, наличия готового open source software и т.п. В любительском проекте на этом месте целесообразно техническое задание не разрабатывать, а лишь сформулировать требования к MVP проекта. Затем любительский проект переходит в стадию эскизного проекта с целью создания рабочего макета. В коммерческом же проекте на этот момент времени уже есть уточнённое техническое задание и список технических требований. Затем, минуя стадию эскизного проекта, коммерческий проект переходит в стадию рабочего проекта с целью создания опытного образца.
Подробней о стадиях проекта можно узнать здесь. Там же даны ссылки на ГОСТ.
Разница в подходах обусловлена тем, что исполнитель в коммерческом проекте, как правило, уже имеет наработки по тематике этого проекта, чем и экономит время и деньги инвестора, пропустив стадию эскизного проекта. Исполнитель любительского проекта, в силу ограниченности семейного бюджета, не может позволить себе заказать изготовление десятка опытных образцов и перепаять во время их отладки половину компонентов, изрядно изрезав платы.
В любительском проекте для экономии денег и времени приходится проверять каждое своё решение моделированием и макетированием. Помогают в этом процессе отладочные платы, datasheets и application notes. Если же нужная отладочная плата неоправданно дорога, её приходится разрабатывать самостоятельно по информации о ней из открытых источников. Иногда бывает целесообразно заказать изготовление по льготной цене печатной платы «прототипа», на которой все эти самодельные отладочные платы и собрать. Особое внимание приходится обращать на логистику: лучше купить комплектующие дороже, но у надёжного поставщика.
В коммерческом проекте за потраченное радиолюбителем на макетирование время, обычно, успевают отладить опытные образцы и подготовить их к предварительным испытаниям. Если переделок было много, и есть вероятность, что опытные образцы не пройдут испытания на механическую прочность или «климатику», то заказывается изготовление следующей партии опытных образцов, уже с доработками. После предварительных испытаний на этих же опытных образцах проводят приёмочные испытания. Затем корректируют рабочую документацию до состояния конструкторской документации, и ставят изделие на производство. Profit!
В это время в любительском проекте, скорее всего, всё ещё продолжается процесс макетирования. Если этот процесс заканчивается созданием рабочего макета, разработчик может продолжить проект. Тогда он принимает решение о создании опытного образца (прототипа), пишет техническое задание, разрабатывает бизнес-план, привлекает финансирование.
Но в любительском проекте разработчик, получив предварительный результат, может проект и не продолжать. Это является ещё одной принципиальной разницей в подходах: по факту реализации замысла проекта на рабочем макете можно провести семейный совет с демонстрацией полученных результатов. После чего проект можно закрыть, а результаты проекта опубликовать. Найдутся последователи – отлично! Не найдутся – не так и важно.
Главное условие успеха в D.I.Y. проекте, чтобы близкие люди понимали, на что были израсходованы деньги и время, и поддерживали Ваши начинания!
В последующих частях статьи будет история любительского проекта автора, изложенная по приведенной в вводной части методике.
И ещё, коллеги! Не расценивайте всё вышесказанное как догму. Эта статья всего лишь отражает взгляды автора на феномен любительских проектов с точки зрения богатого жизненного опыта и профессиональных знаний. Очень надеюсь, что любая оценка будет сопровождаться комментарием.
73! До связи!
Автор: Дмитрий Руднев